• средства коммуникации: сетевое оборудование, беспроводные сети, средства Интернет-доступа, телефонная связь, мобильная связь, системы отслеживания грузовых автомобилей и т. д.;
• автоматизированное оборудование: складское оборудование, автоматизированные производственные линии, автоматизированные средства технического контроля и т. д.
К программным средствам ИТ в логистике относятся:
1) программные средства общего назначения:
• ИСУП — информационная система управления предприятием как программная база для создания ЛИС. Класс ИСУП желателен не ниже ERP, но могут быть исключения (если содержание и внедрение ERP-системы экономически и стратегически нецелесообразно);
• CAD, САПР системы — средства компьютерного проектирования;
• САМ, FMS, АСУТП системы — средства управления технологическим процессом, роботизации, управления автоматизированным оборудованием, в том числе системы контроля за ходом технологического процесса;
• средства управленческого моделирования — моделирование бизнес-процессов, оргструктуры и т. д.;
• различные офисные приложения — текстовые редакторы, табличные редакторы, средства создания презентаций, органайзеры и т. д.;
• входящие в состав КИС (корпоративной информационной системы) — подавляющее большинство существующих на данный момент КИС содержат модуль Логистики или блок Логистики, состоящий, в свою очередь, из нескольких модулей;
• самостоятельные программные продукты, реализующие отдельные логистические функции.
Рассмотрим подробнее специализированные программные средства, входящие в состав КИС.
В логистический блок здесь входят два основных модуля: ММ (Управление материальными потоками, Закупки) и SD (Сбыт).
Модуль ММ оптимизирует все закупочные процессы с помощью управляемых потоком операций функций обработки, позволяет осуществить автоматическую оценку поставщиков, сокращает путем точного ведения запасов и управления складами заготовительные и складские расходы и интегрирует контроль счетов:
• планирование потребности в материалах;
• закупки;
• движение запасов материала;
• контроль счетов;
• управление запасами;
• управление складами;
• определение складских структур;
• обработка движений складских запасов;
• поддержка инвентаризации на складах;
• обработка данных инвентаризации;
• аттестация поставщиков;
• классификация, используемая во всех приложениях;
• информационная система по закупкам;
• обработка данных работ / услуг.
С помощью модуля SD (Сбыт) осуществляется активная поддержка бизнес-процессов реализации продукции благодаря уникальным возможностям расчета цен, непрерывной обработки заказов и обеспечения своевременных поставок, интерактивной многоступенчатой конфигурации вариантов и непосредственной связи с учетом возможностей производства:
• маркетинговые мероприятия / контакты;
• запросы / предложения / заказы;
• функциональность Интернета;
• проверка лимита кредитования;
• ценообразование;
• проверка доступности материала;
• конфигурация вариантов;
• обработка договоров аренды;
• внутренний перерасчет;
• EDI (электронный обмен данными);
• замена материала / список допустимых материалов / исключение материала;
• договоры и соглашения о поставках;
• отгрузка / транспортировка / внешняя торговля;
• фактурирование;
• обработка бонуса;
• обработка возвращенного материала;
• информационная система сбыта.
Подсистема«iBaan ERP — Склады» представляет собой многофункциональный комплекс взаимосвязанных приложений, предназначенный для решения задач планирования и управления движением товарно-материальных потоков. Подсистема «iBaan ERP — Склады» полностью интегрирована с другими подсистемами iBaan ERP.
Складские заказы. Складские заказы позволяют заносить в систему информацию о складских операциях и обеспечивают получение оперативной информации об уровне материальных запасов на складах, ожидаемых поступлениях, возможном отпуске со складов и свободном запасе, а также о наличии и использовании складских мощностей. При помощи этих оперативных данных осуществляется планирование объемов запасов и поставок (с учетом резервного уровня, сезонности спроса и пр.). Поставки сырья могут производиться по принципу «точно вовремя». Достигается автоматизация внутрискладских перемещений и отпуска материалов, снижение уровня неликвидов.
Система предоставляет рекомендации по распределению товаров по местам хранения и по отпуску товаров со складов с учетом условий хранения продукции, совместимости товаров, доступности и загруженности складских мест.
