Организацию моделирования предметной области или бизнес-моделированиеможно осуществлять как проектную деятельность. Где под проектом будем понимать процесс, состоящий из набора взаимоувязанных и контролируемых работ, предпринятый достижения цели, включая ограничения по времени, финансовым затратам и людским ресурсам
В настоящее время для обеспечения эффективной деятельности предприятий руководители многих предприятий инициируют проекты по моделированию предметной области или бизнес-моделированию. При этом предполагается, что созданные модели предметной области помимо решения задач, связанных с повышением эффективности предприятия, будут использоваться и при его автоматизации.
Типовыми этапами проекта моделирования предметной области могут являться (рис. 2.1):
1. Проведение предпроектных работ;
2. Проведение работ по обеспечению качества проекта;
3. Моделирование и анализ процессов «Как есть»;
4. Моделирование и анализ процессов «Как должно быть»;
5. Внедрении моделей и бизнес процессов;
6. Контроль за ходом выполнения проекта.
Этапы с 1 по 5 могут выполняться последовательно. Этап 6 всегда выполняется параллельно этапамb с 1 по 5.
Рис. 2.1. Этапы моделирования предметной области
В табл. 2.2. представлены работы, которые выполняются на этапе «Проведение предпроектных работ».
Таблица 2.2.
Работы этапа «Проведение предпроектных работ»
№
Работы
Отчетные материалы
Ресурс
1.
Участие в проведении переговоров по целям, задачам проекта, срокам, ресурсам проекта
Протоколы переговоров, список целей проекта
Менеджер по работе с клиентами
2.
Разработка методических и учебных материалов для проведения обучения приемам моделирования и инструменту
Методические и учебные материалы
Методолог
В табл. 2.3. представлены работы, которые выполняются на этапе «Проведение работ по обеспечению качества проекта».
Таблица 2.3.
Работы этапа «Проведение работ по обеспечению качества проекта»
№
Работы
Отчетные материалы
Ресурс
1.
Определение проблем предприятия
Документ «Список проблем предприятия»
Бизнес-аналитик
2.
Определение состава бизнес-процессов, подлежащих моделированию
Документ «Бизнес-процессы и их цели»
Бизнес-аналитик
3.
Создание соглашения по моделированию бизнес-процессов
Документ «Соглашение по моделированию бизнес-процессов»
Бизнес-аналитик
4.
Разработка рекомендаций по проведению обследования
Документ «Рекомендации по проведению обследования предприятия»
Бизнес-аналитик
5.
Разработка процедур внесения изменений в документы и модели
Документ «Процедура внесения изменений в документы и модели»
Менеджер по управлению изменениями
6.
Определение состава разрабатываемых документов. Подготовка шаблонов разрабатываемых документов: интервью заинтересованного лица, регламент, орг.структура, положение о подразделении, должностная инструкция, словарь терминов, бизнес-правила и т.п.
Шаблоны документов
Бизнес-аналитик
7.
Разработка схемы классификации документов
Документ «Схема классификации документов»
Бизнес-аналитик
8.
Разработка структуры каталога для хранения моделей и документов
Документ «Структура каталога для хранения моделей и документов»
Менеджер по управлению конфигурациями
9.
Создание рабочей группы проекта. Разработка соглашения о взаимодействии участников рабочей группе
Документ «Соглашение о взаимодействии участников рабочей группы »
Менеджер проекта
10.
Подготовка устава проекта
Документ «Устав проекта»
Менеджер проекта
11.
Идентификация рисков проектов
Документ «Список рисков проекта»
Менеджер по управлению рисками
12.
Обучение сотрудников компании приемам бизнес-моделирования
Обучающие материалы (Программы обучения, тесты и т.д.)
Преподаватель
13.
Подготовка и утверждение приказа о проведении моделирования бизнес-процессов
Приказ о проведении моделирования бизнес-процессов
Руководитель проекта, отв. представитель Заказчика
В табл. 2.4. представлены работы, которые выполняются на этапе «Моделирование и анализ процессов «как есть»».
