(Рис.027). Изображение в цветовом режиме Grayscale (Полутоновый) имеет глубину 8 бит для единственного черного цвета, что обеспечивает 256 оттенков серого цвета при переходе от белого к черному. Однако типичная цветная цифровая фотография имеет три основных цвета: красный, зеленый и синий (RGB). И большинство цифровых фотографий (после их сохранения и переноса в компьютер) имеет глубину 8 бит для цвета (различных тонов и оттенков), связанного с каждым из трех каналов (именно по этому принципу и создается 24-битовое изображение: 3 основных цветовых канала, каждый по 8 бит). Чтобы вычислить количество цветов, доступное в полноцветном изображении в режиме RGB, нужно перемножить число цветов каждого основного канала. Для 24-битового изображения в режиме RGB это будет 256×256x256 - примерно 16,7 миллионов доступных цветов.
Человеческий глаз способен различать 12-14 миллионов цветов, поэтому глубина цвета 24 бит считается минимальной для создания фотореалистичных изображений (с полутонами (continuous tone), так что глаз не видит резких границ при переходе от одного цвета к другому). Конечно, способность вашего фотоаппарата зафиксировать миллионы цветов еще не означает, что вы их действительно получите. На типичной фотографии обычно присутствует около 5000 различных цветов, но существуют специальные палитры и функции, которые способны довести число цветов до миллиона или даже биллиона.
Однако битовая глубина определяет не только количество цветов, но и постепенность переходов между ними, однородность и гладкость оттенков при переходах одного цвета в другой, что напрямую зависит от числа цветов. Представьте себе фотопортрет. На лице должно присутствовать множество различных цветов и оттенков, чтобы сложная текстура человеческой кожи была передана верно. Иначе вы получите неестественное, ступенчатое изображение, испещренное графическими погрешностями.
В памяти цифровой камеры (особенно это касается дорогих профессиональных моделей) изображение может сохраняться при глубине цвета фактически 16 бит, которые можно перевести в 48 бит (биллионы различных цветов) для изображения в цветовой модели RGB. Вообще говоря, вы не можете воспользоваться напрямую всей этой цветовой информацией (распечатать такое изображение или отобразить его на дисплее), но Photoshop и другие профессиональные программы редактирования изображений способны открывать и обрабатывать такие большие файлы.
Фотограф может сам выбрать, какие биты использовать, а какие удалить при создании 24-битового изображения. Благодаря этому профессиональные фотографы, умеющие использовать перечисленные возможности, обретают значительный контроль над эстетической и технической сторонами создания изображения.
Матрицы сканеров и цифровых камер. Все матрицы сканеров и цифровых камер способны воспроизводить 24-битные (8*3) изображения. Некоторые в состоянии передать 36 бит (12*3), а определенные дорогие модели сканеров и цифровых камер даже 48 бит (16*3).
Мнение профессионала. Так как 48-битные изображения очень велики, требуют больше времени при сканировании и имеют ограничения в обработке, я не сканирую все свои фотографии в этом режиме. Я делаю так только в случае, если вижу, что слайд имеет проблемы в тенях. При работе с файлами цифровых камер (как в моем Canon EOS D30), я обычно импортирую 48-битные RAW-файлы, так как хочу извлечь максимальную пользу из преимуществ 48 бит, если имеется такая возможность. Выбор за вами.