Циклическая инвентаризация. Система позволяет автоматизировать процесс инвентаризации на складах. Частота инвентаризации определяется параметрами и может зависеть от результатов АВС-анализа. Система создает заказы на циклическую инвентаризацию, далее они могут быть распечатаны, в них заносятся данные о физически присутствующих запа-
сах товаров, потом эти данные заносятся в систему и обрабатываются ею. В результате печатается проверочный отчет о результатах инвентаризации.
2. Модуль «Отчетность запасов».
Состояниезапасов. В системе могут быть получены отчеты о состоянии запасов на складах в различных разрезах: по складам, изделиям, партиям, складским местам, датам оприходования и отпуска товара и т. п. В том числе можно получить данные о запасах консигнационных товаров и их использовании. Система предоставляет возможность получить информацию об отпуске товара по периодам, в том числе в графическом виде.
Транзакции с запасами. Ретроспективные данные по запасам и их движению могут быть использованы для прогнозирования складского оборота, а также при расчетах потребности в резервных запасах и времени выполнения заказов.
Планирование и прогнозирование. Встроенный в систему мощный аппарат планирования и прогнозирования использует как текущие, так и ретроспективные данные, хранящиеся в системе, упрощает решение сложных задач управления потоками материальных ресурсов, определения существующих на рынке тенденций и планирования изменений в номенклатуре выпуска.
3. Модуль «Управление партиями товаров».
Информация по продукции включает сведения о наименовании товаропроизводителя или поставщика, данные по комплектующим изделиям, а также данные по всем заказчикам, которым поставлены товары из этой же партии. Номера партий и серий отслеживаются на стадиях реализации, закупок, сборки или производства, обслуживания и текущего ремонта. Входящей партии товаров присваивается индивидуальный номер, документируются ее количественные, качественные и ценовые характеристики. В случае рекламаций на продукцию всегда есть возможность проследить весь путь ее прохождения на предприятии и определить источник возникновения брака.
Подсистема«iBaan ERP — Управление заказами» представляет собой многофункциональный комплекс взаимосвязанных приложений, предназначенный для решения задач планирования и управления движением товарно-материальных потоков. Она полностью интегрирована с другими подсистемами iBaan ERP.
Функциональные модули подсистемы «iBaan ERP — Управление заказами» следующие.
1. Модуль «Управление ценообразованием».
Часто с клиентами и поставщиками заключаются специальные соглашения по ценам. В системе реализована политика многоуровневых цен и скидок на основе создания различных комбинаций прейскурантов, ценовых групп, бизнес-партнеров, изделий и пр.
2. Модуль «Управление продажами».
Модуль предназначен для формирования плана продаж, обработки данных, содержащихся в коммерческих предложениях, заказах на прода-
жу и долгосрочных соглашениях по продажам, для ведения контрактов реализации, контроля за выполнением поставок заказчику, работы с потенциальными заказчиками, а также сбора и обработки статистической информации по продажам.
Коммерческие предложения. Предварительные договоренности с клиентом, требующие дополнительного подтверждения, могут быть оформлены в виде коммерческих предложений. В случае высокого процента успеха коммерческие предложения могут быть учтены при составлении планов продаж, производства и закупок. Если соглашение с клиентом не достигнуто, в систему может быть внесена информация о том, кто из конкурентов и по каким причинам вышел победителем.
Контракты. Долгосрочные соглашения с заказчиками о регулярных поставках фиксируются в контрактах, где отражаются отдельные, применимые лишь в этом случае, договоренности по ценам и скидкам и графики поставок. Встроенная в подсистему процедура оценки контрактов осуществляет проверку результатов их выполнения, объемов отгруженной продукции, а также оплаты поставок и является источником оперативных данных.
Заказы на продажу. Удобство доступа ко всем вводимым по заказам данным, например к номенклатурным справочникам, данным по заказчикам, условиям платежей и поставок, незакрытым счетам-фактурам, достигается благодаря использованию в среде «iBaan ERP» взаимосвязанной системы окон. Подсистема обеспечивает гибкую обработку различных типов заказов (например, заказ на возврат, на прямую поставку, с предварительным счетом-фактурой и др.) с учетом их индивидуальных особенностей и предоставляет пользователю возможность самому определять последовательность прохождения заказа и шагов его обработки.
Статистика продаж. В системе предусмотрена процедура сбора статистической информации по продажам. Пользователь сам определяет конфигурацию данных, по которым осуществляется выборка статистики по введенным заказам, аннулированным заказам, товарообороту. Можно также воспроизвести соответствующую информацию в графическом виде. 3. Модуль «Управление закупками».
