Ведущий преподаватель создает группы заранее, которые более тщательно готовятся по всей теме занятия, продумывают актуальные проблемы по данной теме.
Вначале игры участники объединяются в уже созданные группы.
Ведущий преподаватель знакомит участников игры с ролями: «Вначале нам необходимо выбрать руководителя-координатора действий для каждой группы, со следующими правами и обязанностями:
внимательно выслушивать членов группы по всем вопросам;
организовывать обсуждение различных мнений, вместе со всеми выбирать, формулировать лучшее решение;
назначать выступающего от группы с помощью голосования;
обеспечивать активное участие в учебной деятельности всех членов группы и соблюдение ими правил игры.
От умелого, разумного руководства зависит успешность деятельности и психологический климат в группе. Руководителю нужно действовать смело, убедительно высказывать свое мнение, быть дружественным, поощрять уместный юмор». (Происходит выбор руководителей групп.)
Затем ведущий преподаватель по своему усмотрению, а может и по желанию студентов, выбирает и представляет экспертную группу: «Теперь выберем научного эксперта (один или группа во главе с председателем), технического эксперта (один или два), права и обязанности каждого таковы:
Научный эксперт (обязанности):
внимательно следит за ходом учебной деятельности, своевременно вмешивается, чтобы обратить внимание участников на решение проблемы, направить учебную деятельность по правильному пути, уточнить точки зрения;
оценивает содержание выступлений, вопросов, возражений, дополнений и предложений, научную обоснованность, логику, методологию, практическое значение и др;
совместно с техническим экспертом (экспертной группой) распределяет места между группами;
делает заключение по решению проблемы, сообщает правильное ее решение.
Рекомендуемые критерии оценки деятельности учебных групп приведены в таблице 1.
Таблица 1. Критерии оценки деятельности групп
Вид учебной деятельности
Допустимое время (мин)
Количество баллов
Выдвижение проблем
До +5
Защита проблемы
До +5
Вопрос
0,5
До +1
Ответ на вопрос
До +1
Возражение
До +1
Предложение
До +1
Дополнение
До +1
Научный эксперт имеет право:
принимать активное участие в учебной деятельности;
задавать вопросы и возражать.
Технический эксперт (обязанности):
оценивает организационную сторону работы групп;
оценивает вместе с научным экспертом содержание учебной деятельности;
записывает на доске результаты оценок в таблице (по форме таблицы 3).
Технический эксперт имеет право:
принимать участие в учебной деятельности;
задавать вопросы и возражать;
высказывать мнение о работе групп при подведении итогов».
Далее ведущий преподаватель знакомит участников игры с их обязанностями: «А сейчас внимательно прослушайте следующую информацию, которая касается поведения каждого участника игры:
каждый участник игры внимательно следит за ходом дискуссии, выделяет главное, анализирует выступления других групп;
каждый готовит один вопрос и одно возражение, дополнение другой группе;
выступать нужно коротко, ясно, убедительно;
надо быть дружественным, доброжелательным к другим мнениям, уметь вести конструктивный диалог;
следует строго соблюдать регламент;
использовать оригинальные ответы, юмор; но в пределах деловой дискуссии».
Ведущий преподаватель также объясняет правила сотрудничества, требования к выдвижению и защите проблем, вопросам, ответам, возражениям, предложениям, дополнениям.
При выдвижении проблем должно быть:
1. Соответствие теме дискуссии
2. Точность, лаконичность формулировок.
3. Полнота раскрытия темы, ее основных аспектов (крупные блоки, не мельчить)
4. Актуальность, практическая значимость.
При защите проблемы должна быть:
5. Научная обоснованность и практическая значимость.
6. Полнота раскрытия содержания проблемы.
7. Конкретность, лаконичность.
8. Форма подачи материала, культура речи.
Вопросы должны формулироваться:
9. С целью уточнения, развития обсуждаемой проблемы.
10. С четкостью, краткостью, ясностью формулировок.
Ответы на вопросы должны формулироваться:
11. В точном соответствии с поставленным вопросом.
12. Кратко, но достаточно, обоснованно.
Возражения, предложения, дополнения (принимаются с благодарностью, без ответа) формулируются:
13. С целью развития, уточнения проблемы
14. С целью аргументированности
15. Повышения конкретности, лаконичности
16. Корректно, доброжелательно.
После всего вышесказанного ведущий преподаватель переходит к объявлению темы игры: «А теперь, после того, как мы распределили роли, права и обязанности, следует объявить тему нашей игры. Она звучит так «Анализ результатов хозяйственной деятельности предприятия с помощью встроенных функций табличного процессора Excel»». Каждой группе необходимо в течение 5 минут продумать и выдвинуть по теме проблемы, которые являются актуальными, требуют дальнейшей практической разработки».