Основные принципы государственного регулирования окружающей среды на длительную перспективу определяются международными и национальным законодательством, требованиями экологизации экономики и направлении на разработку экономического механизма обеспечения экологически устойчивого развития. Понятие «устойчивое развитие» вошло в научный обиход мирового сообщества в 1987 г. со времени опубликование доклада Международной комиссии по окружающей среде и развитию при ООН «Наше общее будущее». В докладе под устойчивым развитием понимается такая модель устойчивого социально-экономического развития, при которой удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей достигается без нанесения ущерба будущим поколениям.
В 1992 г. Республика Беларусь совместно со 178 государствами подписала на конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро) ряд программных документов, определяющих согласованную политику по обеспечению устойчивого развития.
В 2004 г. был ратифицирован Киотский протокол Конвенции об изменении климата. По мнению экологов, мировой общественности нужно приложить все усилия для ограничения выбросов парниковых газов и не допустить потепления климата более, чем на 2 градуса.
Это налагает на государство обязанность по ограничению строительства и закрытию многих существующих экологически вредных объектов, которые осуществляют выбросы продуктов отработанного топлива в атмосферу и, тем самым способствуют глобальному потеплению.
Для того, чтобы данное соглашение имело прочную экологическую и экономическую основу, были сформулированы три основные задачи (рис.11.15).
Выполнение первой задачи Киотского протокола выражается в следующем:
· установлении дифференцирования показателей ключевых промышленно развитых стран в диапазоне от 6 до 8 процентов ниже базовых уровней (1990 и 1995 гг.) выбросов парниковых газов;
· страны-участницы должны достигнуть установленных показателей в период с 2008 по 2012 годы, что дает им большие возможности для постепенного внедрения новых технологий при оптимальных затратах.
Вторая задача Киотского протокола должна выполняться на основе нового рыночного подхода. Компании и страны отныне имеют возможность продавать и покупать друг у друга квоты на выбросы парниковых газов. Квоты на загрязнение становятся товаром, имеющим цену.
Пример. Механизм учета покупки и продажи квот аналогичен механизму учета денежных средств в банковской системе. Имея излишек денег, банк предлагает их другим банкам по более высокой процентной ставке, чем, допустим, приобрел сам. Вырученный доход от продажи банк использует в собственных интересах. И напротив, банк, желающий приобрести дополнительные денежные средства, к примеру, для расчета с кредиторами, изыскивает собственные ресурсы, привлекая средства от других своих банковских операций. В итоге, общая величина баланса денежных средств, несмотря на внутрибанковские операции, остается неизменной. Рассмотрим пример покупки и продажи квот на выбросы парниковых газов. Возьмем три страны, А, В и С. Установленный Протоколом лимит выбросов у каждой составляет 150, 100 и 200 млн т в год соответственно (табл. 11.1)
Таблица 11.1
Пример выполнения второй задачи Киотского Протокола
Лимит выбросов (млн т)
Продажа квот (млн т)
Покупка квот (млн т)
Допустимые выбросы
(млн т)
Страна А
Страна В
–
Страна С
–
Итого
Допустим, страна А решила продать 20 млн т парниковых газов от величины своего лимита, а затем по каким-то причинам приобрести 10 млн т. В итоге, величина допустимых выбросов для страны А составит 140 млн т в год (150-20+10). Аналогично рассчитываются допустимые выбросы для стран В и С. Итак, первоначальная общая величина лимита выбросов для трех стран, составляющая 450 млн т не изменилась. Однако выбросы каждой из стран отличаются от первоначального распределения. Мотивацией к таким изменениям явилась экономическая выгода, получаемая каждой страной, участвующей в торговле квотами. Кроме того этот пример дает ответ на вопрос: пострадает ли климат от произведенных выбросов? Отрицательный ответ вполне очевиден, т.к. торговля квотами не увеличивает объем выбросов, а только их перераспределяет. Не нарушая фундаментальных основ установленных ранее ограничений на выбросы, общество получает возможность найти наилучший путь для выполнения этих ограничений.
