русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 1980; Нарушение авторских прав


Литература

ВОПРОСЫ

 

1. Цели и принципы работы профсоюзов в условиях кризиса. Изложите их и
попробуйте найти им объяснение.

2. Объясните, каким образом профсоюзы как открытая система подвергается
воздействию внешнего окружения. Приведите примеры.

3. Что такое социальное партнерство и в чем его отличие от трипартизма?
Какая из этих форм присуща нынешней России и на каких уровнях?

4. Что такое переговоры? Дайте в письменном виде максимально краткое
определение.

5. Опишите, что можно сделать для улучшения переговоров. Какие факторы
могут повлиять на ведение переговоров?

6. Запишите как можно больше вопросов, которые вы способны рассмотреть в
рамках переговоров с работодателем. Распределите их по степени значимости
Составьте список вопросов, от которых зависит само выживание вашей профсоюзной
организации.

 

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2. Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г.

3. Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых
споров» от 23 ноября 1995 г.

4. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и га­рантиях деятельности» от 12 января 1996 г.

5. БартолиА., Эрмед Ф. Управление предприятием в условиях перемен.
Стратегический подход к преобразованиям. Париж, 1986.

6. Короткое Э.М. Концепция менеджмента. М.: ДеКа, 1996.

7. Крылов К.Д. Законодательство России о профессиональных союзах.
М.: Профиздат, 1996.

8. Мартене М. Организационное развитие профсоюзов. М.: Профсою­зы и экономика, 1998.

9. Надеев А.Т. и др. Грядет социальный взрыв — управляемый или
неуправляемый/Инф.сб. «Безопасность». № 3 — 4, 1997.

10.Переговоры по заработной плате/Под ред. С.А. Попелло. М.: МВТ,
1998.

Лекция 15



Опыт антикризисного управления в странах с развитой рыночной экономикой

 

Проблематика.Существует ли за рубежом опыт антикризисного управления? Каковы проблемы использования зарубежного опыта в управлении экономикой России? Что важнее: обобщенный зарубеж­ный опыт антикризисного управления или знание разнообразных сторон национального опыта?

 

История социально-экономического развития многих, в том числе крупнейших, стран мира свидетельствует о том, что им приходилось переживать глубокие спады производства, финансовые потрясения, массовую безработицу, острые социальные и политические конфлик­ты. Одни страны с большим трудом и значительными издержками преодолевали трудности, вызванные, прежде всего кризисом эконо­мики, другие довольно успешно справлялись с экономическими и социальными потрясениями и в довольно короткие сроки выводили свои экономические и социальные системы из острых кризисных состояний.

Положение экономики России в 90-е годы XX в. нередко сравни­вают с положением экономики США 30-х годов (Великая депрес­сия) и экономики послевоенных 40-х годов XX в. Германии и Япо­нии. Положение действительно сходное. Следовательно, опыт, пути, методы и формы выхода из чрезвычайной, кризисной ситуации, найденные руководящими кругами этих стран, могут быть весьма полезны для российской экономики.

 

«Новый курс» Ф.Д. Рузвельта — программа вывода американской экономики из кризиса

 

В конце 20-х и начале 30-х годов XX столетия американская экономика находилась в глубочайшем кризисе. Низшая точка спада экономического развития зарегистрирована в 1933 г., когда ВНП уменьшился по сравнению с 1929 г. почти в 2 раза и составил 54% от докризисного уровня. В стране насчитывалось 17 млн. безработных, закрылось свыше 3 тыс. банков. Финансовый кризис поверг в пани­ку финансово-промышленных магнатов США. У.Липпман писал: «В минувшие пять лет промышленные и финансовые лидеры Аме­рики были низвергнуты с высочайших позиций влияния и власти в глубокую пропасть» [7, с. 149]. И ни один из представителей монополистического капитала не мог предложить никаких мер выхода из кризиса.

На президентских выборах 1932 г. победу одержала Демократичес­кая партия во главе с Ф.Д. Рузвельтом (1882—1945), предложившим стране серию реформ, известных как «новый курс». Теоретическую основу «нового курса» составили воззрения английского экономиста Дж.М. Кейнса о необходимости государственного регулирования капиталистической экономики в сочетании с развитием рыночных отношений.

