Предположим невероятное: ваши ученики выполнили все упражнения, описанные в предыдущих главах, и научились критически относиться к прочитанным ими текстам. Теперь они должны на основе прочитанного подготовить собственный текст, что является весьма непростой задачей. Кстати, о важности умения письменно излагать свои мысли замечательно сказал советский философ Мераб Мамардашвили: «посредством создания текста и следуя логике, которую требует уже не твоя мысль, а его характер, мы, по сути, впервые и уясняем собственную мысль, как узнаем и то, что же, собственно, люди думали».
Тем не менее, если в вашем распоряжении имеется структурированный набор требований к представляемой школьником письменной работе, вы сможете проверить представленную работу с точки зрения соответствия этим требованиям. Такие требования изложены ниже, они представляют собой авторизованный перевод «Руководства по выполнению курсовой работы» из британского учебника «Science for Public Understanding» – курса естествознания для школ гуманитарного профиля (но вполне годится и для естественно-научного профиля нашей школы). Объём можно определить самостоятельно – британские коллеги предлагают ограничить его 1,5–2 тысячами слов. На наш взгляд, это ограничение весьма разумно, лишь в этом случае преподаватель может более-менее внимательно прочитать выполненную вами работу. Работа должна состоять из названия, тезисов (50–150 слов), основных положений, обсуждения, выводов и списка использованной литературы.