Архитектурная форма как материальное воплощение художественного замысла создается на основе определенной конструктивной системы, которая организует конкретный строительный материал. Понятие «тектоника» характеризует именно эту триаду:
архитектурная форма, конструктивная система, материал, являющуюся основой архитектурно-композиционной организованности.
Не сама по себе конструктивная система интересует архитектора, а ее как бы визуальная сторона, участие в раскрытии эстетической идеи. В процессе проектно-композиционного моделирования архитектор находит для данной концептуальной формы соответствующее художественно-выразительное тектоническое решение. Проблема сводится к тому, чтобы избрать соответствующий способ ограждения и перекрытия пространства. Подобрав закономерное и выразительное сочетание элементов (несущих, несомых, горизонтальных, вертикальных), автор выявляет их формообразующие качества. Это реализуется через такие понятия, как силовое взаимодействие, распределение нагрузок (сжатие, растяжение, изгиб и т.д.). Тактичное подчеркивание, выделение, акцентирование отдельных зон создает наглядную картину необходимого композиционного решения. Организованная в соответствии с конкретным содержанием конструктивная структура приобретает художественные качества при помощи средств гармонизации и пластики, усиливающих выразительность архитектурной формы. Пластическая обработка является завершающим этапом моделирования композиции сооружения [36, 50] (рис. 33, 34).
Тектоникой считается художественное осмысление действия механических сил в конструктивной форме. Именно «художественное осмысление конструкции» переводит ее на уровень композиции, в сферу художественного творчества. Конструкция, создаваемая не по тектоническому принципу, не может перерасти в композицию.
Тектоническая выразительность основывается на устойчивости, как наиболее характерной форме организации искусственной среды в условиях естественной силы гравитации. Соответствие формы внешним воздействиям - один из важнейших законов природы. Многие природные формы, которые в процессе эволюции приспособились к внешним условиям, могут служить прототипом для строительных конструкций.
В архитектурном произведении необходимо выделить несущие, несомые, декоративные элементы и ограждающие, которые только ограничивают объем. Понимание принципа работы каждого элемента, знание характера и силы, возникающих в материале напряжений позволяют запроектировать конструкцию согласно требованиям
тектоники. Выбор того или иного конструктивного решения, соответствующий содержанию архитектурной формы, обуславливается еще и размерами объемов, возможностью устройства внутренних опор, нагрузками на перекрытия, наличием строительной базы и другими факторами.
«Важная особенность тектонической формы — это ее независимость, от каких бы то ни было направлений и течений в архитектуре» (К.Зигель) [31].
Гинзбург М.Я. выделил три вида тектонических характеристик: тектонические свойства конструктивных схем; тектоническая характеристика материала; тектоника архитектурно-пространственного комплекса. Художественному осмыслению должны подвергаться не только сложившиеся конструктивные схемы, но и процессы, на основании которых эти схемы компонуются. Тектоника используется как организационный механизм, регулирующий формирование пространственной архитектурной среды [59].
Анализируя все аспекты понятия тектоника, Ю.П.Волчок предлагает рассматривать его как профессиональный способ пространственного мышления и деятельности в материале, сочетающий равнозначно художественные условия и технологические требования формообразования [36].
Тектоника стала основой современного архитектурного языка, а не только оценочным понятием, критерием качества. Тектонизация - более общее формообразующее влияние техники на архитектуру. Технический прогресс принес новые материалы, новые конструкции, новые формы деятельности и взаимоотношений. Соответственно появились новые эстетические свойства, такие как легкость, прозрачность, большепролетность, динамичность, строгая геометричность, пластичность и др.
Современной архитектуре свойственна тенденция к легкости форм. Для выявления и подчеркивания необходимого впечатления легкости форм используются различные композиционные средства: толщина свода у светового фонаря, открытая легкая сетка конструктивных ребер, решетчатые, сетчатые и стержневые конструкции, остекление, уменьшение массы кверху с соответствующим характером пластики и фактуры, иллюзорное освобождение массы от действия сил гравитации и др. [31].
В современных условиях архитектор все меньше имеет дело непосредственно с материалом. Чаще он пользуется уже готовыми элементами конструктивных систем. Когда происходит участие архитектора как художника в аналитической разработке, начиная с уровня технологического формообразования, возникают неповторимые по яркости производимого впечатления архитектурные сооружения. К ним смело можно отнести произведения Сантьяго Калатравы, Френка Гери, Нормана Фостера и др. Содержательная, художественная, символическая интерпретация механических процессов, таких как сжатие, растяжение, изгиб, кручение и их силового взаимодействия с учетом материала, в котором они выполняются, может принести ощутимую пользу творческой практике.