Экономическая ситуация в стране диктовала необходимость на­чать реформы с решения кредитно-финансовых проблем. По ини­циативе Ф.Рузвельта Конгрессу был предложен «чрезвычайный за­кон о банках». Федеральная резервная система предоставляла займы банкам, министр финансов получал право предотвращать массовое изъятие вкладов. Законом предписывалось открывать банки только тогда, когда их состояние будет признано «здоровым». Экспорт зо­лота запрещался. Специальный указ предписывал гражданам США обязательную сдачу золотых запасов на сумму свыше 100 дол. Одно­временно разрешался выпуск новых банкнот, не обеспеченных золо­том. Вслед за этим правительство Ф.Рузвельта наложило эмбарго на золото, циркулирующее между США и заграницей.

Вторым важнейшим банковским законом стал закон о банков­ской деятельности, принятый 16 июня 1933 г., по которому разделя­лись депозитные и инвестиционные функции банков, была создана Федеральная корпорация страхования депозитов. К началу 1934 г. около 80% всех банков США застраховали свои депозиты, учитывая желание большинства вкладчиков иметь подобную защиту. Закон установил, что депозиты размером до 10 тыс. дол. подлежат страхо­ванию на 100%, от 10 до 50 тыс. — на 75%, а свыше 50 тыс. дол. - на 50%. Общественное доверие к банковской системе стало быстро восстанавливаться.

В январе 1934 г. была проведена девальвация доллара, которая снизила его золотое содержание на 41%. Была начата чеканка сере­бряной монеты, в стране вводился биметаллизм. Девальвация дол­лара, изъятие монетного золота из частных рук, облегчение доступа к кредиту способствовали повышению цен и создали механизм ин­фляционного развития американской экономики, одновременно давая тем самым в руки государства средства для проведения ре­форм в других отраслях. Положительно повлияла на стабилизацию финансово-кредитной системы США отмена «сухого закона». С от­меной запрета спиртных напитков вводился налог на их продажу.

Особое место в системе реформ «нового курса» занимало учреж­дение Гражданского корпуса сохранения ресурсов. По предложению Ф. Рузвельта Конгресс принял закон о направлении безработных городских юношей на работу в лесные районы. По мнению прези­дента, это давало возможность улучшить естественные ресурсы страны укрепить здоровье молодежи. Уже в начале лета 1933 г. были созданы лагеря на 250 тыс. молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет из семей, получающих помощь, а также безработных ветеранов. В лагере они имели бесплатное питание, кров, форму и доллар в день. Работы проводились под наблюдением инженерно-технического персонала и офицеров. В лагерях вводилась почти воинская дисциплина. Эф­фект от создания лагерей превзошел ожидания Рузвельта. К 1935 г. лагеря были расширены вдвое — до 500 тыс. человек. Всего в них побывало около 3 млн. человек. Силами лагерной молодежи были созданы лесонасаждения (высажено 200 млн. деревьев), построено значительное число мелиоративных сооружений, мостов, проложены тысячи километров дорог и многое другое [7, с. 158—159].

Важным законом, способствующим выходу из экономического кризиса, стал Закон о восстановлении промышленности. В соответст­вии с ним предпринимателям в каждой отрасли промышленности предлагалось добровольно объединиться и выработать «кодексы чест­ной конкуренции», которые, во-первых, устанавливали бы размер производства; во-вторых, определяли бы уровень заработной платы и продолжительность рабочего дня; в-третьих, распределяли бы рынки сбыта между отдельными конкурентами. На время действия закона, ограниченное двумя годами, приостанавливалось примене­ние положений антитрестовского законодательства. Для проведения закона в жизнь создавалась Национальная администрация по оздо­ровлению промышленности во главе с генералом Х.Джонсоном.

Закон о восстановлении промышленности затронул и трудовые отношения. Он предоставил рабочим право участия в коллективных договорах и профсоюзах. В законе определялись три основных усло­вия труда: а) минимальная заработная плата в размере 12-15 дол. в неделю; б) максимальная продолжительность рабочего дня — 8 ч; в) запрещение детского труда. Закон действовал два года и был отменен Верховным Судом США под предлогом того, что противо­речил Конституции США, так как вмешивался в права частных собственников. Но за это время удалось ликвидировать полный хаос в промышленности и поднять индекс производства на 10%.

