1. Буч Г. Объектно-ориентированное программирование с примерами применения. М.: Конкорд, 1992.
2. Макаренков Ю. А., Столяр А. А. Что такое алгоритм? Минск.: Нар. асвета, 1989.
3. Немнюгин С. А. Turbo Pascal. СПб.: Питер, 2000.
4. Аляев Ю. А, Козлов О. А. Алгоритмизация и языки программрования Pascal, C++, Visual Basic. М.: Финансы и статистика, 2002.
Содержание
Выводим сообщение на экран дисплея. 3
Оформление текста на экране. 11
Как включить в работу числовые данные. 16
Тип Integer. Оператор присваивания. Вывод на экран.. 17
Стандартные функции типа Integer. 20
Включаем в работу вещественные числа. 23
Стандартные функции типа Real 24
Ввод и вывод данных. 31
Красивый вывод на экран.. 32
Учимся работать с символами.. 39
Тип Char — порядковый тип! 41
Необходим еще один тип — логический! 43
Логические (булевские) операции.. 44
Приоритет логических операций.. 48
Проверка условия и ветвление в алгоритме. 49
Оформление программ.. 53
Ветвление по ряду условий (оператор case). 57
Многократно повторяющиеся действия. 61
Оператор цикла for. 61
Оператор for с последовательным увеличением счетчика. 62
Оператор for с последовательным уменьшением счетчика. 63
Применение циклов со счетчиком.. 63
Трассировка. 64
Цикл с постусловием.. 78
Использование циклов repeat и while. 79
Относительность выбора операторов while и repeat. 82
Массивы — структурированный тип данных. 88
Описание массива на языке Паскаль. 89
Поиск максимального элемента массива. 94
Поиск в массиве. 98
Изучение Паскаля мы начнем сразу с конкретных примеров, которые помогут вам почувствовать процесс программирования вживую. Шаг за шагом мы проведем вас через все стадии программирования. Мы хотим, чтобы вы сразу ощутили уверенность, чтобы вы поняли: «Если я смог написать одну программу, значит, смогу и вторую»!
Выводим сообщение на экран дисплея
Нашей первой программой будет программа-приветствие. Она просто выведет текст на экран компьютера и завершит свою работу. В этом уроке мы рассмотрим основные правила оформления программы.
Внимательно читайте комментарии - они находятся в фигурных скобках { } . Пример 1.1. Первая программа
program First;{ Первая строка - заголовок программы.
program - служебное слово; First - имя нашей программы, его вы придумываете сами. В конце строки стоит точка с запятой. При перечислении инструкций Паскаля между ними нужно ставить'":". Дальше идет тело программы. Оно всегда начинается со слова begin }
begin{ Здесь в конце строки, нет точки с запятой.
Следующая команда, или оператор, выводит слово ПРИВЕТ на экран; после'вывода курсор остается на той же строке в конце текста; текст для вывода всегда заключается в апострофы.}
write ('Привет, '); { В конце строки обязательна точка с запятой}
{ Следующий оператор выведет на экран слово ДРУЗЬЯ! и переведет курсор на следующую строку, так как символы "In" в операторе writeln означают "line" - по-английски "строка" }
writeln ('друзья!'); writeln('Это вторая строка ') { Здесь в конце строки не обязательна точка с запятой, так как это последний оператор. Проще говоря, перед end точку с запятой можно не ставить }
end. { Словом end заканчивается тело программы; в конце обязательно стоит точка }
ЗАМЕЧАНИЕ Очень важно понимать, когда нужно ставить точку с запятой, а когда - нет. Основное правило — точка с запятой должна ставиться при перечислении инструкций. Так, в рассмотренном только что примере точка с запятой стоит между разделом program и разделом тела программы, а также в теле программы при перечислении операторов. На последнем операторе writeln перечисление заканчиваемся, поэтому мы не поставили точку с запятой.