Университеты являются главными разработчиками образовательных ресурсов, которые имеют большую ценность для всего образовательного сообщества. В начале XXI века сформировалось целое движение по созданию, развитию и популяризации открытых образовательных ресурсов (ООР). С каждым годом все большее число университетов со всего мира участвуют в нем.
Образовательные ресурсы являются ключевым элементом интеллектуальной собственности учебных организаций и преподавателей. Однако все больше информационных ресурсов размещаются в Интернете для бесплатного использования, как ООР. Понятие ООР впервые обсуждалось на Интернет-форуме в 2002г., организованным ЮНЕСКО (UNESCO Virtual University http://www.unesco.org/iiep/virtualuniversity/forums.php).
В результате международного обсуждения было выработано определение открытых образовательных ресурсов как цифровых материалов, размещенных в свободном доступе для преподавателей, студентов и других заинтересованных лиц для использования в преподавании, изучении, научных исследованиях и самообучении[15].
В соответствии с этим определением к открытым образовательным ресурсам могут быть отнесены научные журналы с открытым доступом, программное обеспечение и материалы, создаваемые в музеях, государственных и межправительственных организациях.
Основное отличие ООР от популярного ресурса Wikipedia http://ru.wikipedia.org/ состоит в том, что они направлены на распространение качественных информационных ресурсов, создаваемых ведущими университетами и специалистами со всего мира. Пользователь может получить информацию об авторах учебного курса, дате его разработки и публикации, а также где и когда этот курс читался.
Открытый доступ к отдельным материалам предоставляют ведущие университеты:
· Йельский университет (Open Yale Courses http://oyc.yale.edu/),
· Принстонский университет (Princeton University http://www.princeton.edu/WebMedia/lectures/),
· Гарвардский университет (Harvard University http://ocp.hul.harvard.edu/),
· Массачусетский технологический институт (OCW MIT http://ocw.mit.edu/),
· Нотрдамский Университет (University of Notre Dame http://ocw.nd.edu/).
Университеты являются одним из главных источников научных и образовательных ресурсов, которые создаются преподавателями, сотрудниками, аспирантами и студентами. Эти ресурсы, как правило, проходят через процедуры рецензирования ведущими специалистами в соответствующих областях, содержат результаты научных исследований и отражают уровень современных образовательных методик и технологий. Данные ресурсы имеют огромную ценность для развития и распространения образования в мире.
В поддержанной ЮНЕСКО инициативе по созданию открытых образовательных ресурсов сегодня участвуют более 300 крупнейших университетов, уже создано более 3000 курсов на базе консорциума «Open Coursе Ware» (OCW http://www.ocwconsortium.org/). Цель данного консорциума состоит в разработке ООР высокого качества в виде курсов для высшего образования. В создании международной системы ООР участвуют университеты из 29 стран мира, в том числе Австралии, Австрии, Канады, Китая, Франции, Японии, Южной Кореи, Мексики, Голландии, Саудовской Аравии, Южной Африки, Испании, Португалии, США, Великобритании, России и др. С полным списком стран и университетов, участвующими в программе создания ООР можно ознакомится на веб-сайте консорциума.
Рис. 6 «Open Coursе Ware»
Большинство участников академического сообщества разделяют идею о том, что информация и знания должны распространяться свободно, что служит основой для развития научных дисциплин и повышения качества образовательных услуг. В пользу создания ООР также выступают следующие факторы:
1. Образовательные учреждения, получающие государственное финансирование должны обеспечивать свободный доступ и использование своих материалов, так как они отчасти создаются на налоги граждан и тем самым уже являются оплаченными обществом. Помимо этого, ограниченный доступ к материалам может привести к их дублированию, что также влечет дополнительные расходы со стороны общества.
2. Размещение ООР формирует положительный имидж университета, что влияет на привлечение студентов и финансирования из негосударственных фондов.
Массачусетский технологический институт является флагманом движения по созданию и распространению ООР. Проект OCW MIT является некоммерческим, его бюджет формируется из негосударственных фондов и на пожертвования. В среднем годовой бюджет OCW MIT составляет 4,3 млн. долл. США, затраты на создание одного курса оцениваются в 10 тыс. долл.США [15].
Европейские вузы также активно участвуют в создании ООР, например Paris Institute of Technology (http://graduateschool.paristech.org/) предоставляет доступ к более 2,5 тыс. образовательным материалам преимущественно на французском языке.
Исследование аудитории OCW MIT [16] показало, что ресурс ежемесячно посещает около 1 млн. пользователей, среди них 48 % используют ресурс для самообучения, 32% являются студентами, 17% – преподаватели. Цели обращения к ООР отражены в таблице 3.
Таблица 3.
Категории пользователей OCW MIT и цели обращения к ресурсу.
Категории пользователей
Цели обращения к ресурсу
Процент использования
Преподаватели
Улучшение собственных знаний
31%
Изучение новых методик преподавания
23%
Включение ООР в читаемые курсы
20%
Поиск справочных материалов для студентов
15%
Развитие учебного плана
8%
Студенты
Улучшение собственных знаний
46%
Дополнение изучаемых курсов
34%
Планирование изучения курса
16%
Самостоятельно обучающиеся
Изучение курсов, не относящихся к профессиональной деятельности
40%
Просмотр основных материалов по профессиональной деятельности
18%
Выполнение профессиональных проектов
18%
Источник: MIT OpenCourseWare: 2005 Program Evaluation Findings Summary URL: http://ocw.mit.edu/ans7870/global/05_Eval_Summary.pdf
Доступ к ООР предоставляют сотни университетов по всему миру, таким образом, эта информация разобщена, что затрудняет поиск и работу с этими ресурсами. Следующим шагом в развитии единой образовательной среды становится интеграция образовательных ресурсов.
Интегрированные образовательные ресурсы имеют большое значение для создания единой информационной среды образования. Эти ресурсы могут включать в себя сведения из широкого круга информационных источников. Анализ информационных систем содержащих интегрированное описание ООР позволяет выделить несколько уровней интеграции ООР:
- на институциональном уровне;
- на национальном уровне;
- на международном уровне.
На институциональном уровне образовательные ресурсы интегрируются в самом образовательном учреждении, где база данных может включать внутренние и внешние источники информации. Как правило, подобные системы рассчитаны на пользователей внутри самого учебного заведения и не доступны другим пользователям. (Например, информационно-библиотечный центр МЭСИ http://www.ibc.mesi.ru/).