Личность и должность. Модель менеджера по антикризисному управлению
Литература
ВОПРОСЫ
1.Раскройте содержание понятия «персонал управления».
2.Охарактеризуйте антикризисную кадровую политику организации.
3.Каковы цели и приоритеты антикризисной кадровой политики на современном этапе?
4.Дайте характеристику принципов управления персоналом и раскройте их классификацию.
5.В чем особенности антикризисного управления персоналом?
1. Государственная кадровая политика и механизм ее реализации: Кадроведение: Курс лекций. М.: РАГС, 1997.
2. Коротков Э.М. Концепция менеджмента: Учеб. пособие. М.: ДеКа, 1996.
3. Мерсер Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира. М.: Прогресс, 1991.
4. Теория и практика антикризисного управления: Учебник/Под ред. С.Г. Беляева и В.И. Кошкина. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996.
5. Уткин Э.М. Управление фирмой. М.: Акалис, 1996.
6. Управление организацией: Учебник/Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина; 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 1998.
Лекция 13
Проблематика.Каковы особенности деятельности менеджера в антикризисном управлении? В чем проявляется роль функционального специалиста при ликвидации кризиса? Какие можно назвать личностные характеристики менеджера антикризисного управления? Нуждается ли в специальном образовании менеджер антикризисного управления?
Переход к экономическим методам управления в России обострил возникшие в условиях социалистической системы хозяйствования противоречия в различных сферах, особенно — в экономике. Именно здесь в процессе перехода к рынку разразились первые кризисы: инфляция, затоваривание — невозможность реализовать свою продукцию, безработица, ведущие к росту задолженности, несостоятельности и во многих случаях заканчивающиеся остановкой производства. Экономика России не сразу сумела адаптироваться к фактам неплатежеспособности и необходимости ликвидации предприятий: административно-командная система не имела соответствующего законодательства и опыта осуществления таких процедур, так как подобные кризисы противоречили самой ее сути. Тем не менее, в ходе развития рыночных отношений отчетливо проявилась потребность в узаконенной системе мер, санкций, применяемых к предприятию-должнику, которая и была реализована в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», который был принят Верховным Советом Российской Федерации 19 ноября 1992 г. и введен в действие 1 марта 1993 г.
Убыточность предприятий снижала эффективность мер по финансовому оздоровлению экономики. С целью отслеживания неплатежеспособности предприятий, имеющих неудовлетворительную структуру баланса, постановлением Правительства РФ от 20 сентября 1993 г. № 926 было создано Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом. В его функции входит принятие решений по вопросам:
• проведения обязательной приватизации федеральных государственных предприятий;
• внесения предприятием-должником в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве);
• внесения в арбитражный суд ходатайства о проведении внешнего управления имуществом предприятия-должника или его санации;
• определения необходимых признаков наличия реальной возможности восстановления платежеспособности предприятия- должника;
• подготовки процедуры добровольной ликвидации предприятия-должника (в случае отсутствия претензий и с согласия кредиторов).
Федеральное управление (после переименования — Федеральная служба по делам о несостоятельности (банкротстве) — далее ФСДН) имеет в субъектах РФ свои территориальные агентства, которым делегирует часть своих полномочий на местах. Помимо территориальных агентств ФСДН осуществляет тесное взаимодействие с арбитражными судами, а также с органами управления субъектами РФ и отраслевыми органами управления.
Проектируя систему профессиональных знаний, умений, характеристик специалиста по антикризисному управлению, следует обозначить два основных направления, в которых будет осуществляться его деятельность.