Применение мощных цифровых АТС большой емкости экономически оправдано при использовании их на крупных телефонных сетях. Однако их возможности, качество работы и широкий спектр дополнительных услуг являются привлекательными также для организаций и предприятий, имеющих собственные (ведомственные) телефонные сети. Емкость таких сетей может составлять от 100 до 5000 абонентов и наращиваться постепенно. Рынок потребителей такого оборудования очень велик, поэтому неудивительно, что все ведущие производители коммутационной техники наладили выпуск учрежденческих производственных АТС (УПАТС), которые являются по сути дела упрощенными вариантами их основных разработок. Это отчетливо видно при сравнении, например, цифровых АТС EWSD (рис. 6.1-6.3) и Hicom 300 (рис. 6.28), выпускаемых компанией Siemens.
Интерес ведущих компаний к УПАТС объясняется еще и тем, что на их основе можно строить полностью цифровые сети (хоть и небольшого размера и с использованием, в основном, собственных протоколов взаимодействия цифрового оборудования внутри сети), предоставлять максимальное количество дополнительных возможностей обслуживания (ДВО) абонентам УПАТС, а также смело экспериментировать с внедрением в телефонную систему новых технологий - коммутации пакетов, трафика ЛВС и т.д.
Практически все цифровые УПАТС имеют следующие особенности:
- применение процессоров общего назначения (а не специализированных);
- возможность подключения систем мобильной связи;
- подключение ЛВС;
- голосовая почта;
- предоставление широкого набора ДВО.
Дополнительные возможности обслуживания являются наиболее часто используемым сервисом речевой связи. Укажем наиболее интересные из них:
- переадресация вызова позволяет перенаправлять все входящие вызовы на альтернативный номер;
- наведение справки без разрыва основного разговора (режим консультации). Абонент переводит своего собеседника в режим удержания (HOLD) и набирает номер дополнительного абонента. В процессе разговора абонент может попеременно беседовать с основным и дополнительным абонентами или организовать трехстороннюю конфе-ренцсвязь;
- организация конференцсвязи 3-8 абонентов. В рамках этой услуги при ведении обычного разговора каждый абонент способен подключить к разговору дополнительного участника. При отключении любого участника конференции связь между двумя другими абонентами сохраняется;
- обратный вызов. Если вызываемый абонент занят или отсутствует, то после завершения предыдущего соединения (для занятого абонента) или после первого снятия трубки (для отсутствующего абонента) будет установлено соединение со звонившим абонентом;
- второй звонок. Данная услуга позволяет абоненту получать дополнительные вызовы (и отвечать на них) при уже установленном соединении;
- сокращенный набор номера из общего или индивидуальных списков. Применяется для набора часто используемых и «длинных» номеров;
- перехват вызова в группе. Абонент данной группы способен принять вызов, предназначенный любому другому абоненту группы;
- переадресация в группе поиска. При отсутствии вызываемого абонента вызов автоматически переходит к следующему абоненту группы. Вызов передается между членами группы или линейно. В последнем случае в конце цепочки абонентов может стоять автоответчик;
- шеф-секретарская группа. Абоненты данной группы имеют возможность воспользоваться целым рядом дополнительных функций, специально разработанных для совместной эффективной работы руководителя и его секретаря.
Рассмотрим характеристики наиболее распространенных на сетях СНГ УПАТС.