«Новый курс» охватил и сферу аграрных отношений. В целях восстановления покупательной способности фермеров и поддержа­ния цен на сельскохозяйственные продукты правительство предло­жило фермерам сокращать посевные площади и поголовье скота, но при этом гарантировало выплату процентов с фермерской задол­женности на сумму не свыше 2 млрд. дол.

В аграрной политике «новый курс» реализовывался также в зако­не 1938 г., который ввел концепцию «всегда нормальной житницы». Концепция предлагала поддержание уровня цен осуществлять путем не уничтожения излишков продукции, а сохранения, выплачивая фермерам аванс в счет еще не проданных сельхозпродуктов. Одно­временно правительство проводило политику демпинга за границей при экспорте пшеницы, хлопка и др. товаров, поощряя фермеров выдачей ввозных премий.

В результате применения мер, направленных на оздоровление аграрного сектора, процесс разорения ферм затормозился, ипотеч­ная задолженность уменьшилась, денежные доходы фермеров, вклю­чая государственные премиальные платежи, выросли почти вдвое.

Президент Ф. Рузвельт особенно гордился тем, что ему удалось убедить Конгресс США в необходимости создать специальное Уп­равление долины р. Теннеси (TVA). Состояние дел в этом крупном регионе было плачевным. В 20-е годы доход семьи там не достигал и половины среднего дохода семьи по стране. По мысли Рузвельта, государственной корпорации TVA предстояло наладить производство электроэнергии (на базе строительства каскада гидростанций), обуз­дать эрозию почвы, провести массированные лесопосадки и помочь бедствующим фермерам.

Деятельность TVA была весьма успешной. К пяти плотинам на Теннеси добавилось еще 20. Река стала судоходной. Было значительно улучшено земледелие, остановлена эрозия почвы, поднялись моло­дые леса. Доходы населения этого региона резко пошли вверх. Со­ревнование между TVA и частными компаниями окончилось пора­жением последних. «Без TVA, еще одного озарения ста дней, две атомные бомбы, завершившие вторую мировую войну, никогда не могли быть созданы». Рузвельту часто бросали обвинение в том, что TVA — «социализм». Он отвечал: «Называйте TVA хоть рыбой, хоть мясом, но оно удивительно вкусно для жителей долины Теннеси» [7, с. 166].

Оживление, начавшееся в американской экономике в 1933 г., сопровождаемое активной фискальной политикой администрации Рузвельта, способствовало резкому изменению структуры федераль­ных расходов: впервые за всю американскую историю в стране на уровне федерального правительства появился социальный бюджет. Федеральное правительство взяло на себя заботу о «непроизво­дительной» или малопроизводительной части рабочей силы - о престарелых, молодежи, инвалидах, деклассированных элементах, которые представляли угрозу собой прежде всего социальной ста­бильности США.

Подоходные налоги остались примерно на том же уровне, а вот доля налогов на прибыль корпораций увеличилась в 1,5 раза, что, безусловно, отражало стремление администрации Рузвельта возло­жить большее налоговое бремя на крупный бизнес как истинного виновника Великой депрессии, а не на рядовых американских граж­дан.

Осуществляя реформы «нового курса», администрация Рузвельта рассчитывала обновить экономику страны и избавить ее от подоб­ных Великой депрессии потрясений и кризисов. Однако эти цели полностью достигнуты не были. Лишь в 1939 г. экономика США справилась с последствиями кризиса, но до второй мировой войны стране так и не удалось достичь докризисного уровня производства. Индекс промышленного производства в 1939 г. составил 90% уровня 1932 г. Уровень безработицы в 6 раз превысил уровень 1929 г., составив 17% рабочей силы.

В то же время опыт реформирования экономики, финансов, со­циальной политики, осуществленного Ф. Рузвельтом и его коман­дой, имеет не только национальное, но и большое международное значение. Особенно он ценен для российских менеджеров, эконо­мистов и политиков. Безусловно, экономический, социальный и политический кризис, разразившийся в России в первой половине 90-х годов XX в., во многом отличается от американской Великой депрессии, но имеют место и некоторые сходные сущностные ха­рактеристики, тенденции развития, политические и социальные ус­тремления различных общественных групп, затрудняющих выбор путей, методов вывода экономики страны из затянувшегося в нашей стране глубочайшего кризиса.

