русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Садово-парковое искусство Китая


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 8898; Нарушение авторских прав


О. Б. Сокольская История садово-паркового искусства, 2004 г, стр. 95-108, 111-117

Рис. 2. План виллы Ланте

Рис. 1. План виллы Капрарола

В 70 км от Рима, недалеко от местечка Капрарола,. Местность очень гористая. Вилла представляет собой дворцово-парковый комплекс, созданный для кардинала Александра Фарнезе.

Площадь сада около 1 га. Участок имеет вытянутую форму (1:3) и решен в четырех уровнях

Главное здание было задумано как дворец-крепость в виде монументального пятиугольника, а крутой подъем к нему оформлен лестницами и террасами. С северо-востока и северо-запада были разбиты красивые партеры, за которыми начиналась роща, а дали, на склоне холма расположилась маленькая вилла с садом, предназначенная для уединенного отдыха (так называемый секретный сад).

На первом уровне у входа устроена площадка, оформленная плоским бассейном с вертикально бьющей струей воды. От площадки начинается пологий подъем к следующему уровню; переход от площадки к подъему акцентирован двумя большими симметрично расположенными гротами. Эти гроты – типичные для данной эпохи садовые сооружения и составляют единое целое с высокими 5-метровыми стенами, параллельно возвышающимися по сторонам подъема.

Длина подъема 45 м, ширина 12 м. По оси устроен узкий канал с богатым пластическим декором. Бортики его оформлены плоскими каменными изображениями дельфинов. Они придают извилистость очертаниям канала и символизируют движение воды. Канал оканчивается внизу двумя небольшими плоскими чашами.

Значение входной площадки и подъема в композиции всего объекта очень велико – стены по сторонам подъема служат кулисами для перспективы на здание виллы, канал подчеркивает основную ось, вертикальная струя фонтана дает эффектный контраст с плоским бассейном на переднем плане. Не менее важна роль подъема, соединяющего входную часть с фонтаном Речных Богов. Он находится на овальной площадке у верхнего конца подъема.



Назначение фонтана происходит от колоссальных фигур старцев, олицетворяющих реки Италии. Символичны рога изобилия, из которых вода струится в высокую чашу, а из нее переливается через края в бассейн.

От площадки можно подняться на террасу по полукружиям лестниц. Терраса вместе со зданием виллы занимает доминирующее положение в плане сада. По размерам (75х45 м) она превосходит все остальные площадки, также интересно и декоративное убранство. Терраса известна под названием «Сад Кариатид». Кариатиды установлены по периметру террасы на каменном парапете. Высота их около 4 м, на голова – корзины цветов или плодов – символы плодородия страны. Расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга, 28 изваяний создают определенный четкий ритм. Их силуэты вырисовываются либо на фоне деревьев, растущих за пределами сада, либо на фоне неба. Кроме того, они служат рамкой для восприятия далекого ландшафта Чиманских гор. Парапет можно использовать в качестве сидений.

Терраса оформлена парапетом из стриженного буксуса и маленькими фонтанами с пластическим декором.

Здание виллы имеет два этажа со стороны парапета и один этаж с противоположной стороны, т. е. третьего уровня сада. Симметрично расположенные по сторонам виллы лестницы, ведущие к третьему уровню, декорированы скульптурами дельфинов, перемежающимися с небольшими чашами. И пасти дельфинов в чашу льется тоненькая струйка воды, создавая ритм воды.

Третий уровень предназначен для утилитарных целей – для расположения резервуаров воды, питающих фонтаны и каналы. Но и здесь продумано декоративное оформление. Перед фасадом виллы красивый фонтан в виде чаши, а в глубине, по сторонам главной продольной оси, параллельно расположены резервуары с интересным пластичным декором стен. За резервуарами находятся полукруглые монументальные ворота, пышно оформленные нишами, скульптурой и фонтанами. Ворота завершают композицию.

Зеленый декор на территории сада состоит из газона и стриженого буксуса, а к западной и юго-западной части примыкает густой лесной массив – часть всего владения.

В массиве растут лиственные и хвойные деревья: дуб, каштан, платан, маслины, тополь пирамидальный, магнолии, олеандры, лавры, сосны и кипарисы. Аллея, объединяющая дворец с маленькой виллой, обсажена пихтами и кедрами. Т. о. массив зрительно связан с садом виллы.

 

Вилла Ланте

 

Вилла Ланте расположена в городке Баньяя, в 84 км от Рима. Вся площадь сада имеет узкую вытянутую конфигурацию на пяти уровнях. Занимает площадь 3,5 га. Представляепт собой регулярно решенную часть большого владения. Строгая симметрия плана напоминает композицию сада Капрарола.

В саду Ланте вода естественного горного потока, протекающего по склону холма – как первостепенный композиционный фактор.

Строительство парка относится к середине 16 века.

Планировка выполнена по следующему принципу: плоский нижний участок использован для двух симметрично расположенных жилых зданий и большого партера, а холмистая территория решена четырьмя террасами. С запада тянется обширный парковый массив.

Главный композиционный узел – обширный водный партер 75х75 м, он состоит из бассейнов, украшен участками стриженного самшита (по краям). В центре островка возвышается скульптурная группа из темно-зеленого травертина, изображающая фигуру 4-х юношей, поддерживающих на вытянутых руках герб со звездой. Очень интересно водное оформление: вода, бьющая из герба ниспадает на фигуры юношей, падает мощной завесой, образуется водная пирамида. Динамичность водных струй и статичность воды бассейнов удачно сочетаются.