Модуль включает в себя такие функции, как ведение долгосрочных контрактов на закупку, отслеживание данных о предварительных договоренностях с поставщиками, моделирование закупочной цены в зависимости от объема закупаемой партии, поставщиков и даты закупки, обработка нефактурированных поставок, контроль за прохождением заказов на закупку и др.
Заявки на закупку. Данный бизнес-объект позволяет автоматизировать процесс составления, утверждения и передачи в работу заявок внутри компании на материально-техническое снабжение подразделений. Заявки могут быть утверждены и превращены в заказы на закупку, а могут быть
отклонены. Список инстанций, утверждающих заявки, может быть сформирован пользователем.
Запросы на закупку. Возможность автоматизировать процесс выбора поставщика с оптимальными ценами и условиями поставки. После этого запрос может быть подтвержден и превращен в заказ на закупку.
Контракты. Долгосрочные отношения с поставщиками предполагают заключение соглашений по ценам, срокам и объемам поставок, условиям платежей. На основе заключаемых договоров и графиков поставок заказы на закупку генерируются системой в автоматическом режиме. Пользователь в режиме реального времени может получить сводку о текущей ситуации по контракту, об ожидаемом проценте выполнения и ряд другой полезной информации.
Заказы на закупку. Система обладает преимуществами, позволяющими сделать процедуру закупок гибкой и эффективной. В ходе прохождения заказов на закупку предусмотрена проверка надежности поставщика, автоматическая система напоминаний и контроля качества товаров в процессе их приемки на складе.
Статистика. Система хранит разнообразные статистические данные, позволяющие проследить предысторию взаимоотношений компании с поставщиками. Статистическая информация может использоваться при выборе наиболее подходящего поставщика для долгосрочного сотрудничества.
4. Модуль «Маркетинг и торговля» предназначен для активизации и оптимизации контактов компании на рынке, а также для предоставления оперативной информации о коммерческой деятельности фирмы. Благодаря интегрированной структуре системы iBaan ERP информация по управлению маркетинговой деятельностью является не отдельным, а полностью интегрированным с остальными модулями системы информационным блоком.
Наибольшее распространение в данном классе имеют:
• транспортная логистика (ИСУ транспортной логистикой). Задачи: оперативное управление перевозками (в том числе интермодальными);
Транспортная логистика. В области транспортной логистики система InterLogistics, разработанная компанией. «ИнтеПрог», позволяет автоматизировать информационно-технологическую деятельность компаний, участвующих в процессах организации перевозок. Содержание этой деятельности:
• прием предложений от поставщиков транспортных услуг;
• формирование комплексных пакетов услуг;
• прием заявок и заключение контрактов на перевозку;
• предварительное планирование перевозки; выбор транспорта; выбор перевозчика; выбор схемы (рейса, линии) и времени; предварительный расчет затрат;
• прием и обработка груза;
• хранение и учет груза на терминале (складе);
• консолидация и расконсолидация груза;
• выпуск сопроводительной документации;
• организация движения грузопотока и взаимодействия между участниками;
• контроль движения грузопотока и обработка инцидентов;
• проведение количественного и качественного анализов.
Складская логистика. В каждом отдельно взятом случае параметры складской системы значительно отличаются друг от друга, так же как ее элементы и сама структура, основанная на взаимодействии этих элементов. Поэтому при разработке складских систем, например, компания «Ин-теПрог» руководствуется следующим принципом: лишь индивидуальное решение с учетом всех влияющих факторов может сделать складскую систему рентабельной. Предпосылками такого подхода являются четкое определение функциональных задач системы и основательный анализ переработки груза как внутри, так и вне склада.
Логистика макроуровня. Под ЛИС макроуровня чаще всего понимаются глобальные информационные логистические системы. Среди них можно выделить логистические терминалы в различных своих проявлениях и транспортно-логистические центры.
Логистические терминалы аккумулируют информацию о перевозках в регионе, о свободных перевозчиках, о потребностях в перевозке, позволяя добиться оптимального распределения мощностей различных компаний-перевозчиков с выгодным удовлетворением спроса на перевозки.
Транспортно-логистические центры — центры, объединенные в единую систему коллективного пользования. Основные заказчики услуг ТЛЦ — грузовладельцы, экспедиторские и транспортные компании.