Экспозиция определяет количество света, попадающего на CCD-матрицу. Это количество равно интенсивности света, умноженной на время воздействия. Интенсивность света зависит от размера отверстия диафрагмы (апертуры), через которое свет попадает в камеру. Чем меньше число диафрагмы, тем больше отверстие.
Время воздействия определяется величиной выдержки - промежутком, в течение которого затвор фотоаппарата открыт для экспонирования. Каждая камера позволяет установить оба эти параметра. Возможно множество комбинаций выдержки и диафрагмы, которые дают одно и то же значение экспозиции. Для правильной и точной установки выдержки и диафрагмы требуется значительный опыт или хороший экспонометр.
Величина выдержки обычно может быть изменена от нескольких секунд до 1/1000 секунды. Диафрагма регулируется в пределах от 1.4 до 16.
Наиболее просто задать экспозицию, выбрав один из готовых вариантов. Например, в камерах Epson варианты настройки включают такие режимы съемки, как «Спорт», «Пейзаж» и т.д., и преимущественно регулируют выдержку.
Другой вариант установки экспозиции позволяет определить приоритет выдержки или диафрагмы. Если установлен приоритет выдержки, то выдержка должна быть задана вручную, а диафрагма подобрана камерой автоматически. Если же приоритет отдается диафрагме, то автоматически устанавливается выдержка.
Возможна экспокоррекция - сдвиг экспозиции относительно правильного значения, позволяющая затемнять и осветлять изображение. Минимальное отклонение, на которое можно изменить экспозицию, называется шагом экспокоррекции. Обычно экспокоррекция задается в виде числа от -2 до +2.
Наиболее часто используется автоматическая установка диафрагмы и ручная установка выдержки. Величина выдержки зависит от объекта съемки и в большинстве случаев задается в долях секунды от нескольких секунд до 1/10000 секунды. Для съемки быстродвижущихся объектов следует выбирать очень маленькие значения выдержки, иначе движущийся объект получится размытым. При этом необходимо вручную фокусировать камеру, т.е. устанавливать расстояния до перемещающегося объекта, так как автоматически настроиться на такой объект фотоаппарат не сможет.
Брекетинг. Это автоматический режим серийной съемки, в котором каждый кадр снимается с разными смещенными друг относительно друга значениями экспозиции (с разной вздержкой и диафрагмой), с недодержкой и передержкой. Этот режим обычно используется в сложных световых условиях, когда тяжело точно определить требующиеся диафрагму и выдержку.
Ручная установка диафрагмы позволяет управлять композицией изображения. Большие значения диафрагмы позволяют сделать резкими и передний и задний план. Малые значения дают на снимке размытый фон и увеличивают эффективную дальность вспышки.
Если объект съемки статичен, то можно не устанавливать эти значения вручную, а просто «подсказать» фотоаппарату, как лучше замерять экспозицию. С этой работой прекрасно справится система TTL (Through The Lens - Через объектив), оценивающая реальное количество света, проходящее через оптическую систему,
Возможны четыре способа замера экспозиции.
- Общий (Evaluative) — замер считывает показания освещенности со всех сенсоров матрицы и сравнивает полученные результаты с базой данных, основанной на изучении большого количества проверенных композиций кадра.
- Точечный (Spot) - замер экспозиции оценивает освещенность по небольшому участку в центре кадра.
- Центрально-взвешенный (Centre-Weighted) - в чем-то схож с общим, т.е. информация об освещенности собирается со всех датчиков, но преимущество в определении экспозиции отдается центральной группе.
Для портретов рекомендуется центрально-взвешенный замер экспозиции, для точной экспозиции объекта в фокусе - точечный.
Оптика
Оптическая система фотоаппарата может быть двух видов: зеркальная и не зеркальная, В не зеркальных камерах, оптический видоискатель не связан с объективом аппарата. Поэтому при съемке близких объектов возникает эффект параллакса, заключающийся в том, что такой видоискатель показывает не то, что на самом деле «видит» объектив камеры.
Учитывая вышесказанное производители недорогой компактной бытовой фототехники в последнее время отказываются оснащать свои камеры оптическими видоискателями. Они предлагают потребителям пользоваться ЖК дисплейным видоискателем, которым оборудуется большинство камер.
С позиции оптического оснащения цифровые камеры можно условно разделить на следующие группы (рис.033):
- профессиональные зеркальные камеры со сменной оптикой;
- любительские зеркальные камеры с монолитной оптикой;
- «псевдозеркалки» с монолитной сложной оптикой и наличием «ультразума»;
- компактные камеры, имеющие объективы с переменным фокусным расстоянием.
Выбирая камеру, может быть, вам стоит обратить внимание именно на категорию «псевдозеркалки» с монолитной сложной оптикой и наличием «ультразума». Это камеры, сделанные на базе зеркальных (типа Panasonic DMC-FZ30,рис.034). Их отличает наличие электронного видоискателя и монолитного (несъемного) сложного объектива с переменным фокусным расстоянием (ультразум), включающего в себя несколько асферических элементов, что позволяет получить хорошую картинку на всей поверхности кадра, а не только в его центре. Многие такие камеры имеют возможность изменения фокусного расстояния до 14-кратного и оснащены оптическими стабилизаторами изображения.