Скульптурная группа доминирует, общая ее высота 10 м (над уровнем партера). Много лепного декора у парапета, окружающего бассейны, и у балюстрады островка с четырьмя мостиками. В этом пышном декоре сказывается дух барокко. Партер расположен на главной продольной оси всего сада.

Постепенное раскрытие перспективы как принципа планировки – характерная черта садов 16 века, этот принцип осуществил и Ланте, использовав горный рельеф местности.

Между двумя совершенно одинаковыми зданиями виллы пологий откос, оформленный арабесками из стриженного самшита. Прямые лестницы перед боковыми фасадами зданий ведут ко второму уровню, т. е. к первой террасе. Терраса представляет собой неширокую, удлиненную площадку, ограниченную с трех сторон высокой подпорной стеной. Терраса обсажена рядом могучих платанов и соединена со следующей (второй) террасой двумя лестницами и фонтаном. Он подчеркивает главную композиционную ось и объединяет два уровня конструкции. Фонтан состоит из трех концентрических каменных выступов, расположенных на первой террасе, и из трех подобных выступов на второй – вместе они образуют полный круг. Все выступы оформлены тонкими струйками воды, которые ниспадают в маленький бассейн.

Декор второй террасы состоит из неширокого бассейна и монументального фонтана.

Полукружия двух симметрично расположенных лестниц ведут на третью террасу. Здесь по оси узенький канал, а следующая четвертая терраса украшена восьмиугольным фонтаном Дельфинов и каменными сиденьями. Терраса замыкается двумя садовыми павильонами, расположенными по сторонам грота и бассейна. По замыслу эти детали символизируют начало естественного горного потока, бьющего между скалами из толщи земли.

По мере подъема по террасам возрастает удельный вес растительного декора, значительную роль в нем играют стриженные изгороди из самшита, группы вечнозеленых и других кустарников и отдельные экземпляры деревьев – как лиственных, так и хвойных, - расположенных по сторонам главной композиционной оси. В вазонах цветут олеандры, лимонные и апельсиновые деревца.

 

Вилла д'Эсте

Рис. 3. Общий вид виллыд'Эсте

 

Парк виллы д’Эсте, был разбит в 1550 году в Тиволи. Его площадь 3,5 га, перепад рельефа 35 м. Она возвышается на крутом склоне горы. Тиволи славилось обилием горных потоков, богатой растительностью, тенью и прохладой, столь ценными на юге.

Вилла напоминала сказочный дворец, а сад – прообраз древнего мира, а низвергающийся с кручи водопад – Всемирный потоп.

Здание виллы располагается на вершине холма, а сад – на склоне, ближе к равнине. Часть сада, прилегающая к дому, террасирована, другая – нижняя – занимает плоский участок.

Сад виллы д’Эсте строго геометричен. Сетка плана состоит из взаимно-перпендикулярных поперечных и продольных осей: они членят территорию сада на регулярные участки.

Основная продольная ось берет свое начало у здания виллы, объединяет между собой терррасы (всего восемь), оформлена гротами, устроенными в толще земли на склоне.

В центре сада размещались статуи Геркулеса и Ипполита как символ целомудрия. Размеры сада невелики, 300 лет назад (пока не разрослись деревья) с верхнего балкона виллы он весь был виден как на ладони: фонтаны, бассейны, цветники.

От ворот уходит вверх аллея из кипарисов, их высота около 65 м. Темная зелень гармонирует с белым мрамором террас, поднимающихся уступами все выше и выше.

Лестница, идущая от нижнего партера к дворцу, подчеркивает центральную часть комплекса, а садовые дорожки с декоративными элементами, проходящие по террасам, образуют несколько поперечных осей (раньше было 9 продольных и 11 поперечных осей).

На средине третьей террасы расположен фонтан в виде огромного цветка лилии, с краю четвертой террасы – небольшой фонтан в нише с узорными колоннами и гербом герцога д’Эсте – орел и лилии. На пятой террасе перед темным гротом под полукругом лестниц с вазами находится фонтан Дракон, издававший звуки, напоминавшие грохот канонады. Каждая аллея террас завершается площадками с причудливыми фонтанами, а последняя, пятая, выходит на Аллею ста фонтанов, протяженностью 150 м. Она заканчивается фонтаном Ла Рометта, представляющим собой миниатюрную копию античного Рима с колоннами, арками и обелисками. На этой аллее уступами устроено множество фонтанов и фонтанчиков, а на самом нижнем уступе, на барельефах, изображены сцены из «Метаморфоз» Овидия.

Фонтан «Филин» в виде группы поющих птиц, замолкавших при появлении филина, был снабжен механизмом, действовавшим под давлением силы падающей воды.

Одним из самых живописных был фонтан Сивиллы. В расселине скалы стоит статуя Сивиллы, прорицательницы судьбы, из под ее ног струится широкий каскад, отвесно падая в тихую гладь пруда. Среди водоема видна раковина с наядой, а сам он обрамлен полукруглой галереей с арками. Бурный каскад и спокойная поверхность воды создают контраст.

С одной стороны сада находится павильон, в котором когда-то играл водяной орган. Пенистая струя вырывается из-под павильона и падает на цветник, вливаясь под землей в воды четырех квадратных прудов.

Многочисленные и разнообразные, фонтаны стали примером для подражания не только в Италии, но и во Франции, Англии и других странах, включая Россию.

