русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Модель менеджера антикризисного управления


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 1300; Нарушение авторских прав


 

Менеджер по АКУ — это тип личности, который определяется специальной подготовкой (содержание и структура знаний), усло­виями работы (предкризисное состояние, кризисная ситуация, посткризисная ситуация — этап ликвидации последствий кризиса), особенностями системы управления (цели, стимулы, организация, контроль) и индивидуальными качествами человека. Наиболее пол­ное описание специалиста по АКУ дает его модель. Остановимся на каждой из ее составляющих подробнее.

Структура знаний представляет собой знания и умения, которыми должен обладать специалист по АКУ. Но это не просто перечень знаний, а определенное их соотношение и взаимосвязь. Они должны обеспечить менеджеру по АКУ свободу ориентации в разнообразных проблемах организационно-технологического и социально-эконо­мического развития организации, экономическое мышление и широту взглядов, хозяйственную расчетливость, навыки аналитической оценки ситуации, предприимчивость и организованность, изобрета­тельство и творчество в делах, инициативность.

Специальность 062000 «Антикризисное управление» уникальна сплавом предметных областей. «Три кита», составляющие ее основу - менеджмент, право, финансы и бухгалтерский учет.

Квалификационные требования к специалистам, претендующим на получение аттестата антикризисного управляющего (см. Положе­ние об аттестации специалистов по антикризисному управлению от 13 сентября 1994 г. № 57-р), предписывают ему знания в следующих областях:

• право в объеме, «необходимом для работы по антикризисному управлению»;

• основы оценки бизнеса и оценки недвижимости;

• основы теории маркетинга;

• основы менеджмента, финансового учета, аудита и планиро­вания;

• основные правила работы с ценными бумагами, банковским и
биржевым законодательством.

 

Помимо вышеуказанных, профессиональные знания специалиста по, АКУ должны базироваться на таких курсах, как основы реструк­туризации собственности, исследование систем управления, стратеги­ческое планирование, информационные технологии в АКУ, инвес­тиционный анализ, правовые основы банкротства, хозяйственное право и т. д. Это ядро специальной подготовки, но далеко не полный перечень знаний, которые лежат в основе его деятельности. К ряду общепрофессиональных дисциплин можно добавить статистику, теорию вероятностей, математическое моделирование.



Каждый этап работы антикризисного управляющего требует специфических методов, навыков, приемов труда и соответственно определенных умений, которыми должен обладать менеджер. Спо­собности менеджера по АКУ, его «умения» можно классифицировать по следующим основным группам.

Первая группа. Умения, необходимые для реализации функ­ций антикризисного управления (приблизительно 50 %):

• умение реализовать управленческий цикл, направленный на
достижение поставленной цели, умение ставить перспективные цели и задачи, рационально планировать работу, опера­тивно управлять в изменяющихся условиях, четко доводить задания до подчиненных в ясной и понятной форме, органи­зовывать контроль;

• умение реализовать основные формы работы: оперативные совещания, служебную переписку, вести телефонные и другие переговоры;

• умение координировать деятельность управляемой системы: распределять функции, задачи, полномочия и обязанности;

• умения делегировать полномочия, функции, власть;

• умение активизировать работу сотрудников: стимулировать, мотивировать, воодушевлять;

• умение организовать свою личную работу: планировать время,
соблюдать режим, не поддаваться текучке.

Реализация данной группы умений подразумевает наличие следу­ющих индивидуальных качеств в личности антикризисного управля­ющего: демократичность, целеустремленность, быстрота принятия решений (один способен выбрать оптимальное из пяти вариантов, другой - из 20), компетентность, организованность, ответствен­ность, требовательность, коммуникабельность, энергичность, пер­спективность (предусмотрительность), информированность.

Вторая группа. Умения, связанные с реализацией педагоги­ческой функции. Она имеет немаловажное значение на фоне основ­ной деятельности менеджера по АКУ.

Для эффективной реализации данной функции антикризисный менеджер должен обладать высоким уровнем собственных профес­сиональных и морально-этических качеств, владеть основами соци­альной психологии и конфликтологии.

Важным требованием и условием эффективной реализации ре­шений является наличие авторитета и престижа у руководителя во­обще, а у менеджера по АКУ в особенности. Эти характеристики определяются не личностными чертами, а общественным отноше­нием к нему. Авторитет и престиж можно иметь только у других людей (сотрудников, подчиненных, менеджеров высшего уровня). Они выступают функцией общественной ситуации. К примеру, ме­неджер может обладать набором личных качеств для высокого авто­ритета и в то же время иметь весьма низкий фактический авторитет у сотрудников и подчиненных, если последние имеют те же черты на таком же или более высоком уровне.

Авторитет и престиж могут снизиться не только по причине ошибок, некорректного поведения или допущенного снижения лич­ностных качеств менеджера, но и в случае, когда повысилась квали­фикация подчиненных или темпы ее роста обгоняют темпы роста его уровня квалификации.

Определим:

» авторитет есть мера того, насколько подчиненные (сотрудники) считаются с мнением руководителя, его советами, указаниями, распоряжениями, стремятся исполнить его приказы.

» престиж — это мера признания способностей, превосходства знаний, заслуг, успехов руководителя и уровень влияния этих факторов на исполнительность подчиненных.

