Множественность и разнородность звеньев логистической цепи заставляет искать оптимальные пути их коммуникаций или информационного взаимодействия. Как правило, информационные системы участников логистической цепи малосовместимы, в результате чего возникают проблемы преодоления мест их стыковки по цепи. Ключевой задачей является обеспечение взаимодействия и сглаживания мест такой стыковки. Интеграция означает для участников логистического процесса возможность осуществлять электронный обмен, обработку и анализ взаимной информации. Это может быть достигнуто за счет:
• стандартизации систем электронного обмена данными (ЭОД);
• технологий мобильной связи;
• технологий штрих-кодирования и сканирования;
• Интернет-технологий.
Системы ЭОД обеспечивают оборот стандартизованных документов между компьютерами разных компаний и заменяют такие традиционные формы связи, как почта, пересылка с курьерами и даже факсы.
Массив логистической информации образуют поступающие в режиме реального времени данные об операциях компании, в том числе о движении материальных потоков, состоянии производства, запасах готовой продукции, отгрузке заказов потребителям, получении новых заказов. Системы ЭОД актуальны как для внешнего обмена информацией с поставщиками и потребителями, так и внутри организаций.
Стандарты ЭОД разделяются на коммуникационные и информационные.
Коммуникационные стандарты определяют характеристики приема, преобразования сигнала и скорость передачи данных.
Информационные стандарты характеризуют структуру и вид документов, которые должны быть переданы по информационной сети.
Примером информационного стандарта является широко распространенный в настоящее время язык XML (eXtended Markup Language), способный воспроизводить ЭЦП и развивающий язык HTML (HyperText Markup Language).
Преимущества стандартизации ЭОД:
• ускорение обмена информацией между любыми партнерами в любой отрасли и в любой стране;
• отсутствие у отдельных организаций конкурентных преимуществ за счет использования запатентованного частного кода электронных сообщений;
• недостаточная безопасность информации;
• сложность создания единого стандарта для всех групп пользователей. Сложность объясняется тем, что разным пользователям нужно обмениваться документами с разными характеристиками и стандартный набор трансакционных кодов должен охватывать все эти характеристики. Пищевой промышленности, например, достаточно пятизначного товарного кода, а производителям электрооборудования нужен двадцатизначный код и т. д.
Технологии мобильной связи. Развитие мобильной связи значительно повышает эффективность информационных технологий в логистике, В прошлом коммуникационные возможности в логистике были весьма ограничены в силу децентрализации операций снабжения и сбыта и неспособности поддерживать постоянную связь с транспортными средствами в пути (так что в процессе транспортировки и грузопереработки работникам приходилось полагаться только на предварительные инструкции, а менеджерам — надеяться на то, что никакие непредвиденные события не нарушат намеченный порядок действий). Иными словами, из-за некачественных коммуникационных средств между источниками информации, реальными операциями и принятием решений существовал пространственно-временной разрыв. Ситуацию изменило появление мобильной связи.
В настоящее время крупнейшие фирмы-разработчики компьютерных систем «Intel» и «Microsoft» разработали глобальное стратегическое видение корпораций, которое выражается формулой «конвергенции вычислительных и коммуникационных технологий» (внедрение коммуникационных возможностей в архитектуру вычислительных устройств). Персональные компьютеры (ПК), серверы, ноутбуки сегодня немыслимы без коммуникационных возможностей, да и стремление к слиянию карманных ПК (КПК) и сотовых телефонов — также очевидная тенденция (пример — появившиеся на рынке смарт-фоны, мобильные телефоны со встроенными функциями КПК).
Так, по данным «Intel», ежедневно в мировую вычислительную инфраструктуру добавляется более 76 тыс. адаптеров для подключения к беспроводным сетям. Это происходит не только с ПК. По оценкам «Intel», к 2010 г. будет насчитываться более 2,5 млрд компактных беспроводных устройств, способных выполнять коммуникационные функции и обладающих вычислительной мощностью современных компьютеров на базе Pentium IV, а к Интернету по каналам широкополосного доступа будет подключено более 1,5 млрд ПК. Все это позволяет говорить о том, что конвергенция вычислений и коммуникаций в мире начала приобретать массовый характер.
Наиболее значимые направления технологий мобильной связи, оказывающие существенное влияние на логистический процесс:
• мобильная телефонная связь;
• спутниковые коммуникационные технологии;
• технологии обработки и передачи графической информации. Мобильные телефоны могут использоваться для передачи информации:
• в устной форме;
• в документированной форме (SMS-сообщения, WAP — протоколы передачи данных);
• при небольшом радиусе действия (двусторонняя связь на ограниченном расстоянии, например в распределительных центрах или других логистических подразделениях);
• на значительном расстоянии при наличии дополнительных возможностей.