2. Садово-парковое искусство Франции XVII в.

Итальянский Ренессанс сильно повлиял на французов во время военных походов в Италию. Он отразился на французском садово-парковом строительстве.

Природные и растительные условия. В ландшафте Франции преобладают равнинные местности со спокойным течением рек, что исключает создание террасных садов и шумовых водных устройств. Климат более прохладный, чем в Италии. Здесь нет яркого солнца и зноя, которые предполагают преобладание закрытых пространств. Ровный рельеф покрыт обширными лесными массивами с преобладанием лиственной флоры (граб, бук, дуб, вяз, каштан, липа, ясень). Из цветочных культур использовали филаки, гвоздики, лилии, ирисы, розы и др.

Приемы композиции. В садах появился новый элемент – берсо – крытый каркас из дерева или металла, возводимый над дорогой. Разрастаясь, растения образовывали сплошной зеленый тоннель. Сады украшались роскошными кружевными партерными цветниками, кроме цветочных культур, здесь использовались травы, стриженый буксус, уголь, толченый кирпич, песок и др.

Сады разбивались вблизи замков, которые были как укрепительные пункты и предназначались для жилья, и строились в виде крепости, чтобы выдержать осаду в случае необходимости. Замки строились вблизи рек и окружались рвом с водой. Рвы имели четкие геометрические контуры и часто соединялись каналами с рекой.

Основные черты классического парка:

- наличие больших пространств и раскрытие далеких перспектив;

- размещение на плоском рельефе;

- симметричность композиции по отношению к центральной оси;

- индивидуальность отдельного дерева теряется в массиве;

- использование топиарного искусства: зеленые стены коридоров, беседок, залов и кабинетов, шаров, кубов, пирамид;

- применение трельяжных конструкций (беседок, арок, оград);

- интенсивное обводнение, в котором каналы и плоские водоемы имеют характер зеркал, расположены на одном уровне с поверхностью земли и отделены лишь небольшим бордюром;

- центральную часть сада составляет партер, который обрамлен стрижеными стенами боскетов;

- умеренность применения скульптуры;

- основное украшение – 2-х или 4-х рядовая парковая аллея, открывающая далекие перспективы на окружающую местность.

Во-ле-Виконт

Рис. 4. План парка Во-ле-Виконт 1 – вход, 2 – дворец, 3 – партер, 4 - канал Замок Во-ле-Виконт был построен в 1658-61 годах. План парка отличается строгостью и цельностью, его территория 100 га. Дворец – центр всего ансамбля – окружен со всех сторон каналом. Главная композиционная ось длиной 2,5 км, сильно подчеркнута, она проходит с севера на юг, используя естественный уклон в южной части. Здесь в узкой долине протекала речка Анкей. Трудности при проектировании заключались в понижении рельефа с запада на восток. Для того, чтобы восстановить симметрию были устроены небольшие террасы. Ленотр (проектировщик садово-паркового ансамбля) создает перспективу вдоль главных аллей. Основной ритм располагается на продольной осевой симметрии и на двух второстепенных поперечных осях. В композиции террасы составляют три последовательных уровня, мягко спускающихся в сторону реки. Открытое пространство, окаймленное зелеными массивами боскетов, распределяется следующим образом: а) около замка – партеры, б) бассейны и фонтаны на втором плане с эффектом отражения неба в воде, в) по мере удаления от замка – газонные плоскости.
Это основная перспектива, простирающаяся до реки. Большой канал не виден из-за понижения местности и воспринимается внезапно, при подходе к нему. К такому эффекту неожиданности Ленотр прибегал очень часто. Канал расширен бассейном, оформленным подпорными стенами с трех сторон, террасами, скульптурами и фонтанами. Этот композиционный узел завершает продольную ось парка. Вертикальные фонтаны расположены близко друг к другу, и воспринимаются как сплошная прозрачная дымка. Канал пересекается с каскадом, который украшен с двух сторон скульптурами крылатых коней, вода ниспадает широкими струями в чаши, исполненные в виде раковин-жемчужниц Все водоемы парка, включая фонтаны и каскады, полны карпов.

Версаль

Рис. 5. Версаль. Схема генплана. 1 – площадь Армии и почетные дворы, 2 – центральные партеры и боскеты, 3 – оранжерея и оз. Швейцарцев, 4 – фонтан Аполлона и Большой канал, 5 – Большой Трианон, 6 – Малый Трианон. По своим масштабам территория Версаля огромна: только так называемый Маленький парк занял 1738 га, Большой охотничий – 6600 га. Перспектива, раскрывающаяся от дворца до границы Маленького парка, более 3 км. Версаль существовал еще в начале 17 в. как охотничий замок. Около замка были распланированы партеры. Пришлось ограничиться использованием местных водных ресурсов путем сбора рек и речушек, дождевых вод и даже воды, получаемой от снеготаяния. Для этого были построены четыре резервуара и водонапорная башня, а также акведуки и каналы от прудов, находящихся в окрестностях из которых вода поступает в резервуары и водонапорную башню. (Акведукводопровод для доставки воды из отдаленных источников.) Только часть территории была покрыта мелколесьем, остальная – лишена насаждений. Пришлось создавать искусственную почву и перевозить огромное количество деревьев.

