Последний источник несостоятельности рынка проявляется тогда, когда рынки не способны предложить товары, полезные для многих потребителей. Общественным благом называется товар, который благодаря низкой цене может стать доступным для многих потребителей, но, будучи адресованным лишь некоторым из них, он может остаться недоступным для других. Например, предположим, что какая-то фирма принимает решение о проведении исследований по новой технологии, для которой она не сможет получить патент. Когда же это изобретение становится широко известным, другие фирмы получат возможность воспроизвести его. В той мере, в какой затруднительно оградить другие фирмы от продажи данного товара, это исследование не будет прибыльным.
Таким образом, рынки не способны обеспечить производство достаточного количества общественных благ. Мы увидим в главе 13, что государство иногда может решить данную проблему, либо предлагая такое благо от своего лица, либо стимулируя частные предприятия к его производству.
К общественным благам относятся и знания. Известно, что достоинства и преимущества знания как товара не могут быть полностью использованы его создателем в виде получения прибыли. Указанные преимущества могут достаться широкой общественности таким образом, что создатель товара не получит никакого вознаграждения. Поэтому роль государства в инновационной экономике сложно переоценить.