1. Буч Г. Объектно-ориентированное программирование с примерами применения. М.: Конкорд, 1992.
2. Макаренков Ю. А., Столяр А. А. Что такое алгоритм? Минск.: Нар. асвета, 1989.
3. Немнюгин С. А. Turbo Pascal. СПб.: Питер, 2000.
4. Аляев Ю. А, Козлов О. А. Алгоритмизация и языки программрования Pascal, C++, Visual Basic. М.: Финансы и статистика, 2002.
Составитель
Практическое пособие составлено в соответствии с Дополнительными требованиями ОПК по ГОС СПО 2 – ой модели и учебной программой по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирование» для студентов всех форм обучения с целью оказания помощи студентам в организации их самостоятельной работы над изучением учебного материала, при подготовке к практическим занятиям.
Пособие включает в себя: необходимый минимум теоретических сведений, примеры программ с подробными комментариями к ним, упражнения и задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы и перечень рекомендуемой литературы.
В практическом пособии также даны необходимые справочные материалы языка Turbo Pascal, которые используются для рассмотрения следующих тем: линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмические конструкции, одномерные массивы, матрицы и графика.
Рекомендованно научно-методическим советом Оскольского политехнического колледжа в качестве учебного пособия для студентов колледжа (протокол №3, от 19.11.2004г.)
\
Содержание:
стр.
I. Введение ……………………………………………………………………………… 6
II. Правила выполнения практических работ ………………………………............... 7
III. Подготовка к прктическим занятиям
Практическое занятие № 1
Тема: «Работа в интегрированной среде Turbo Pascal»……………………………… 8
Тема: «Программирование задач циклической структуры (оператор
цикла FOR)» ……………………………………………………………………………. 30
Практическое занятие № 8
Тема: «Программирование задач циклической структуры (оператор повтора
WHILE)»………………………………………………………………………………… 34
Практическое занятие № 9
Тема: «Программирование задач циклической структуры (оператор
повтора REPEAT)» ……………………………………………………………………. 38
Практическое занятие № 10
Тема: «Работа с одномерными массивами»…………………………………………... 41
Практическое занятие № 11
Тема: «Работа с двумерными массивами»……………………………………………. 46
Практическое занятие № 12
Тема: «Изучение приемов обработки массивов»…………………………………….. 48
Практическое занятие № 13
Тема: «Программирование задач с использованием подпрограмм
(процедур и функций) ………………………………………………….……………… 55
Практическое занятие № 15
Тема: «Графические возможности Turbo Pascal»………………..…………………... 57
IV.Справочные материалы ………………………..………………………………..… 62
Литература …………………………………………………………………………..… 98
Введение
Программирование – зеркало разума.
Д. Вейнберг
Сейчас трудно представить себе мир без компьютеров. Человек, не умеющий обращаться с ним, находиться в положении неграмотного, попавшего в библиотеку: на полках много интересных книг, а как их прочтешь? Культура общения с компьютером стала частью общей культуры человека. Но чтобы пользоваться услугами компьютера, надо уметь правильно сформулировать ему задание – четко, однозначно и на языке который он понимает. В настоящее время благодаря своей четкости и логичности Паскаль занял достойное место среди других зыков программирования. Он прекрасно подходит как для обучения программированию, так и для создания серьезных программ-приложений.
Так как каждый из нас, так или иначе, занимается программированием, то научить рациональным приемам программирования – первая цель настоящего пособия. Вторая – оказать помощь учащимся в подготовке и выполнении практических работ, а также облегчить работу преподавателя по организации и проведению практических работ.
В этом методическом пособие студентам предлагаются задачи, которые, с одной стороны, им по плечу, с другой — полезны и занимательны.
Пособие включает в себя: задания, разобранные примеры, комментарии к выполнению, контрольные задания и вопросы, справочные материалы и литературу.
Задачи сгруппированы по темам и охватывают практически все разделы базового курса программирования: от объявления переменных и программ с линейной структурой до работы с графикой.
Решения представлены в виде хорошо документированных текстов программ, изучение которых, несомненно, будет полезно для учащихся даже в том случае, если задача решена ими самостоятельно.
В каждой практической работе имеется справочник по языку программирования Паскаль, который содержит описание наиболее часто используемых процедур и функций.
Обращение к студентам.
Напоминаем, что научиться программировать можно только, программируя, решая конкретные задачи. Поэтому, чтобы получить максимальную пользу, вы должны работать активно. Решайте задачи. Изучайте приведенные решения. Вводите их в компьютер. Не бойтесь экспериментировать — вносите изменения в программы. Чем больше вы сделаете самостоятельно, тем большему вы научитесь! Желаем удачи!
Как работать с пособием?
Группы задач следуют в том порядке, в котором изучаются соответствующие разделы в курсе программирования. Перед тем как приступить к решению задач, нужно изучить соответствующую тему — прочитать раздел учебника. Если сразу решить задачу не получается, то можно посмотреть решение и затем еще раз попытаться решить задачу самостоятельно. Писать программу лучше сначала на бумаге (в виде блок – схем), а уже затем вводить в компьютер. Задача считается решенной, если написанная программа работает так, как сказано в условии задачи.
Оформление решений:
Важно, чтобы решенная задача была правильно оформлена. Это предполагает:
1. использование несущих смысловую нагрузку имен переменных, констант и функций;
2. применение отступов при записи инструкций программы;
3. использование комментариев.
Правильно оформленную программу легче отлаживать, кроме того, она производит хорошее впечатление.