Роль пользователя в интерфейсе очень важна. Проектирование интерфейса должно базироваться на знаниях, опыте и ожиданиях пользователя. Необходимо учитывать основные физические, познавательные возможности пользователя, а также его способность к восприятию.
Когнитивная психология объясняет то, как работает наш мозг, как мы мыслим, как мы запоминаем, как мы обучаемся. Это – информационно-процессуальная модель человеческого познания – модель, которая показывает нам схожесть человеческого познания с компьютером и то, что единая теория вычислений может быть использована для проведения исследований и проектирования в психологии и компьютерной отрасли. Но все же это разные модели восприятия, и человеческое познание много сложнее простой обработки и сохранения информации.
Информационно-процессуальная модель представляет обучение как развивающийся процесс, объединяющий прежние навыки, знания и приобретаемый опыт. Следовательно, она крайне необходима при проектировании программного обеспечения.
Познавательные процессы, наиболее значимые с точки зрения разработки интерфейса: ощущения, восприятие, мышление.
Ощущения (сенсорные процессы) – дифференцированное восприятие субъектом стимулов при участии нервной системы (отражает отдельные свойства предметов).
Восприятие - процесс формирования субъективного целостного образа объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом (синтез множества ощущений).
Мышление – в широком смысле слова процесс обработки информации головным мозгом.
Пока компьютеры не научатся как следует распознавать и воспринимать человеческий голос, люди будут получать информацию визуально, через дисплей. Изучение возможностей человеческого восприятия важно, даже если используются относительно простые технологии работы с интерфейсом программы.
Рассмотрим пример. Когда на экране со скоростью молнии появляется и пропадает сообщение, которое невозможно успеть прочитать, что вы обычно чувствуете? Раздражение, не так ли? Наша система восприятия отводит очень маленькое время для реакции на стимул и перевода глаз в точку появления информации. Также нужно время для прочтения сообщения и осмысления прочитанного. Возможности человеческого восприятия должны учитываться при определении временного периода на показ и удаление надписи с экрана.
Распознавание образов – энергозатратная деятельность. Чем перцептивно сложнее (т.е. сложнее для восприятия) распознаваемый образ, тем больше энергии необходимо для его восприятия. Сложность образа может выражаться как в его неоднозначности, что приводит к тому, что перцептивная система человека какое-то время выдвигает различные гипотезы в попытке ответить на вопрос «что это такое?». Но сложность может так же состоять в неоднородности и перегруженности образа мелкими деталями. Для восприятия многолучевой остроконечной звезды перцептивной системе требуется больше времени и сил, чем для восприятия круга. Это явление особенно хорошо заметно при разглядывании мелких пиктограмм, которыми используются для обозначения объектов управления, или в качестве небольших по размеру графических маркеров различных информационных блоков.
Восприятие не просто видение чего-либо. Это комбинирование информационных потоков, поступающих в наш мозг от наших органов чувств, - зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания, - со знаниями, опытом прошлого. Восприятие – процесс сравнения новых образцов информации со старыми. Информационный поток, состоящий из опыта и ожиданий пользователя, который осуществляется через взаимосвязь человека и компьютера. Пример с буквами (А, В) и цифрами (17, 13).
Нас окружает масса информации, наши чувства постоянно поглощают ее, а мозг перерабатывает. Мы даже не всегда осознаем этот процесс. Наше внимание привлекают лишь какие-то изменения в окружении. В качестве примера можно привести «феномен вечеринки»: случалось ли вам при разговоре с кем-нибудь в помещении, где находится большое количество людей, услышать свое имя в другом конце комнаты? Вы были уверены, что поглощены собеседником, однако умудрились в общем гаме уловить знакомое до боли сочетание звуков! Данный пример подтверждает, что наша сенсорная система постоянно работает, а получаемая информация обрабатывается автоматически, без участия сознания человека.
Любые внезапные и значимые изменения в нашем окружении привлекают наше внимание. Они могут касаться освещения, звуков, движений, цвета или всех этих явлений в комплексе. Вот почему в компьютере применяются многочисленные звуки звонков и колокольчиков.