В контексте рассмотрения информационных ресурсов, представленных в Интернете, необходимо выделить ресурсы, размещаемые коммерческими компания для поддержки своей предпринимательской деятельности. Эти информационные ресурсы мы объединим под термином коммерческие. Таким образом, понятие коммерческой информации приобретает третью трактовку в дополнении уже используемым.
Наиболее важным аспектом классификации коммерческих информационных ресурсов Интернет является классификация по содержанию информации. Деловая информация, необходимая в предпринимательской деятельности, по этому критерию может быть разделена на следующие группы:
1. Сведения о фирмах, организациях.
Эта группа сведений существенно различается по своему наполнению для различных организаций. Эти различия определяются степенью освоения организацией возможностей Интернет по продвижению продукции или услуг организации. Различают три типа серверов данной группы (категории):
· Серверы присутствия в Интернет.
Эти серверы могут быть разделены на рекламные серверы и информирующие серверы. Рекламный сервер обычно содержит одну или несколько страниц. Информирующий сервер содержит более подробную информацию о фирме и производимой ею продукции или оказываемых услугах.
· Информационные серверы.
Целью этих серверов является предоставление различного рода информации потребителям. Серверы данной группы ведут информационно- аналитические Агентства и другие структуры, в том числе государственные, чья деятельность связана с представлением различного рода информации потребителям.
· Интернет магазины.
Серверы этой группы обеспечивают продажи товаров через Интернет.
При этом могут быть реализованы в электронном виде следующие функции:
· Предоставление клиенту необходимой информации о товаре или услуге;
· Оформление заказа;
· Оплата заказа (при использовании онлайновых платежных систем);
· Отправка полученного товара, если товаром является информация.
2. Сведения о состоянии мировой экономики и экономики отдельных стран.
Данная информация представлена достаточно широко в профессиональных базах крупнейших информационно-аналитических агентств мира. Серверы этих агентств входят в состав информационных ресурсов Интернет. Однако сама информация, как правило, платная. Информация о состоянии национальной экономики обычно размещается на серверах государственных структур, отвечающих за государственную поддержку экономики, государственных статистических органов, различных экономических институтов.
3. Сведения о состоянии отраслевых рынков
Анализ отраслевых рынков осуществляют специализированные маркетинговые и консалтинговые агентства а также маркетинговые службы фирм или организаций. Результаты этих исследований, используя Интернет, можно получить:
· Из профессиональных баз крупнейших мировых информационных Агентств, найдя сведения о технологиях доступа к этим базам на сайтах Интернет;
· В самих консалтинговых или маркетинговых Агентствах, чьи сайты также представлены в Интернет;
· В многопрофильных и отраслевых журналах, регулярно публикующих обзоры рынков. Одни издательства на сайтах представляют оглавления номеров журналов, например многопрофильный журнал «Эксперт». Другие журналы в открытом доступе предоставляют публикуемые материалы, например журнал «Профиль».
4. Деловые новости.
· Большинство мировых информационных агентств предоставляют потребителям доступ к профессиональным базам, содержащим деловые новости. В 2005 году объем торговли информацией в Интернет составил около 40 млдр.долл.США.[1] Из зарубежных Агентств крупнейшими поставщиками деловых новостей являются Lexis-Nexis, Dialog, Reuters.
Интернет предоставляет бесплатный доступ к Ежедневной электронной Интернет-газете «Gazeta.ru». Ряд крупнейших газет в Интернете имеют электронные версии. Доступ к некоторым из них платный, например, к электронным версиям печатных изданий Издательского Дома «Коммерсанть». К другим, например к электронной версии газеты «Аргументы и факты», – бесплатный.
5. Справочная информация
В Интернет широко представлена справочная информация. Это и списки веб-сайтов компаний, отобранных по определенному принципу. Это и телефонно-адресный справочник «Желтые страницы» с возможностью поиска информации по названию фирмы и виду деятельности и телефонные справочники городов Российской Федерации, стран СНГ и Балтии. В Интернете имеется информация о расписании движения поездов, авиарейсов о погоде и многое другое.