Третья задача Киотского Протокола связана с привлечением к участию развивающихся стран. Необходимо учитывать тот факт, что примерно к 2015 году Китай станет самым крупным источником атмосферных выбросов парниковых газов, а к 2025 году развивающиеся страны будут в целом выбрасывать больше, чем промышленно развитой мир. Концепция осуществления совместных (развитие и развивающиеся страны) предполагает использование механизма «кредитования» выбросов.
В рамках совместного осуществления правительство или предприятие страны-донора вкладывает инвестиции в отдельные проекты по снижению выбросов или поглощения углекислого газа в страну-получатель, что предлагает низкозатратную деятельность по сокращению выбросов или поглощению углекислого газа. Создается кредит (или компенсация) выбросов, т.е. контролируемое сокращение выбросов, достигнутое через конкретный проект, которое донор может затем использовать для покрытия своих собственных выбросов. Страна-получатель, в свою очередь, обеспечивает передачу новых технологий и финансовую устойчивость того проекта, который участвует в совместном осуществлении программ.
К примеру, развитая стран А должна сократить годовые выбросы углекислого газа на величину 10 млн т (см. табл. 11.2). Страна А уже потратила значительные средства на энергосбережение, поэтому новые вложения дают не слишком значительную экологическую отдачу, и снижение годовых выбросов двуокиси углерода на 1 тонну обходится здесь в 40 долларов инвестиций. Страна В только начинает серьезные инвестиции в энергосбережение, здесь затраты на 1 тонну снижения выбросов составляют 10 долларов. Очевидно, что ели страны выполняют обязательства независимо, то потратят 400 и 100 млн долларов. Однако страна А вместо того, чтобы потратить 400 млн долларов дома для сокращения 10 млн т выбросов, может потратить 100 млн долларов (10$×10 млн т) в стране В с таким же экологическим эффектом; тем самым страна В получит 100 млн долларов инвестиций, а страна А сэкономит 300 млн долларов (10 млн т × (40-10)) на выполнении своих обязательств. Инвестиции в связи с обязательствами страны А удачно компенсироваться с мерами, предпринимаемыми страной В по выполнению ее собственных обязательств по сокращению выбросов на 10 млн т, для чего потребуется 100 млн долларов (10$×10 млн т) инвестиций, и тогда сотрудничество принесет этой стране не просто инвестиции, а еще больше выгод. Выгоды будут заключаться в сокращении других выбросов вредных для здоровья в связи с установлением очистных сооружений и новых технологий страной-покупателем.
Таблица 11.2
Пример выполнения третьей задачи Киотского Протокола
Развитая страна А
Развивающаяся страна В
Обязательства по сокращению выбросов ПГ (млн т)
Затраты на одну тонну выбросов (долларов)
Итого затрат
Государственное регулирование природопользования в РБ не ограничивается участием в международных соглашениях. Республика Беларусь одной из первых среди государств мира осуществила разработку Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР) в 1997 году. С 1998 года Национальная стратегия устойчивого развития включена в систему государственных прогнозов социально-экономического развития, согласно которым она разрабатывается один раз в 5 лет на 15-летний период.
В настоящее время принята Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. Важнейшими принципами экологической политики определены:
· поддержка целостности экологических систем посредством эффективного управления экологическим потенциалом страны;
· снижение давления на окружающую среду со стороны экономики (в процессе ее роста);
· защита окружающей среды как неотъемлемой части процесса развития;
· социальное и экологическое взаимодействие для повышения качества жизни;
· расширение сотрудничества с другими странами с учетом глобальной экологической взаимозависимости.
Сохранение благоприятной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов является высшим приоритетом НСУР-2020. Его реализация осуществляется путем разработки и проведения активной государственной экологической политики, основанной на интеграции экономического, экологического и социального аспектов развития. В стране создается система кратковременного и долгосрочного планирования, совершенствуется экономический механизм природопользования. Стратегическими целями экологической политики РБ являются: создание благоприятной окружающей среды; улучшение условий и проживания и здоровья населения, обеспечение экологической безопасности.