Мобильная телефонная связь позволяет, например, водителям погрузчиков получать оперативные распоряжения от менеджеров и при необходимости вносить коррективы в работу, не полагаясь исключительно на инструкции, выдаваемые в начале рабочей смены. Это делает логистические операции более гибкими и чувствительными к изменению внешних условий, а также дает возможность повысить уровень сервиса с меньшей затратой ресурсов.
Типичное логистическое применение низкочастотных телекоммуникаций — двусторонний обмен информацией при выполнении складских инструкций по подборке заказа, при проверке данных складского учета и при маркировке товаров.
Спутниковые коммуникационные технологии позволяют наладить связь на широком географическом пространстве, например в регионе или в мировом пространстве.
На рис. 8.13 изображена схема спутниковой связи между головным офисом компании, транспортными средствами в пути и отдаленными подразделениями — в данном случае розничными магазинами.
Рис. 8.13. Взаимодействие звеньев логистической цепи через систему спутниковой связи
Преимущество спутниковой связи заключается в возможности быстро передавать значительные объемы информации в любую точку Земли.
Так, в транснациональной автотранспортной компании «Schneider National» установленные на кабинах грузовиков спутниковые антенны служат для связи между водителями и диспетчерами. Это позволяет всегда точно знать, где и куда движется груз, оперативно менять маршрут в случае изменения адреса доставки или возникновения пробок на дорогах.
Сети розничных магазинов используют спутниковую связь для ежедневного информирования головного офиса компании о продажах за день. Это дает возможность оперативно пополнять товары и изменять схему маркетинга в зависимости от складывающейся ситуации.
Технологии обработки и передачи графической информации базируются на технологии оптического считывания (сканирования) и факсимильной или компьютерной связи и используются для передачи и хранения, например, транспортной документации.
Для потребителей своевременное получение транспортной документации имеет почти такое же значение, как своевременная доставка груза. После отправки груза клиентам сопроводительную документацию передают в информационный центр, где ее сканируют и направляют в коммуникационные каналы. Затем электронные копии документов отправляют в центр обработки данных, где они хранятся на оптических лазерных дисках. Уже на следующий день грузополучатели могут иметь доступ к этим документам через каналы компьютерной связи или по телефону через своего представителя. Запрос на получение копии документации может быть удовлетворен за несколько минут.
Преимущество грузополучателей при работе по такой технологии заключается в простоте получения своевременной и точной информации о предстоящих поставках и платежах. Перевозчики тоже выигрывают, поскольку у них отпадает необходимость в ведении бумажной документации, уменьшается вероятность утери важной информации, а отношения с грузополучателями делаются более надежными.
Технологии штрих-кодирования и сканирования. Ярким примером актуальности использования данной технологии в логистических процессах служит контроль складских поступлений или продаж в розничной торговле. В прошлом основным носителем информации служила бумажная документация, ведение которой требовало больших затрат бремени и порождало множество ошибок. Штриховое кодирование и электронное считывание кодов облегчают процессы сбора данных и обмена информацией.
Материальными носителями данной технологии являются наклейки со штрих-кодами, помещаемые на отдельные товарные упаковки (ящики, контейнеры и даже железнодорожные вагоны) или отдельный товар. Большинство потребителей знакомо с универсальными товарными кодами, УТК (Universal Product Code, UPC), которыми сегодня маркируют практически все потребительские товары.
Штрих-коды начали впервые применять в 1972 г. Каждый такой код представлял собой пятизначное число, однозначно обозначающее определенного производителя и продукт. Стандартизованные штрих-коды позволяют уменьшить количество ошибок в процессе получения, обработки и отправки грузов. Например, некоторые штрих-коды содержат указания на размер упаковки и даже вкус продукта.
Основная цель штрих-кодов — разместить максимальное количество информации на минимальной площади.
Однако сложность при этом состоит в том, что чем компактнее код, тем больше вероятность ошибки при его считывании. В новейших кодах заложена возможность выявления и исправления ошибок, возникающих при сканировании.
Существуют следующие разновидности штрих-кодов:
• одномерные линейные (на одном дюйме размещается от 15 до 17 знаков);
• многомерные, имеющие матричную структуру (на одном дюйме размещается до 1800 знаков). Это матричные коды (один штрих-код как бы «налагается» поверх другого). Представители этой группы: 49, 16К и PDF 417 (portable data file, что буквально означает «переносной файл данных»);
• контейнерные. Основной представитель — Универсальный контейнерный код UCC 128 (Serial Shipping Container Code), приобретающий большую популярность в качестве международного стандарта. Он позволяет идентифицировать каждый транспортируемый контейнер, что упрощает маршрутизацию и отслеживание грузов. По коду UCC 128 производителям и дистрибьюторам легко проследить за движением любого контейнера от производства до пункта продажи. Код UCC 128 используют в сочетании с электронным предуведомлением об отправке, в котором точно указывается ее состав.
