1. При каких условиях верны результаты теории общественного благосостояния?
2. Какой функцией выражаются предпочтения людей в условиях неопределенности?
3. Какие характеристики поведения людей отражает функция ценности Канемана-Тверски в случаях выигрышей и в случаях потерь?
4. Почему автомобиль, продающийся с рук, резко теряет в цене по сравнению с автомобилем, продающимся из автомобильного салона?
5. Каким принципам должны соответствовать рыночные сигналы, чтобы минимизировать действие отрицательного отбора?
6. Почему возникают страховые рынки?
7. Какова роль эффективной заработной платы в решении проблемы нанимателя и нанятого?
Вопросы для обсуждения
1. Что порождает неопределенность возможных результатов выбора?
2. Каковы правила, вытекающие из функции ценности, которые используются на практике продавцами и людьми, делающими подарки?
3. В чем суть эвристик доступности, типичности (репрезентативности), «фиксирование и коррекция» и эффекта оформления?
4. Какова роль сертификации, стандартизации и фирменных торговых марок в снижении асимметричности рынка?
5. Как проявляется моральный риск в страховании?
6. Каковы способы решения проблемы «принципал-агент»?
7. В чем суть моделей теории эффективной заработной платы?
Задачи и тесты
1. Общее конкурентное равновесие существует и оптимально по Парето при условии:
а) полной информированности субъектов;
б) несовершенной информации на рынках;
в) если информация экзогенна;
г) если информация эндогенна;
д) если индивиды ведут себя иррационально;
е) если индивиды ведут себя рационально;
ж) если один участник рынка оказывает воздействие на поведение других.
2. Существование рынков с несовершенной информацией вызвано тем, что:
а) информация экзогенна;
б) информация эндогенна;
в) действия участников рынка передают информацию;
г) участники рынка стараются скрыть информацию;
д) участники рынка полностью открывают информацию;
е) полученная информация не влияет на поведение участников рынка;
ж) поученная информация влияет на поведение участников рынка.
3. Неопределенность в экономике порождается:
а) желанием участников рынка передать истинную информацию;
б) желанием участников рынка передать ложную информацию;
в) желанием участников рынка скрыть информацию;
г) оценкой участниками рынка только того, что нравится им самим;
д) отсутствием стимулов «лгать».
4. Предположим, что застенчивость характера для 90% всех библиотекарей и только для 20% всех продавцов, и что продавцов в 4 раза больше, чем библиотекарей. Какова вероятность того, что случайно выбранный человек, отличающийся застенчивостью, является библиотекарем при условии, что он может быть либо библиотекарем, либо продавцом?
5. Предположим, что ваши оценки заданы функцией ценности Канемана-Тверски, подобной той, что показана на рисунке.
Вы решили применить практические «правила» и оценить различные комбинации событий, которые встречаются в вашей жизни. Какова была бы ваша реакция на следующие сочетания событий?
а) доход в 500 тыс. руб. и потеря 50 тыс. руб.;
б) доход в 50 тыс. руб. и потеря 500 тыс. руб.;
в) доход в 500 тыс. руб. и доход 600 тыс. руб.;
г) потеря 500 тыс. руб. и потеря 600 тыс. руб.
6. Мария пересечет на машине город, чтобы воспользоваться 40-процентной скидкой на 40-тысячерублевую блузку, но не поступит так, чтобы воспользоваться 10-процентной скидкой на 100-тысячерублевую видеокассету. Допуская, что она может купить оба товара по полным прейскурантным ценам в универсальном магазине, находящемся рядом с ее домом, рационально ли ее поведение?
7. Евгений затрудняется сделать выбор между двумя теннисными ракетками А и Б. Как показано на рисунке, Б имеет большую силу удара, чем А, но менее контролируема. Согласно модели рационального выбора как повлияет на окончательное решение Евгения наличие третьей альтернативы – ракетки В? Если в этой ситуации Евгений поведет себя подобно большинству тех, кто принимает ординарное решение, будет ли иметь значение для его решения добавление ракетки В?
8. Известно, что некоторая часть всех новых автомашин (d), произведенных в Германии, имеет дефекты, которые могут быть выявлены только их владельцами. Каждый потребитель нейтрально относится к риску и оценивает машину без дефектов в 6000 евро. Новые машины продаются по цене 4000 евро каждая. Если не учитывать износа от использования машины, то какой будет стоимость подержанного автомобиля?
9. Фирма осуществляет операции, в ходе которых имеется возможность для хищений с малой вероятностью их обнаружения. Если она найдет честного работника, то сэкономит большие деньги. Для поиска работников, не склонных к хищениям, используется следующая стратегия: назначается небольшая начальная заработная плата, которую ежегодно повышают с тем, чтобы через 10 лет работник этой фирмы получал бы больше, чем в каком-либо другом месте. Сегодняшняя оценка прироста заработной платы в будущем больше, чем сегодняшняя оценка недоплат за предыдущие годы.
а) Каким образом такая стратегия помогает поиску работников, несклонных к хищениям? Будет ли такая стратегия эффективной, если вероятность обнаружения хищений равна 0?
б) Почему способность фирмы реализовать такую стратегию может до некоторой степени зависеть от ее репутации на рынке труда?
Литература
1. Пиндайк Р., Рубенфельд Д. Микроэкономика – М.: «Экономика», «Дело», 1992. – 510 с.
2. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. – М.: ИНФРА-М, 2000. – XVI, 696 с.
3. Стиглиц Дж. Информация и изменение парадигмы экономической теории. // Экономический вестник. – Вып. 3. – № 3. – 2003. – С. 336-421.
4. Белянин А. Дэниел Канеман и Вернон Смит: экономический анализ человеческого поведения // Вопросы экономики. – № 1. – 2003. – С. 4-23.
5. Ясинский Ю.М., Тихонов А.О. Развитие социально-экономических систем: Монография. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 95 с.