Для создания боскетов были перевезены в огромном количестве дуб, вяз, липа, ясень, бук, граб, каштан съедобный, тополь пирамидальный; из хвойных – тис и ель; из плодовых – вишня, яблоня, груша и др. (Боскетзамкнутый участок с насаждениями, обычно правильной геометрической формы, обсаженный стрижеными деревьями и кустарниками в виде плотной живой изгороди. Замкнутые пространства внутри боскетов назывались кабинетами или зелеными залами. В боскетах мог разместиться фонтан, цветник, небольшой бассейн, реже плодовые сады, экзотические деревья).

Посадка деревьев в боскетах производилась правильными рядами на близком расстоянии друг от друга. Надо было создать большой древесный массив. По краям боскетов, имевших в плане форму прямоугольника или квадрата, с внешней и внутренней стороны ставилась легкая деревянная трельяжная изгородь, выкрашенная в темно-зеленый цвет. Изгородь по другому еще называли палисадом. (Палисадлегкая деревянная трельяжная изгородь; частокол из бревен, заглубленных в почву, используемый на склонах). Такая изгородь сдерживала разраставшиеся насаждения, особенно кустарники, высаживаемые по периметру боскета. Иногда для палисада применялись вьющиеся растения. Для палисадов была установлена определенная высота, равная двум третям ширины дорожки или аллеи.

Ленотр поставил себе задачу – связать новый крупный архитектурный ансамбль с окружающей природой.

Начало строительства Версаля относится к 1661 году. Для дворца характерен центральный выступ на западе. При общей вытянутости 3-этажное здание кажется невысоким и воспринимается по горизонтали. Архитектурное решение сдержанное – первый этаж рустован (рустгрубо отесанный камень. Кладка из руста – рустика – напоминает природный камень, этим как бы сближает архитектуру с естественным ландшафтом). Второй этаж оформлен красивыми колоннами. Увенчан дворец балюстрадой с декором ваз, скульптур. (Балюстрадасквозное ограждение из фигурных столбиков – балясин) Для паркового фасада характерны простота, сдержанность и официальная чопорность.

Дворец требовал соответствующего подъезда и парка. Со стороны подъезда (с востока) были проложены три дороги, три луч, обсаженные вязами. Предусматривалось большое движение экипажей. Одна дорога вела из Парижа, вторая – из Сен-Клу, третья должна была соединить Версаль с дворцом Со, но в итоге осталась тупиковой.

Таким образом возник традиционный трезубец – излюбленный элемент Ленотра и его учеников.

Лучи сходились у площади военных парадов, она была отделена от курдонеров и дворца золоченой кованой решеткой. (Курдонерпарадный двор в виде частично открытого П-образного пространства, окруженного корпусами зданий и отделенный от улицы оградой).

Главная ось всего ансамбля берет свое начало у подъездной дороги, проходит через площадь военных парадов, почетные дворы, здание дворца и далее по парку.

Композиционную продольную ось парка составляют террасы и партеры перед дворцом, далее широкая лестница, ведущая ко второму уровню,- фонтан Латоны, затем – Зеленый ковер и Большой канал. За пределами территории композиционная ось была продолжена широкой обсаженной деревьями дорогой.

Большое значение имеют поперечные оси. Первая проходит мимо паркового фасада дворца, к северу заканчивается фонтаном Нептуна , а к югу – озером Швейцарцев. Вторая поперечная ось представлена каналом, который к югу завершается Менажерией (небольшим зверинцем), к северу – Трианоном.

По членению пространства, если сравнить первую часть, прилегающую к дворцу, вторую – боскетную и лесопарковую, видно постепенное нарастание по площади отдельных частей.

У дворца на террасе располагаются два водных зеркала с красивым обрамлением из гранита и скульптурными фигурами, символизирующими реки Франции. Отражающийся в воде дворец и водоемы хорошо воспринимаются от ступенек перед дворцом – постепенно меняется точка восприятия. По сторонам водных зеркал находятся южные и северные партеры. Они на 1 м занижены. Такая разница уровней приводит к четкому разграничению между центральной частью и боковыми участками, а также нарушают монотонность плоского рельефа. Определенный ритм создают стриженные конусообразные пирамиды, окаймляющие партеры.

Не случайны значительные размеры первой части. Они определяются масштабом самого дворца и функциональной ролью. Они служат для восприятия перспективы во время прогулок.

К югу от партеров начинается понижение рельефа, перепад достигает 13 м. Вследствие этого были воздвигнуты подпорная стена и монументальная лестница, которая называется лестницей 100 ступеней. Заниженный участок использован для устройства оранжереи и специального оранжерейного партера значительных размеров. За ним был устроен искусственный водоем – озеро Швейцарцев. Т. о. был использован рельеф, осушено болото и раскрыта интересная перспектива на юг, на долину реки Марны.

Северный отрезок первой поперечной оси имеет небольшой уклон. Стараясь максимально использовать пластику рельефа, Ленотр устроил здесь аллею Детей, расположенную между боскетами и завершающуюся бассейном Нептуна со множеством фонтанов.

К западу от дворцовой террасы начинается боскетная часть, она располагается по обеим сторонам главной композиционной оси. Важнейший композиционный узел – фонтан Латоны, представляющий собой обширный бассейн, оформленный целым рядом скульптур и водяных струй. Все это создает монументальность и соответствует общему масштабу плана.

Протяженность зеленого ковра равна 330 м при ширине 30-45 м. В центре полоса газона шириной 25 м, по сторонам дорожки шириной 10 м. Вдоль аллеи на расстоянии 30 м друг от друга расположены мраморные статуи и вазы. Они создают ритм и выделяются на фоне зеленого массива боскетов. Аллея к концу расширяется и заканчивается фонтаном Аполлона. Длина бассейна 120 м. Бассейн оформлен монументальной скульптурой Аполлона на колеснице, вылетающего из воды.