Методология, стратегия и тактика реформ в рамках «нового курса» продемонстрировали особую роль государственного регулирования в системе капиталистического хозяйства и показали, что гибкое и умеренное регулирование экономики, социальной и политической сфер, особенно в трудные периоды развития страны, является жиз­ненно необходимым.

Этот важный вывод нуждается в глубоком осмыслении, а главное - в практическом применении с учетом российских исторических и социально-экономических реалий.

 

Людвига Эрхарда (1897-1977), ученого и политика, второго канц­лера ФРГ, заслуженно называют «архитектором германского чуда».

Послевоенное состояние экономики Западной Германии было плачевным. Большая часть промышленности разрушена, сохранившиеся предприятия влачили жалкое существование. В 1946 г. про­мышленное производство составляло около одной трети от довоен­ного 1939 г., лет на 30 назад было отброшено сельское хозяйство.

Финансовое состояние страны характеризовалось полнейшим развалом. Количество денег, находившихся в обращении, во много раз превышало наличные товарные резервы. Дефицит, карточки, пустые полки магазинов, всеобщая спекуляция. Инфляция достигла 600% по отношению к довоенному уровню. Мелкие и средние слои в итоге войны разорились, оказались дезориентированными и не уверенными в будущем. В результате огромного разрушения город­ского хозяйства и миграции немцев из восточных областей Герма­нии обострился жилищный кризис. В этих условиях Л.Эрхардом были разработаны и проведены реформы, направленные на выведе­ние страны из глубочайшего экономического и социального кризиса, благодаря им за короткое время (около 10 лет) произошло «немец­кое чудо», превратившее Германию в процветающее государство, в ведущую экономическую страну мира.

Теоретическим фундаментом антикризисных реформ явилась раз­работанная Л. Эрхардом концепция «социального рыночного хозяй­ства». Это была не только теория, но и государственная политика, позволившая радикально изменить облик страны. По своим теорети­ческим установкам концепция «социального рыночного хозяйства» была по существу творческим применением, с учетом конкретных германских национальных и исторических условий, кейнсианской теории косвенного регулирования.

Эрхард исходил из идеи сильного государства как «конституиру­ющей», «управляющей» и «регулирующей» силы, способной форми­ровать общество. Государство активно вмешивалось в экономичес­кие процессы, но направление, характер, способы вмешательства были четко ориентированы на формирование рыночной экономики, основанной на частной собственности на средства производства и защищенной законодательной системой власти.

Государство поддерживало отрасли, испытывавшие трудности, особенно угольную и электротехническую промышленность, метал­лургию. Инвесторам и предпринимателям предоставлялись налого­вые льготы.

Эрхард широко использовал государственные рычаги, для того чтобы преодолевать неполадки, не отклоняться от избранного курса. «По моему твердому убеждению, - говорил Эрхард в речи перед членами Федерального объединения германской промышленности, - в XX веке, в сегодняшних социальных условиях ответственность за экономику... несет одно лишь государство». Определение рамок экономического порядка «опять-таки может быть задачей только государства» [5, с. 286].

Существенную роль в успехе проводимых преобразований и вы­хода ФРГ из кризиса сыграла внешняя поддержка (экономическая помощь по плану Маршалла, а также поставки топлива, продо­вольствия, семян, удобрений по другим каналам). В германскую экономику передавались американский транспорт и другое иму­щество армии США. Из средств Фонда европейской программы восстановления предоставлялись на льготных условиях кредиты.

Первым мероприятием, проведенным в июле 1948 г., была денежная реформа. Ее цель — избавление от обесцененных денег и создание твердой валюты. Денежная реформа явилась важной предпосылкой модернизации всего экономического механизма германской эконо­мики. Декретом были введены новые деньги — дойчмарки. Каждый житель получал 40 марок. Половину сбережений и наличности раз­решалось поменять в соотношении 1:10, а вторая половина была заморожена и обменивалась по курсу 1:20. В конечном счете размеры денежной массы (наличных средств и банковских депозитов) были сокращены более чем в 14 раз [1, с. 249].

Вслед за денежной реформой последовала реформа цен. Законом о принципах хозяйственной структуры и политике цен отпускались на свободу цены, отменялись административное распределение ресурсов и многочисленные нормативные документы, регулировав­шие до этого экономические отношения.