Сохраняющиеся экологические проблемы связаны с недостаточным применением новых технологий и оборудования в ряде отраслей экономики: ростом парка автомобилей, в том числе с длительным сроком пользования; старением действующих мелиоративных систем, неполным извлечением полезных компонентов из добываемого минерального сырья; низкой степенью утилизации отходов производства и потребления; усилением антропогенной нагрузки на биологические ресурсы. Экологическая ситуация в Беларуси осложнена последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС и функционированием экологоопасных, ресурсо-и-энергоемких производств.
Общими направлениями осуществления экологической политики на период до 2020г. являются:
· развитие механизма экономического природопользования;
· экономическая оценка природных ресурсов и определения ущерба, связанного с их использованием;
· лицензирование видов деятельности;
· развитие мониторинга окружающей среды.
Необходимость решения этих проблем определяет стратегическую цель экологической политики РБ на очередное пятилетие – обеспечение качества окружающей среды, сохранение целостности природных экосистем, устойчивое ресурсосбережение, обеспечение экологической безопасности в интересах нынешних и будущих поколений.
Согласно Программе социально-экономического развития РБ на 2006–2010 гг. необходимо обеспечить:
· приведение природоохранного законодательства в соответствие с современными условиями, международными конвенциями, протоколами, соглашениями;
· совершенствование экономического механизма природопользования, предусматривающего корректировку существующих и введение новых видов платежей; создание системы экологического страхования;
· дальнейшее внедрение системы экологической сертификации на предприятиях отрасли в соответствии с международными стандартами;
· экологизацию экономики на базе внедрения малоотходных и безотходных технологий, модернизацию действующих производств;
· безопасные условия жизнедеятельности населения на территории радиоактивного загрязнения, проведение радиационного мониторинга природных ресурсов.
Методы регулирования природопользования условию делятся на нормативно-правовые, организационно-административные, финансово- экономические.
Правовые методы включают законы, правовые акты и т.д. Важнейшими являются: Конституция РБ, где в ст.46 выделена экологическая функция государства, Закон «Об охране окружающей среды» 1992г., «О праве собственности на землю», «О государственной экологической экспертизе», земельный Кодекс, водный Кодекс, Закон «Об охране использования животного мира» и т.д.
Регламентация хозяйственной деятельности, ограничивающая воздействие на природную среду определяется также нормативными методами регулирования. Большую роль играет кадастровая оценка ресурсов. Кадастр – систематизированный свод данных, включающий качественную и количественную опись объектов и явлений, в ряде случаев с их экономической оценкой. В настоящее время ведется множество кадастров: земельные, почвенные, водные, лесные кадастры. Также в республике действует система реестров: реестр природно-заповедных территорий и объектов (заповедников, национальных парков, памятников природы) и реестр загрязнителей, в котором ведут учет загрязнителей, выбросов, сбросов, захоронений, даются качественные и количественные показатели.
К организационно-административным методам регулирования природопользования относят: регламентацию хозяйственной деятельности, мониторинг объектов природной среды и ресурсов, контроль за соблюдением стандартов и нормативов, лицензирование и разрешительную деятельности, государственную экологическую экспертизу.
Финансово-экономические методы природопользования, построены на принципе платности природопользования, который действует через систему платежей, налогов, штрафов. Принцип платности заключается в том, чтобы пользование природными ресурсами направить на решение экономических и экологических задач, повысить заинтересованность в их эффективном использовании, формировать дополнительные финансовые источники для воспроизводства ресурсов. В Республике Беларусь действует плата за землю, за использование недр, за пользование водными объектами, лесными ресурсами и т.д. Порядок установления оплаты состоит из трех этапов: определение базовых нормативов платы; дифференцированных нормативов; конкретных размеров платы за загрязнение.
Ограниченность природных ресурсов вызывает необходимость повышения экологических требований к экономике. Само экономическое развитие внутренне противоречиво, так как оно порождает, с одной стороны, ряд экологических проблем, а с другой – в самом экономическом развитии заложена основа для устранения этих противоречий.
Поэтому необходимо комплексное решение хозяйственных проблем с учетом требований природной среды и наоборот. Противостояние экономики и экологии должно решаться в современных условиях не администрированием, а при помощи постоянно действующих институтов и механизмов на базе рыночных отношений.