За фонтаном Аполлона начинается лесопарковая часть с Большим каналом протяженностью 1600 м. Канал крестообразной формы. Длина его поперечной части равна 1000 м. Ширина канала более 50 м.

Каналы были предназначены для прогулок на лодках, для праздников на воде, а также имел мелиоративное назначение (устроен на болоте).

Перспектива, открывающаяся вдоль Большого канала – важнейший элемент всего плана. Из-за своего направления с востока на запад он хорошо освещен солнечными лучами и поэтому его прозвали «светящейся осью».

Зеленый массив составляют 12 боскетов. Планировочное решение каждого из них тщательно продумано. В плане они представляют собой прямоугольники, отделенные друг от друга сетью взаимоперпендикулярных дорожек. Боскет предназначались для танцев, музыкальных концертов, театральных представлений и тихого отдыха.

Внутренняя планировка боскетов была индивидуальна. Затейливо решенный лабиринт со скульптурами на темы басен Эзопа был густо обсажен по периметру деревьями и окаймлен высокой стриженной стеной, но внутри все участки были обсажены плодовыми деревьями.

В центре боскета Бальный зал было свободное пространство для танцев, скульптурным декором и местами для сидений по периметру. Богатый декор выделялся на фоне густой зелени.

Планировка боскета для концертов представляла собой открытое пространство среди густого массива деревьев. Свободное пространство боскета делилось на две части – одна для зрителей, другая на некотором возвышении – для оркестра. Фоном служили три просеки, прорубленные в массиве. Вдоль просек были расположены узкие каналы с водными струями.

Боскет Королевский остров расположен на юго-западе. Два участка объединены композиционно, но отделены друг от друга дорожками. Объединяющим элементом служит бассейн с фигурным контуром. Они находятся среди густых древесных посадок, прорезанных множеством дорожек. Островок в центре большого бассейна был использован для театральных представлений, а публика располагалась вокруг бассейна.

В лесопарковой части, желая зрительно включить окружающую природу, Ленотр предусмотрел ряд видовых точек, получивших название «ах-ах» - выражение восторга. – неожиданное раскрытие вида из парка на окружающий ландшафт.

 

Тема 2.3. Пейзажные сады: сады Китая, Японии и Англии XVII-XVIII вв.

1. Садово-парковое искусство Китая: природные условия, растительность, приемы композиции и символизм.

2. Садово-парковое искусство Японии: природные условия, растительность, приемы композиции и символизм.

3. Пейзажные парки Англии XVII-XVIII вв.: Парк Кью, Парк Стоу, Гайд-Парк.

 

С приходом из Индии в Китай буддизма (в I в. н. э.) садовое искусство развивалось в направлении формирования пейзажных композиций, выражающих природу и несущих определенные настроения. Построенные пейзажные композиции подчеркивали красоту естественной природы и создавали «бесконечное разнообразие меняющихся видов». Комбинируя такие природные элементы, как камень, воду, деревья и цветы, с искусственно созданными элементами архитектуры, живописи и поэзии, мастера стремятся достичь отвечающего принципам баланса и гармонии Человека и Природы. Садовники в Китае не просто подражают Природе: они стараются создать идеальный ландшафт в миниатюре - с горами, озерами, деревьями, даже энергетикой - и объединить его с жизненным пространством человека.

Природно-климатические условия Китай – страна гор. Климат на западе континентальный, а на востоке – муссонный. Пейзажи очень разнообразны в связи с чередованиями возвышенностей и низин.

Растительность. Ассортимент растений разнообразен. Здесь произрастают различные виды сосен, можжевельников, кленов, дуб китайский, ива, кедр, груша, вишня. Из красивоцветущих кустарников – камелия, азалия, рододендрон. Предпочтение отдавалось сдержанным, приглушенным цветам садовой флоры, а растительность в саду не должна быть слишком густой и буйной. Акцент делается на формы растения, его аромат, оттенки цветов и игру света и тени - прообраз внутреннего просветления светом сознания темных телесных микровосприятий.

Сосна - символ неувядающей стойкости и благородства духа.Особенно славились высокие и прямые сосны, привезенные с гор. Вслушиваться в шум ветра в ветвях сосны означало вникать в утонченную «музыку небес»; шероховатая поверхность ствола рождала ощущение мудрой твердости (чешуя дракона). Перед домом рекомендовалось сажать сосну «с белой корой», поместив в ее корнях декоративный камень, а вокруг насадив нарциссы, орхидеи и разные травы.

Бамбук- упругий и полый внутри, является олицетворением животворной пустоты. «Высаживая бамбук, нужно прежде насыпать возвышенность, окружить ее ручейком и перебросить через ручей наискосок маленькие мостики. «Ибо в бамбуковую рощу надо входить, как бы поднимаясь в гору, а в самой роще земля пусть будет ровная: на ней можно сидеть или лежать с непокрытой головой и распущенными волосами, подражая отшельникам, обитающим в лесах». При помощи посадок бамбука создавался эффект экранирования пространства.

Персик - «дерево счастья», отвращающее вредоносные силы, - в паре с персиком часто сажается грушевое дерево, радовавшее глаз своим нежным цветом. Цветы персика – символ юной девушки, пляшущей и поющей. Цветы груши - символ девы-небожительницы.

Плакучие ивы - воплощение животворного начала ян, магнолии, банановые деревья, дающие густую тень, софора, привлекающая опущенными листьями, абрикосовые и мандариновые деревья, а также ароматические кустарники.

Цветущая слива-символ душевного целомудрия и чистоты, спутники – камелия и магнолия.

Сажать деревья следует очень осторожно и обдуманно, чтобы в каждом из них отразились следующие философски значимые принципы:

· Деревья должны расти естественно, так как красота их заключается в их истинном облике.

· Одиноко растущее дерево ничем не хуже рощи. Можно любоваться его формой и корой, листьями и цветками.

· Число деревьев в группе должно быть нечетным (три или пять).

· Деревья с раскидистыми, горизонтально ориентированными ветвями (кедр, ель) следует сажать в одиночестве.

· Деревья, устремленные ввысь (бамбук, кипарис), и плакучие деревья (иву, березу) не следует сажать рядом с раскидистыми деревьями.

· Для массовой засадки подходят только такие деревья, ветви которых образуют «балдахин» (дуб, вяз).

· Деревья с четко выраженными формами (тис, платан) следует сажать в одиночестве.

Цветы.Наибольший почет у пиона- «царь цветов», считается воплощением чистого ян, лучшими спутниками считаются шиповник и роза, для белого пиона - мак и алтей.

Начало инь - хризантема - символ покоя и долголетия, лучший спутник – бегония.

Повсюду разводятсяжасмин, гортензии, розы, нарциссы, гиацинты, гранаты, на юге – орхидеи. Из водяных растений предпочтение отдается лотосу, его стебли – символ силы жизненного роста (тянется из темной глубины вод к солнцу, пронизывая все этажи мирозданья), а цветы - символ душевной чистоты, неуязвимой для «грязи и тины» суетного света.

Цветы высаживаются в партерах, на клумбах, в виде зарослей у воды, в горшках.

В китайском саду нет травяных газонов - пустое пространство совершенно чуждо его эстетическим принципам.

Призвание садовой растительности в том, чтобы указывать на текучий, временной характер самой жизни. Деревья и цветы выступают знаком определенного момента, ситуации, настроения. В китайской книге по домоводству сказано: «Цветок растят круглый год, а любуются им десять дней».

В саду создавали уголки, предназначенные для посещения в разные времена года. Зимние пейзажи составлялись из сосен, слив и морозоустойчивых растений и цветов. Весенние - из цветущих в это время вишни, жимолости, миндаля, ранних роз, фиалок, нарциссов и др. В летних уголках выращивались летние цветы и лиственные деревья - дуб, ясень, бук, платан. В осеннюю пору наслаждались красотой пышных хризантем и благоуханием мандариновых деревьев.

Приемы композиции. Пространство китайского сада очень конкретно, он ограничен. Сад не рассчитан на дали, находящиеся за его пределами, от которых он отгорожен высокой стеной. В этом «пространстве в себе» создается очень высокая локальная активность. Сад постоянно дает вызов зрителю, он требует активного внутреннего и внешнего взаимодействия человека. Композиционно он представляет собой одну целостную зону, которая дробится затем на более мелкие локальные части.

Сад в Китае - это игра метаморфоз, бесконечная череда превращений, символизирующих собою многообразие и полноту жизни. Здесь часто встречается прием - уподобление камня облаку, это утверждало идею единства мира. Китайские пейзажисты изображали облака как горные ландшафты-миражи, а вершины гор - как низкие облака, этой же идеей руководствуются и при создании садов.

Особый раздел в искусстве работы с камнем составляло сооружение так называемых насыпных искусственных гор высотой более 3 м. Они складывались из отдельных блоков камней и обязательно ставились около водоемов, как символ древних представлений о Мировой Горе и Мировом Океане. Искусственные горы изобиловали пещерами и гротами - обителями небожителей, путешествующих между мирами (пещерами).

Характерные особенности садово-паркового искусства Китая:

- активное использование камня;

- обилие водных поверхностей:

- большое количество и продуманное размещение малых архитектурных форм;

- тщательный подбор декоративной растительности для создания определенного, заранее продуманного пейзажа;

- создание садов путем совершенствования эстетической доработки красивых уголков живой природы;

- подчеркивание наиболее выразительных точек зрения на пейзаже специальными проемами – проникающими окнами, беседками, воротами;

- включение симметричных групп зданий с осевым построением и обычно с внутренними дворами.

Роль камня в китайском саду. Камни - одна из составляющий садовых пейзажей. Правильно расположенный камень в саду вводит пространство сада в космический круговорот энергии.

Камень мог символизировать хозяина сада (уподобление себя простому обычному камню или изысканным яшме или нефриту – как стремление к самосовершенствованию).

В китайских садах подчеркивается внимание к мини-композициям. Внимание уделяется камням причудливой формы - они считаются воплощением жизненной силы космоса. Их делили на пять основных типов в соответствии с идеей пяти первоэлементов (огонь, вода, небо, земля, человек). Камни определенных форм (к примеру, относящиеся к стихии огня) оказывали влияние на окружающий энергетический баланс сада. Поэтому сочетание камней различной формы, как между собой, так и с архитектурными постройками и общим видом сада тщательно продумывалось. Различали дырчатые, ноздреватые, морщинистые, пористые и продолговатые, «наполовину вросшие в землю», «убегающие», «стремящиеся навстречу друг другу». Разнообразны и способы расстановки камней.