Таблица 2.4.
Работы этапа «Моделирование и анализ процессов как есть»
№
Работы
Отчетные материалы
Ресурс
1.
Проведение интервью заинтересованного лица. Оформление протоколов интервью
Создание моделей бизнес-процессов «как есть» в соответствии с соглашением по моделированию и результатам интервью
Модели бизнес-процессов
Бизнес-аналитик
3.
Определение показателей бизнес-процессов
План измерений показателей бизнес-процессов
Бизнес-аналитик
4.
На основе созданных моделей «как есть» и показателей бизнес-процессов разработка регламентов бизнес-бизнес процессов, орг. структура и т.д
Регламенты бизнес-бизнес процессов, орг. структура и т.д
Бизнес-аналитик
5.
Разработка плана обозначения документов и моделей
Документ «План обозначения документов и моделей»
Бизнес-аналитик
6.
Проведение анализа созданных моделей «как есть». Оценка необходимости проведения работ по моделированию как должно быть. Формирование отчетов о проведенном моделировании.
Создание Web-портала для отображения созданных документов, моделей и учета замечаний, сформулированных по разработанным документам и моделям
Web-портала
Web-мастер
Работы этапа «Моделирование и анализ процессов «как должно быть» должны выполняться аналогично работам этапа «Моделирование и анализ процессов «как есть»».
В табл. 2.5. представлены работы, которые выполняются на этапе «Внедрение моделей бизнес-процессов и документов».
Таблица 2.5.
Работы этапа «Внедрение моделей бизнес-процессов и документов»
№
Работы
Отчетные материалы
Ресурс
1.
Обучение сотрудников компании регламентам и пр. документам
Обучающие и методические материалы, тесты, сертификаты
Преподаватель
2.
Опытная эксплуатация регламентов и пр. документов, отслеживание ошибок и изменений в бизнес-процессах и документах. Изменение моделей и документов
Протоколы опытной эксплуатации документов.
Измененные документы. Измененные модели
Ответственный за опытную эксплуатацию
Бизнес-аналитик
3.
Внедрение регламентов и пр. документов в промышленную эксплуатацию
Акт о передаче регламентов в промышленную эксплуатацию
Ответственный за внедрение
В табл. 2.6. представлены работы, которые выполняются на этапе «Разработка рекомендаций по созданию и внедрению АС, поддерживающих бизнес-процессы».
Таблица 2.6.
Работы этапа «Разработка рекомендаций по созданию и внедрению АС поддерживающих бизнес-процессы»
№
Работы
Отчетные материалы
Ресурс
1.
Проведение обследования существующих и разрабатываемых на предприятии АС
Документ «АС предприятия»
Системный аналитик
2.
Разработка модели технических средств и развернутого на них программного обеспечения и АС
Модель технических средств и развернутого на них программного обеспечения и АС
Системный аналитик
3.
Анализ существующих и разрабатываемых АС предприятия
Отчет «Анализ существующих и разрабатываемых АС предприятия»
Системный аналитик
4.
Формирование рекомендаций по существующим и создаваемым в компании АСя
Отчет «Рекомендации по АС»
Системный аналитик
В табл. 2.7. представлены работы, которые выполняются на этапе «Контроль за выполнением проекта».
Таблица 2.7.
Работы этапа «Контроль за выполнением проекта»
№
Работы
Отчетные материалы
Ресурс
1.
Мониторинг деятельности по проекту. Подготовка промежуточных отчетов о ходе выполнения проекта. Решение проблем
Протоколы встреч с Заказчиком. Отчеты о ходе выполнения работ
Менеджер проекта
2.
Управление проектными рисками
План управления рисками. Протоколы с результатами управления рисками
Менеджер по управлению рисками
Задания для самоконтроля
Тест 2. Построение основных этапов работ бизнес-процесса