Можно утверждать, что любая власть, любой политик заинтересованы в надежных средствах воздействия на поведение граждан. Не случайно, важным разделом политической науки является изучение механизмов включения человека в политику - социализация, а также конкретных форм политического участия.
Среди наиболее известных направлений, исследующих механизмы политического поведения, следует отметить школы "социального бихевиоризма", "когнитивизма", "гуманистической психологии", а также школа, изучающая бессознательные механизмы человеческого поведения - политического психоанализа. Бихевиористы концентрируют усилия на поведенческих структурах, т.е. внешнем проявлении политической активности. Когнитивизм сосредотачивается на механизмах формирования политической картины мира, политического сознания, отсюда и название данного направления, а в гуманистической психологии упор делается на изучение потребностей, толкающих людей к политическому участию.
Поскольку бихевиоризм (анг. - поведение) исходит из объяснения поведения человека как реакции на стимулы среды, политические бихевиористы считают, что контроль над политическим поведением личности состоит в соответствующей организации стимулов, т.е. такой среды, которая автоматически вызовет социально значимое поведение. Например, во время выборов можно "организовать" общественное мнение таким образом, чтобы оно оказало влияние на конкретный выбор.
Широко распространены в западной политологии концепции "бессознательных механизмов" политического участия, которые исходят из ключевой установки психоанализа: бессознательная сфера (инстинкты) управляет поведением человека вообще, политического, в частности. На основе этого, школа "правого психоанализа" (Г. Лассуэл, А. Адлер) создали, так называемую, компенсаторную теорию политики. Согласно этой теории, в основе деятельности политиков лежат детские неврозы, борьба за власть – это компенсация детских травм и комплексов. Именно власть, по мысли Г. Лассвела, помогает преодолеть низкое самоуважение. А по мнению А. Адлера, воля к власти - это стремление уйти от чувства неполноценности к богоподобному превосходству. В качестве примера сторонники этого направления приводят достаточно длинный список известных политиков, которые в детском или юношеском возрасте перенесли физические или моральные травмы: Д. Кеннеди, В. Вильсон, И. Сталин, Гитлер и др.
Представители "левого психоанализа" (Э. Фромм, Г. Маркузе, Т. Адорно) исследовали не знаменитых политических деятелей, а, наоборот, рядовых участников политического процесса. В результате такого изучения они создали теорию "авторитарной личности". У Т. Адорно вышла книга, которая так и называется. Главные характеристики такой личности:
она хорошо вписывается в систему и защищает ее ценности;
делит всех людей на имеющих власть и лишенных власти и соответственно относится к ним. Сила ее восхищает, а более слабый вызывает презрение;
авторитарная личность – эмоциональна, иррациональна, т.к. руководствуется в своей деятельности не разумом, а чувствами;
охотно подчиняется власти, хотя в душе боится и ненавидит ее, но не признает равенства и солидарности с себе подобными.
Э. Фромм подчеркивал, что распространение такого типа личности в Германии привело к установлению фашизма.
Таким образом, даже краткий анализ представленных школ политической психологии позволяет сделать вывод, что на характер политического участия, поведения, политической активности человека влияет множество факторов: