О. Б. Сокольская История садово-паркового искусства, 2004 г, стр. 44-55, 67-73
Тема 2.2. Сады эпохи Возрождения. Классические французские сады XVII в.
1. Итальянские сады эпохи Возрождения: природные условия, растительность, строительные материалы, приемы композиции. Основные черты парков эпохи ренессанса: Вилла Капрарола, Вилла Ланте, Вилла д'Эсте.
2.Садово-парковое искусство Франции XVII в.: природные и растительные условия, приемы композиции. Основные черты классического парка: Во-ле-Виконт, Версаль.
На смену мрачному и суровому Средневековью пришла эпоха Возрождения, или Ренессанса. Данная эпоха длилась всего 200 лет, и включает 3 периода: 1) ранее Возрождение (XIV-XV вв.); 2) Высокое Возрождение (вторая половина XV в.); 3) позднее Возрождение (XVI в.).
Возникновение данной эпохи начинается с Северной Италии.
Природные условия. Климат мягкий средиземноморский с обилием воды, с преобладанием горных потоков, живописных рельефов.
Растительность. Растительность разнообразна. В аллеях высаживались платаны и дубы, в качестве акцентов использовались кипарисы. Для создания зеленых стен применялись самшит, мирт, лавр, тис, туя западная. Из самшита устраивали узорчатые бордюры и арабески в партерах. Из свободно растущих дубов устраивали зеленые массивы (боскеты), обрамленные стриженными стенами. Использовались листопадные породы: тополь, каштан, ильм, маслины; из хвойных пород - сосна, в основном, она высаживалась в группах. В декоративных кадках высаживали цитрусовые. Для пергол применялись вьющиеся розы, плющи, виноград.
Цветочный декор был сдержанным, но в ассортименте встречались многочисленные виды луковичных, ирисы, лилии, гвоздики, фиалки, розы и др. Красота пейзажа строилась на сочетании и контрасте различных оттенков зелени, которая служила фоном для скульптур. Партеры оформлялись цветниками и арабесками из стриженного буксуса, украшались скульптурами и фонтанами. На партерах устраивались перголы, трельяжи, беседки.
Строительный материал – мрамор, туф, травертин. Мраморный или каменный декор играл большую роль в оформлении сада.
Приемы композиции. Итальянские сады были регулярными, замкнутыми и строились на внутренних композициях. Строго спланированные части садов гармонировали с природой и особенностями местности.
На рубеже XV-XVI вв. большинство композиций террасированы и расположены на склоне холма. Вначале главенствующее внимание уделялось террасе перед самим домом, она являлась его продолжением (комнатой под открытым небом). Остальные террасы не связаны между собой. Подпорные стены, лестницы, боскеты, фонтаны, расположенные вдоль одной или нескольких композиционных осей и сменяющиеся в строгой последовательности, были рассчитаны на создание разнообразных эффектов.
Сначала перспектива сада строилась параллельно склонам, позднее – главным образом поперек склона, пронизывая весь ансамбль и раскрывая далекие виды.
Характерные особенности планировки Итальянских садов эпохи Возрождения:
- -на террасированном склоне, в его различных частях - на вершине, в средней части или у подножия размещался дом. Он был планировочной доминантой сада, на которую ориентирована главная композиционная ось;
-сад имел ярко выраженное осевое построение. Главная продольная ось проходит поперек террас. Перпендикулярно ей направлены поперечные оси. Композиционные узлы - дом, партер, фонтаны и другие архитектурные сооружения размещались по этим осям, на их пересечении или завершении;
-основная часть сада была занята насаждениями в боскетах, дающими тень, обрамляющими внутренние перспективы и узлы, акцентирующими их декоративные элементы;
-партеры размещались по главной оси и, в зависимости от рельефа, либо непосредственно перед домом, либо у подножия склона. Партер представлял собой плоский сад. Он был как бы продолжением дома, оформлялся цветниками или арабесками из стриженного буксуса, украшался фонтанами и скульптурой. Часто на партерах устраивались беседки, трельяжи, перголы;
-плоская часть сада часто замыкалась полукруглой стеной из камня или растений и обычно заканчивалась ступенчато оформленным откосом. Такой прием получил название амфитеатра. Каменные стены амфитеатров украшались нишами со скульптурой и завершались баллюстрадой;
-типичный элемент так называемый "секретный сад" - изолированный участок или небольшой сад, предназначенный для отдыха;
-каждый узел композиционно завершен в общем, целостном решении сада.