Итак, высокие авторитет и престиж становятся инструментами эффективного управления. Авторитет обеспечивает менеджеру по АКУ дополнительные возможности воздействия на подчиненных в достижении экстренных задач. Престиж также выступает рычагом | воздействия, особенно в интеллектуальных и творческих коллективах.

Индивидуальные качества по данной группе в основном относятся к моральным: корректность, выдержанность, культурность, внима­тельность к собеседнику и его проблемам, порядочность, человеч­ность, тактичность, справедливость, доброжелательность, интелли­гентность и др.

Третья группа умений связана с коммуникативной функци­ей. Коммуникационная сеть имеет два контура — личностный и информационный. Потребность оптимизации коммуникационной сети, необходимость построения ее с точки зрения экономичности и качества требуют от антикризисного менеджера умения общаться с людьми, налаживать контакты с сотрудниками, партнерами, пред­ставителями внешних организаций и государственных структур. К этой группе относятся умения слушать собеседника, входить в его положение и интересы, владеть письменной и устной речью, контролировать собственные эмоции. К индивидуальным качествам, способствующим реализации этой функции с учетом вышеперечис­ленных, можно добавить: обаятельность, жизнерадостность, сдер­жанность, воспитанность и т. д.

Профессиональные умения можно сгруппировать и по фазам жизненного цикла организации. Так, на этапе латентного течения кризиса важны такие профессиональные качества, как:

1) умение сформулировать проблему, понять ее содержание, изучить «вглубь»;

2) сформировать комплекс идей для оперативного решения проблемы;

3) организовать исследовательскую программу: рабочий план, расписание, бюджет;

4) обосновать концепции надежности и законности;

5) предусмотреть различные пути проведения контроля;

6) интерпретировать отсутствие адекватного ответа.

Эти умения невозможно реализовать, не обладая способностью исследовательского, инновационного видения проблемы.

Следующей важной составляющей модели менеджера является психология личности. Ее определяют три характеристики: тип лич­ности, темперамент и уровень интеллекта.

По типу личности возможны два варианта: экстраверт (направ­лен на внешний мир) и интроверт (направлен на внутренний мир). Экстраверт - общителен, легко принимает все новое, но часто бросает начатое, не закончив. Представители данного типа личности склонны к резкой смене мотивов и стимулов деятельности, зависимы от мнения окружающих, обладают альтруистическими наклонностями. Интроверт — замкнут, в поступках руководствуется внутренними соображениями, поэтому для окружающих зачастую выглядит «белой вороной». У него хорошо развита интуиция: способен точно просчитать ситуацию, поэтому его решения перспективны. Абсо­лютные экстра- и интроверты встречаются редко. Тем не менее, в личности антикризисного менеджера в большей степени должны присутствовать черты интроверта.

По темпераменту существуют четыре основных типа:

сангвиник - спокойный, уравновешенный, подвижный, адек­ватная самооценка, трудолюбив. Слабая черта — неумение быстро перестраиваться в новых условиях;

флегматик — эмоционально устойчив, темп мышления замедлен, самооценка занижена, инертен, для вхождения в новую среду требуется период адаптации;

холерик — эмоционально неустойчив, отличается подвижной ми­микой, ускоренным темпом мышления, высоко коммуникабелен, активен. Познавательные процессы (внимание, восприятие, память) чрезвычайно подвижны. Самооценка завышена;

меланхолик — эмоционально чувствителен, неустойчив, отлича­ется высокой степенью тревожности, в изменяющихся условиях под­вержен стрессам. Хорошо адаптируется к социальным ситуациям. Мышление замедленное. Уровень притязаний, как правило, ниже реальных возможностей.

В действительности преобладают смешанные типы темперамен­тов. Поэтому оценка личности по данной характеристике может быть условной: говорят о склонности к тому или иному типу темпе­рамента или о преобладании черт. Очевидно, что человек с выра­женными меланхолическими чертами вряд ли сможет эффективно управлять кризисной ситуацией.

Уровень интеллекта имеет три отметки: низкий, средний и высо­кий. Очевидно, что решение проблем комплексного характера, «сквозных», а также возникающих на стыке нескольких областей знаний, предполагает наличие высокого уровня интеллекта у анти­кризисного управляющего.

Антикризисный управляющий является лицом, персонифицирующим функции управления. Помимо классических основу его дея­тельности составляют следующие функции.

1. Стратегическая - заключается в постановке им на основе
анализа ситуации и прогнозов целей организации, координации
процесса разработки стратегии и составления плана.

2. Административная — контроль и оценка результатов, осущест­вление коррекции деятельности, координация ее по срокам, времени,
ресурсам, установление системы мер поощрений и наказаний.

3s Экспертно-инновационная — требует от антикризисного управ­ляющего постоянного, целенаправленного знакомства с новшест­вами в различных сферах экономики, их квалифицированной оценки и селекции, создания условий для безотлагательного внедрения в практику.

4. Воспитательная — предполагает создание в коллективе благо­приятного морально-психологического климата, поддержание традиций, предотвращение и разрешение возникающих конфликтов, формирование стандартов поведения.

5. Лидирующая — в этой функции антикризисный управляющий
выступает инициатором и интегратором деятельности, следящим,
чтобы интересы подчиненных и сотрудников не противоречили целям
организации. От него зависят общий настрой в работе и сохранение
внутреннего единства группы.




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Специалист по антикризисному управлению | Ролевая структура деятельности менеджера в антикризисном управлении


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.007 сек.