Аналогия- сходство различных объектов по некоторым признакам.
Аналоги - объекты сходные по соответствующим признакам.
Сходственные признаки - признаки, по которым объекты оказываются аналогами.
Сходственные признаки могут иметь качественныйи количественныйхарактер.
В зависимости от этого различают качественную, количественнуюи смешаннуюаналогии.
Основное значение аналогий - перенос сведений с одного объекта на другой (аналог) на основании умозаключений по аналогии.
Умозаключение по аналогии - основано на предположении существования тождественного в различном и выполняется по схеме:
Установлено, что объект O1 обладает свойствами C0, C1, ... , CN, C’1, ..., C’n1.
Установлено, что объект O2 обладает свойствами C1, ... , CN, C’’1, ..., C’’n2.
Вывод: возможно, что объект O2 обладает свойством C0, как объект O1.
Если среди C’’ есть хотя бы одно свойство C’’i несовместное с C0 , то сходство объектов по свойствам C1, ... , CN не имеет никакого значения.
Умозаключение по аналогии имеет гипотетический характер, может привести либо к истинному, либо - ложному выводу.
Пример, аналогия между движением жидкости и процессом распространения тепла привела к неправильному выводу о существовании теплорода.
Суждение, полученное по аналогии, нуждается в специальной проверке. Вероятность правильности этого суждения тем больше, чем сильнее связь между свойствами C, чем слабее связь между C и C’ и между C и C’’, чем больше N и чем меньше n1 n2.
Умозаключение по аналогии имеет доказательный характер, если общие свойства объектов C1, ... , CN обуславливают свойство C0.
Умозаключение по аналогии - является основой аналогичного моделирования, пример, замещение организма человека организмом животного с целью исследования действия новых лекарств, что неоценимо важно для развития медицины.
Общенаучное значение аналогий - прежде всего для придания наглядности, аналогия электрического тока с движением жидкости, для формирования понятий и для иллюстрации. Примеры понятий, введенных по аналогии, - теплоемкость, запоминающее устройство, электродвижущая сила. Пример иллюстрации по аналогии - иллюстрацией понятия устойчивости служит система - шарик на вогнутой поверхности в поле тяготения.
Кроме того, аналогия может служить и как активизатор мышления, и как источник идей.
Пример: соотношения 11 + 21 = 31 , 32 + 42 = 52 по аналогии привели математика П. Ферма к уравнению xn + yn = zn с тремя неизвестными и к формулировке «великой теоремы» теории чисел, согласно которой это уравнение при любом целом n>2 не имеет целых положительных решений. Справедливость теоремы Ферма доказана для всех n £ 100, но в общем виде она остается недоказанной.
Подробный пример: известно, что если все корни алгебраического уравнения a0 + a1x + a2x2 + ... + anxn = 0, a > 0, вещественные отрицательные и разные, | x1 | < | x2 | < ... < | xn|, то | xi | = ai-1/ai. Если модуль каждого корня значительно превышает модуль предыдущего, т.е. | xi-1 | << | xi |, то
ao/a1<a1/a2<a2/a3< ... <an-1/an. (1.13)
Известно, что если непрерывная линейная стационарная САУ с характеристическим уравнением
A0 + A1p + A2p2 + ... +Anpn = 0, A > 0 (1.14)
устойчива, то алгебраические уравнения
A0 + A2y + A4y2 + ... = 0
A1 + A3Y + A5Y2 + ... = 0
имеют только вещественные отрицательные чередующиеся корни |y1| < |Y1| < |y2| < |Y2| < ... Если модуль каждого из этих корней значительно превышает модуль предыдущего, т.е. | yi-1 | << | Yi | << | yi+1 |, то аналогично (1.13)
A0/A2 < A1/A3 < A2/A4 < ... < An-2/An . (1.15)
Эта аналогия приводит к идее использовать ряд отношений четных и нечетных коэффициентов (1.15) для анализа устойчивости непрерывных линейных стационарных систем и к грубому критерию устойчивости. Этот критерий требует составления ряда (1.15) и нахождения значений
ai = Ai / Ai+2, ki = ai / ai-1 = (Ai / Ai+2) / (Ai-1 / Ai+1) = AiAi+1 / Ai-1Ai+2,
а также определяет достаточные условия устойчивости (все ki ³ 2.15) и неустойчивости (хотя бы одно ki£ 1). Простота критерия позволяет обойтись в некоторых случаях без всяких расчетов и констатировать устойчивость или неустойчивость, основываясь на простом обозрении ряда (1.15). Условие неустойчивости ki £ 1 или соответствующее ему Ai-1Ai+2 £ AiAi+1 может быть установлено простым обозрением уравнения (1.14).
«Стандартным» методом генерации идей на основании аналогии является обобщение. Например, переход от биквадратных уравнений к бикубическим и биалгебраическим, от комплексных чисел к гиперкомплексным, от обычного преобразования Лапласа к многомерному и двустороннему.
Существенное значение аналогии заключается в возможности использовать ее для строгих выводов и доказательств.
Аналогия позволяет перейти к понятию подобия. Вид количественной аналогии - аналогия математическая - сходство объектов по их математическому описанию.
Сходственные функции - функции, различающиеся только аргументами и ненулевыми постоянными. Пример, z = x cos y и u = 2v cos 3w или r = 4s cos (5t + 6) и q = 7p cos (8l + 9) являются сходственными.
Сходственные переменные - переменные величины, входящие под знаки сходственных функций совершенно одинаковым образом.
Сходственные постоянные - аналогично сходственным переменным. Сходственные функции содержит сходственные переменные и , и , и , сходственные постоянные и , и , и .
Сходственные уравнения - получают приравниванием нулю или друг другу сходственных функций.
Наиболее полная математическая аналогия имеет место, если объекты описываются сходственными функциями и уравнениями.