Несколько позже были приняты законодательные акты о кредит­ной и налоговой политике, о мерах против произвольного завыше­ния цен, антимонопольные и антикартельные указы и др. Периоди­чески публиковались каталоги так называемых уместных цен, т. е. учитывающих состояние покупательной способности большинства жителей ФРГ.

Важнейшим элементом экономической политики Эрхарда было укрепление ФРГ на мировом рынке - удалось втрое увеличить экспорт. Были приняты решительные меры по защите внутреннего рынка от внешних конкурентов, смягчено налоговое бремя, запре­щались набор новых служащих и повышение им окладов, проводился курс на жесткую экономию государственных расходов. Большое вни­мание уделялось развитию малого и среднего бизнеса. Уже в 1953 г. на предприятиях с числом сотрудников до 500 человек работало до 50,8% всех занятых и производилась половина промышленной продукции.

Государственные органы проявляли заботу о создании системы эффективной занятости, включающей в себя переподготовку кадров, развитие общественных работ, увеличение числа рабочих мест и сокращение безработицы. По мнению Эрхарда, социальная политика государства должна быть политикой для миллионов. Она призвана обеспечить, с одной стороны, защиту и поддержку слабых, а сдру­гой, - создание благоприятных условий для активного развития сильным, т. е. лицам, которые в силу своих способностей и квали­фикации могут самостоятельно добиться успехов в жизни. При этом важна солидарность «сильных» и «слабых», забота всего общества о потерпевших неудачу в жизни.

Положительную роль в преодолении кризиса в ФРГ сыграло индикативное планирование. Это не «планы-прогнозы», «планы-догадки», а очень эффективный в условиях ФРГ экономический, правовой и административный механизм воздействия на все сферы жизнедеятельности страны. Основу этого успеха, по мнению про­фессора Д. Валового, обеспечивали следующие факторы: высокая квалификация разработчиков планов, использовавших весь арсенал экономической науки; разнообразие методов и инструментария при реализации этих планов, отсутствие какого-либо догматизма и узо­сти подходов; твердость и последовательность профессионального государственного аппарата, который, нередко действуя в условиях крайней политической нестабильности, целеустремленно реализо­вывал принятые программы; выработка широкого национального согласия в отношении главных целей социально-экономического развития на ближайшую и отдаленную перспективы [2, с. 217].

Выходу из кризисного положения в ФРГ сопутствовало и поло­жительное решение ряда духовно-культурных проблем, таких, как состояние массового сознания, особенностей мышления, измене­ние образа жизни, мышления и поведения миллионов немецких граждан.

Для социального рыночного хозяйства, по словам Эрхарда, опре­деляющее значение не в последнюю очередь имеют «не только тех­нические, автоматические механизмы поддержания сбалансирован­ности на рынке, но и духовные и нравственные представления. Одного поддержания равновесия между спросом и предложением через свободное формирование цен мало для оправдания общест­венного строя или наполнения его идейного багажа» [5, с. 576].

Антикризисные реформы, разработанные и умело проведенные Л. Эрхардом, не имели бы успеха без активной поддержки общест­венности, без участия граждан в процессе принятия и реализации решений по социально-экономическим вопросам, без широкой опоры на разработки и рекомендации ученых своей страны. В соответствии с законом в ФРГ был образован экспертный совет по перспективам общего экономического развития ФРГ, который разрабатывал необ­ходимые исходные предложения для принятия правительством хо­зяйственно-политических решений.

Подытоживая и оценивая антикризисную реформаторскую дея­тельность Л. Эрхарда, следует особенно подчеркнуть правильный выбор социально ориентированной модели развития. Известный знаток экономических школ и теорий Ю. Ольсевич в одной из своих последних работ пишет, что «конкурентный рынок — это не продукт стихийной игры экономических сил. Такая игра ведет не к кон­куренции, а к монополии, к социальным антагонизмам. Поэтому теория «социального рыночного хозяйства» предусматривает созна­тельное конструирование конкурентного механизма путем введения четкого законодательства, внешнеэкономической политики и жест­ких трудовых и социальных гарантий» [4, с. 80].



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные направления действий профсоюзов в условиях кризиса | Деятельность Ли Якокки в крупнейшей американской корпорации Chrysler


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.009 сек.