Преимущества применения штрих-кодирования для участников логистической цепи:
грузоотправители:
• облегчение процесса подготовки и обработки заказов;
• устранение ошибок при транспортировке;
• сокращение трудовых затрат;
• совершенствование учета;
• сокращение времени хранения запасов;
перевозчики:
• интеграция платежной информации;
• клиенты получают доступ к информации в реальном времени;
• улучшение учета транспортировок;
• контроль за транспортом в пути;
• упрощение обработки контейнеров;
• возможность выявления несовместимой продукции на борту транспортного средства;
• сокращение времени на передачу информации;
склады:
• облегчение процесса подготовки, обработки и отправки заказов;
• повышение точности контроля за состоянием запасов;
• клиенты получают доступ к информации в режиме реального времени;
• защита информации от несанкционированного доступа;
• сокращение трудозатрат;
• точность регистрации поступлений на склад;
оптовая и розничная торговля:
• точность учета запасов и взимаемой оплаты;
• ускорение инвентаризации;
• сокращение времени хранения запасов, увеличение гибкости системы. Проблемы, возникающие при применении штрих-кодирования для участников логистической цепи:
• отсутствие единой стандартизованной системы штрих-кодирования;
• нежелание отдельных организаций переходить на единую стандартизованную систему штрих-кодирования (разные запросы разных отраслей, потеря конкурентных преимуществ).
Другим ключевым компонентом технологии автоматической идентификации грузов и неотъемлемым продолжением штрих-кодирования является сканирование — считывание штрих-кодов и преобразование в пригодную для употребления информацию.
Существуют два типа сканеров, используемых в логистическом процессе: портативные (ручные) и стационарные.
В сканерах обоих типов может применяться либо контактная, либо неконтактная технология считывания. У контактных сканеров считывающее устройство должно касаться штрих-кода. Это уменьшает количество ошибок при считывании, но при этом утрачивается и гибкость использования. В настоящее время самыми популярными (65%) являются портативные лазерные сканеры (неконтактные).
Технология сканирования имеет две основные сферы применения в логистике:
1) кассы магазинов розничной торговли, т. е. непосредственные места продажи. Здесь не только печатают чеки для покупателей, но и осуществляют строгий контроль за движением запасов на уровне всего магазина. С помощью сканеров удается вести точный учет всего проданного и одновременно поддерживать нужный уровень запасов, поскольку данные с места продажи могут быть сразу же переданы поставщикам. Точный учет движения товаров сокращает неопределенность и позволяет уменьшить объем страховых запасов. Оперативная передача данных с места продажи не только облегчает проведение маркетинговых исследований и пополнение запасов, но и обеспечивает всем участникам логистической цепи конкурентные преимущества;
2) грузопереработка и контроль за грузопотоками. Посредством сканирования можно следить за перемещением грузов, получать информацию о месте их хранения, времени отгрузки и доставки. Более широкое применение сканеров обещает рост производительности и уменьшение числа ошибок. Например, по отчетным данным компании «Walgreens» внедрение технологии сканирования позволило автоматизировать систему пополнения запасов, повысило качество маркетинга и привело к сокращению совокупного объема запасов на 8%.
Интернет-технологии. Актуальность использования Интернет-технологий в логистике трудно переоценить. Можно констатировать, что на со-
временном этапе информатизации общества именно эта технология является наиболее значимой в комплексе информационных решений и постепенно поглощает все вышеперечисленные информационные технологии взаимодействия.
Следует различать несколько уровней использования Интернета, причем применительно к логистике только некоторые из них могут претендовать на реальное понятие полноценного использования Интернет-технологий в логистическом процессе.
1. Применение Интернета в качестве средства поиска информации и заказа каких-либо товаров и услуг. Это достаточно пассивный способ использования Интернета. Он позволяет получать новую информацию, экономит время, но возможности Интернета гораздо шире.
2. «Обязательное присутствие». Наличие Web-сайта организации с информацией, рассказывающей о предприятии и предлагаемых им продуктах. Как правило, это серверы с небольшим объемом и редко обновляемой информацией, и клиент лишен возможности сформировать заказ или получить услугу и тем более оплатить ее.