Принцип расстановки камней: «Большой камень и маленький связаны между собой, словно шахматные фигуры на доске. Маленькие камни возле воды подобны стайке детей, охвативших расставленными руками гору-маму. В горах большой камень будто ведет детей. В этом и состоит родство между камнями...». Камни в китайском пейзаже и в саду представлялись «живыми».

Особенно ценились в камнях три свойства: «проницаемость», позволяющая ощутить их толщу; «худоба», оставляющая впечатление легкости, изящества; «открытость», т е. красота пустот и отверстий в камне, открывавших его навстречу окружающему пространству. Свойства камня раскрывались полнее в зависимости от способа его установки в саду: группами или одиночно, в качестве дополнения к архитектуре, взаимодействуя с водой или составляя самостоятельный элемент композиции и имея самостоятельное эстетическое значение.

Самые необычные по форме камни (с пустотами внутри) обычно располагались в центре небольшого водоема. По представлениям китайцев, камень являл собой мужское начало ян, а вода - женское начало инь. Вместе они составляли схему Великого Предела, воплощая игру метаморфоз. Часто одиночные камни ставились «наоборот» - в опрокинутом виде, так что верхняя часть была шире и тяжелее нижней. Подобная «опрокинутая» тектоника камня представляла собой «преднебесное» состояние материи (в китайском понимании для того, чтобы выйти за грань форм и явлений поднебесного мира, необходимо было совершить скачок, увидеть все вещи как бы наоборот, в их зеркальном отражении).

Стоячий пруд перенасыщен энергией инь. Для равновесия можно добавить энергию ян сада камней. Это сочетание символизирует традиционную пару «горы и воды», которая играет важнейшую роль в китайской философии.

Правила построения сада камней:

♦ Использование нечетного числа камней.

♦ Закапывать камни в землю не менее трети высоты.

♦ Размещать камни в соответствии с направлением роста кристаллов.

♦ Рядом с выпуклой стороной вертикально ориентированного камня помещать плоский камень.

♦ Выстраивать «пяты» соседних камней в одну линию.

♦ Не помещать круглых камней рядом с зубчатыми.

♦ В качестве «лицевой» стороны камня выбирать ту, которая выглядит наиболее выветренной.

Роль воды в китайском саду.Вода - обязательный элемент китайского сада, она символизировала вечное движение, текучесть. Это символ вечности, представленный в системе китайского космоса как непрерывный поток бытия, в который втекают отдельные струи времени. Второй образ, неразрывно связанный с водой, это-зеркало мира, т.е. «воплощение покоя пустоты и неведомого двойника всех образов, хранимого игрой отражения». В связи с этим вода должна была быть представлена в саду в двух ипостасях: статичной (водная гладь прудов) и динамичной (водопады, искусственные потоки, ручьи). Стоячая вода обладает способностью накопления животворной энергии ци и передачи ее зрителю, струящаяся - считается мощнейшим проводником ци. Распространена практика разведения в воде пруда красных и черных рыбок, своим цветом символизирующих полярность начал инь и ян.

Вода всегда активно включалась в композиционное решение любого сада. Павильоны и беседки возводились с таким расчетом, чтобы их отражение в воде являло собой целостную композицию. Крыши павильонов строились так, чтобы дождевая вода низвергалась с них наподобие водопада. Вода благодаря своим эстетическим свойствам была открыта небесному пространству, создавая некий диалог с небесами. Небо, отражаясь в водной глади, обретало себе двойника, включаясь в игру превращений.

Также вода имела и практическое назначение: из водоемов брали воду для хозяйственных нужд, их использовали для прогулок на лодках, а также разводили в них декоративных рыбок, созерцание которых поднялось до уровня отдельного искусства, полезного для развития чувствительности.

С точки зрения фэн-шуй, вода была необходимым элементом перед входом в дом. Жилые дома в Китае старались располагать рядом с водоемом. Сад, который не был ограничен природными и иными факторами, мешающими правильной компоновке (по фен-шуй), представлял собой в этом смысле идеальную схему фэн-шуй. Сложная конфигурация изломанных линий мостиков и дорожек через водоемы эстетически была подчинена требованиям направления циркуляции энергетики ци, исходящей от воды.

Это характерно для множества приусадебных садов. Практически каждый сад содержит извилистые потоки и небольшие водоемы. Так, «извилистый поток, огибающий беседку и орошающий бамбук», который растет позади нее, являет собой классическую иллюстрацию геомантической (по фен-шуй) формулы. Суть ее сводится к тому, что «дурные веяния, вызванные прямыми линиями гор и водных потоков, а также утесами и глыбами, могут быть нейтрализованы» и что «лучшее средство сдержать и поглотить такие ядовитые испарения - это посадить деревья позади вашего жилища и иметь водоем или бассейн, постоянно наполненный свежей водой, перед ним». Извилистость водного потока также не случайна, поскольку «вода, бегущая по прямой линии или сворачивающая на своем пути под острым углом, абсолютно неприемлема. Извилистые течения - лучшие предзнаменования благоприятных веяний».

Архитектура.Архитектурные постройки выражают присутствие человека в природе, поэтому они открыто и активно включаются в окружающую композицию, не подавляя природу, они служат элементами построения пространства сада.

Множество обособленных, разбросанных по всей усадьбе построек отображают все образы человека, всю его практику: семейную жизнь, досуг, труд, творчество. Каждая постройка имеет особую функцию, создает определенное настроение, помимо жилых зданий здесь имеются террасы для созерцания видов, павильоны и беседки для уединения, домики для ученых занятий, медитации, чаепития, музицирования, купания, приготовления снадобий и т. д.

