русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Контраст


Дата добавления: 2014-11-27; просмотров: 1042; Нарушение авторских прав


 

Контраст - противопоставление, борьба разных начал в композиции - всегда был одним из наиболее широко используемых средств в руках живописца, скульптора, архитектора. На протяжении многовековой истории искусства тема контраста варьировалась, приобретая в зависимости от характера произведения, стиля эпохи, индивидуальности автора самые различные выражения.

Контраст - одно из главных средств композиции в технике. Здесь он обусловлен то различием структур - сложной, насыщенной тенями и совсем простой; то обработкой материала, когда, например, грубошероховатая фактура необработанного литья противопоставляется шлифованным или полированным поверхностям, то противопоставлением легкой, ажурной конструкции тяжелому монолитному основанию. Низкое противопоставляется высокому, горизонталь - вертикали, светлое - темному, шероховатое - гладкому, насыщенное светотенью и пластически сложное - спокойному и простому. Все эти и множество других отношений, основанных на явно выраженных различиях, являются контрастными. Противопоставление двух начал в композиции уже само по себе делает форму заметной, выделяя ее среди других. Использовать контраст - значит вызвать внутреннюю борьбу в композиции, обострить ее и найти гармонию в этом сопоставлении противоположностей.

На рис. 3.21 пример композиционных решений с использованием контраста. Металлообрабатывающий станок на рис. 3.21, поз. 1 построен на контрасте сложной структуры рабочей зоны и простого объема станины. Даже заглубления внизу у основания на чистой поверхности станины (для доступа к анкерным болтам), в которых появляются сильные тени, играют здесь немалую роль, позволяя связать контрастирующие начала и являясь как бы композиционными мостиками между ними. Без этих заглублений (если крепить станок иначе) контраст будет огрублен (рис. 3.21, поз. 2). Однако если на чистой поверхности станины появится слишком много теней, мелких элементов, это ослабит эффект контраста (рис. 3.21, поз. 3).



 

 

Рисунок 3.21 – Контраст фрезерного станка


Ритм

В отличие от метрического повтора, закономерность, на которой основан ритм, выражается в постепенных количественных изменениях в ряду чередующихся элементов в нарастании или убывании чередований, объема или площади, в сгущениях или разрежениях структуры, силы тона и т.д. Ритм проявляется, таким образом, в закономерном изменении порядка.

Метрический ряд воспринимается проще ритма. Это связано с тем , что ритм задает форме активное композиционное движение, связан с проявлением динамичности и с композиционным равновесием.

Изменяя порядок нарастания или убывания ритмического ряда, объем элементов, их площадь, структурную насыщенность, тональность и т.п. можно усиливать или ослаблять динамичность формы.

Ритм связан с такой особенностью зрительного восприятия как движение глаза в направлении нарастания количественных изменений ряда.

Динамичность, придаваемая форме ритмом, в композиционном отношении может потерпеть полное крушение при нарушении закономерности изменений.

В качестве средства композиции (рис. 3.21) ритм используется, как в тех случаях, когда его предопределяет конструктивная основа (сама функция), так и в тех, когда он создается применением тона.

Организующая роль ритма в композиции тем активнее, чем сильнее проявление этой закономерности. Ритм может быть выражен слабо, но может быть и ведущим началом композиции. Небезразлично также, развивается ритм по вертикали или по горизонтали. Изменения по вертикали сами по себе способствуют возникновению зрительного завершения. Если же ритм развивается по горизонтали, возникает проблема завершения и начала композиции.

Из всех средств композиции ритм особенно связан с психофизиологией, так как нарушение ритмического ряда выглядит как явление негативное, как нарушение строгой закономерности. Идет ли речь о конструировании телебашни или вентиляционной решетки с постепенным убыванием колец и просветов, необходимо проследить, чтобы ничто не нарушало закономерности ритма.

 

а б в г

Рисунок 3.21 – Ритм как средство композиции

а - ритм выражен только в закономерном сокращении величины квадрата, в то время как толщина контура и просветы между ними остаются постоянными; б - ритм более активен с убыванием толщины контура квадратов к центру, так как он определен уже двумя величинами; в – ритм закономерно развивается одновременно по всем геометрическим параметрам – размеру фигур, толщине контуров и просветов; г – закономерность ритма несколько нарушена, так как толщины контуров и просветы между элементами одинаковы, т.е. ритм переходит в метр.

 

Сочетание разных ритмов дает сложные порядки. В создании выразительности метроритмического ряда важную роль играют не только характер и размещение ритмических элементов, но и их количество. Для образования простейшего метрического или ритмического ряда необходимо не менее трех-четырех элементов, создающих непрерывность ритмического движе­ния. Увеличение количества элементов обычно усиливает выразительность ритма, однако оно допустимо лишь до определенного предела. Неограниченное количество их может привести к противоположному эффекту — к скучному однообразию.

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Масштаб и масштабность | Основы цветоведения


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.008 сек.