3. Выделение Интернета в «самостоятельный бизнес». В этом случае сфера Интернета является товаром или услугой и предлагает:
• интернет-провайдинг. Эти услуги предлагаются провайдерами или другими высокотехнологичными компаниями, чей бизнес тесно связан с передачей данных, например компаниями сотовой связи. Данные компании могут быть рассмотрены в качестве звеньев логистической сети;
• предоставление информационных товаров и услуг. К ним можно отнести поисковые машины, электронные издания, архивы информации;
• интернет-банкинг и электронная коммерция;
• услуги по разработке и дизайну Web-серверов, а также программно-аппаратные средства их разработки (Cold Fusion, Диасофт, Студия Артемия Лебедева).
4. Включение Интернета в логистическую цепь в качестве звена для поддержки основного бизнеса. На этом уровне структура самого бизнеса сохраняется, а Интернет хотя и играет вспомогательную роль, но позволяет значительно повысить его эффективность за счет таких факторов, как:
• повышение привлекательности для клиента;
• автоматизация процесса выбора, заказа и оплаты товара с самого начального этапа работы с клиентом (позволяет повысить оперативность работы, а также избежать многократного копирования информации и возможных ошибок);
• повышение эффективности рекламы товаров и услуг за счет оперативного распространения информации о событиях и новостях организации.
Следует отметить, что именно данный уровень использования Интернета отражает реальное понятие электронного бизнеса в логистике.
Электронный бизнес — это осуществление организацией большей части бизнес-функций электронными средствами (в частности, к ним относится электронная торговля, осуществляемая через он-лайновые сетевые службы).
Электронный бизнес предполагает оперативный (в том числе интерактивный) обмен информацией и документами, а также дистанционное управление платежами и материальными ресурсами. Важно, чтобы в логистическом цикле «закупка — производство — реализация» присутствовали и работали все его звенья, включая производство электронных платежей.
Взаимодействие компании и конечного потребителя в системе электронного бизнеса принято обозначить В2С (Business-to-Customer), деловые отношения между компаниями — В2В (Business-to-Business), а взаимоотношения коммерческих и бюджетных (государственных) организаций — B2G (Business-to-Government). Важно рассмотреть специфику управленческих решений, которые имеют место при реализации этих технологий в логистическом процессе.
В2С-технология реализуется через интернет-магазины. Логистические решения осуществляются здесь на уровне продавца и покупателя и включают оформление заказа, управление запасами, оформление покупки.
В2В-технологии — это технологии, позволяющие организовать взаимодействие между звеньями логистической цепи (например, заказчиками и поставщиками) через Интернет. Автоматизация такого взаимодействия может быть осуществлена посредством КИС либо электронной торговой площадки (ЭТП).
В случае использования КИС поставка материалов и сбыт готовой продукции предполагают включение в состав КИС решений для обмена информацией с внешними источниками — поставщиками и дилерами. Таким образом КИС реализует функции В2В в ограниченном варианте — взаимодействие осуществляется с ограниченным набором контрагентов, связь «один ко многим» (рис. 8.14).
При реализации В2В через ЭТП осуществляется взаимодействие между компаниями, являющимися контрагентами на определенном рынке или сегментах рынка. В отличие от КИС и В2С-решений (например, Интернет-магазинов), которые дают возможность большому числу покупателей взаимодействовать с одним продавцом, ЭТП представляют собой набор услуг для реализации многосторонних связей, как правило, одних компаний с другими (рис. 8.15).
ЭТП представляют пользователям возможности для следующих действий.
Для заказчика:
• публикация на площадке формализованных заказов на поставку товаров и услуг;
• поиск приемлемых предложений поставки товара от компаний-поставщиков;
Рис. 8.14. Реализация В2В в рамках КИС
• поиск поставщика по ценам товаров и представленной номенклатуре услуг — сравнение цен и условий поставок, выбор оптимальных;
• заключение договоров на осуществление сделки купли-продажи с выбранным поставщиком;
• обмен документами по сделке с контрагентом;
• расчеты с поставщиками. Для поставщика:
• публикация на площадке формализованных предложений на поставку товара или услуги;
• получение информации о поступивших на площадку заказах;
• публикация в системе номенклатуры товаров и услуг, публикация новых позиций;
• заключение договора на сделку купли-продажи с заказчиком;
• обмен необходимыми документами;
• расчеты с заказчиком.
Эффективность использования ЭТП для ее участников возрастает пропорционально квадрату числа пользователей.
Основное преимущество использования ЭТП — сокращение издержек, связанных с такими бизнес-процессами, как организация снабжения производства, сбыт готовой продукции и услуг за счет ускорения обмена информацией о спросе и предложении и сокращения трансакционных издержек по совершаемым сделкам.
В настоящее время идет интенсивный процесс внедрения в государственные структуры современных информационных систем, перевода их на безбумажный, электронный документооборот. Такое взаимодействие (B2G) присутствует и в логистике.