В чайном домике - своя обстановка. Перед комнатой для чаепития надлежало иметь маленькую прихожую, с водой и посудой. Все принадлежности для чаепития вносили в комнату только тогда, когда в них возникала необходимость.

В кабинете для медитации и поклонения Будде ставились «фарфоровая ваза со свежими цветами, чашка с чистой водой, курильница, каменный светильник, колокол, кресло и прочие предметы, потребные для совершения обрядов и светлых мыслей.

Парковая композиция Китая строится с применением следующих принципов:

1) «инь» - действовать в зависимости от местных условий;

2) «цзе» - максимально использовать окружающую природу;

3) определять главное и второстепенное;

4) применять контраст;

5) в малом добиваться большого эффекта;

6) стремиться к достижению гармонии пропорций и последовательному раскрытию видов;

7) учитывать фактор времени при восприятии пейзажа.

Главный принцип ландшафтного решения - последовательность восприятия (инь). В соответствии с данным принципом сад выстраивается наподобие единой, непрерывной энергетической нити, к которой стекаются все каналы движения энергии ци. Внимание человека, идущего по саду, удерживалось тщательно продуманной сменой сюжетных композиций («кадр в кадре», когда в одном целостном пейзаже одновременно присутствовала часть другого, самостоятельного пейзажа). Например, виднеющаяся вдали пагода включалась в миниатюрный пейзаж, находящийся рядом со зрителем, как предмет, принадлежащий этому пейзажу, а не удаленный на значительное расстояние. Миниатюрные карликовые деревья выступали в роли древних исполинов, композиция камней одновременно была и горной грядой.

Согласно общепринятой формуле, сооружать сад следовало так, чтобы «за пределами вида имелся еще один вид». Для этого, прежде всего, требовалось обозначить границы видимого.

Здесь применялся принцип «экранирования», позволявший разбивать пейзаж сада на множество самостоятельных видов и создавать свои пространственные зоны даже на крохотной территории. В роли экрана могли выступать камни, архитектурные постройки, заросли.

 

Среди многообразия традиционных китайских садов можно выделить шесть их видов:

1) при императорских дворцах;

2) при императорских гробницах;

3) при храмах;

4) сады естественных пейзажей;

5) домашние сады;

6) сады ученых.

Архитектурные объекты садов при императорских дворцах отличаются крайней симметричностью, правильностью форм и четкой композицией. Бросается в глаза сознательно заданная регулярность его архитектурных объектов. Очевидно, что четко организованное пространство обладает гнетущим воздействием на психику человека. Сады при архитектурном комплексе в этом случае компенсировали подобное влияние, вовлекая посетителя в своего рода психологический диалог, некую игру. Они выполняют, таким образом, компенсаторную функцию, сглаживая влияние регулярности архитектуры. В садах абсолютно отсутствует заданность, предсказуемость, они выстраивались по принципу неожиданности явления, метаморфозы. Следует учитывать и то, что они были частью жилого пространства, связанного с бытом. В отличие от церемониальной ритуальности архитектуры дворцов и храмов сад представлял собой пространство для личной свободы и уединения, поддерживая психический баланс личности.

Частные сады, рассчитанные на то, чтобы подвести зрителя к сосредоточению на переживании своих внутренних эмоций. Частные сады миниатюрны и способны более лаконичными средствами выразить идею китайского сада. Здесь, как и в дворцовых ансамблях, геометрически правильно оформленная территория с четко ориентированной по сторонам света архитектурой и совершенно особым образом оформленное пространство природной среды. Попадая в природную среду сада, человек не мог предсказать, на какую композицию он выйдет. Китайский сад всегда строился по принципу неожиданно возникающего вида.

Анализируя описания садов и парков Китая, можно сделать вывод, что их пейзажи подразделялись на три основных вида:

1) устрашающий - создавался путем устройства искусственных холмов и утесов, нависающих над головой. Был слышен шум подземной реки, а вырванное с корнем дерево преграждало бурный поток. Устрашающий пейзаж сменялся смеющимся;

2) смеющийся - за поворотом дороги темные ели и туи, закрывающие солнце, расступались и открывали большую поляну, украшенную цветами. В любое время года здесь цвели какие-нибудь растения. От этого казалось, что весна как будто не покидает долину. Светлый и жизнерадостный пейзаж переполнялся контрастами;

3) идеалистический, или романтический - навевал легкую грусть. Основой данного пейзажа могли быть «островок с хижиной рыбака или ажурная пагода на скале, выгнутый мост и ветви плакучей ивы, склоненные к воде».

Знатоки садового искусства подчеркивали, что в устроении садовых ландшафтов «не существует установленных правил» и что их создатель на девять десятых - «господин вещей» и лишь на одну десятую - мастер, повинующийся законам своего ремесла. Доводя до совершенства небесные и земные образы, человек совершенствовал самого себя, выражая тем самым свою внутреннюю природу. Именно поэтому китайский сад - это постоянный диалог культурного и природного начал. В нем всегда, независимо от размера, заключена идея всеобщей космической взаимообусловленности. Человек чувствует себя в саду хозяином, он перерабатывает материал природы и, узнавая его, обретает знания о себе.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Итальянские сады эпохи Возрождения | Обычно высота основных деревьев намеренно ограничивается 3-5 метрами, хотя многие могли бы достичь значительных размеров.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.016 сек.