Светочувствительные материалы на серебряной основе, применяемые в современных пленках и фотобумагах, решают все проблемы. Пленка подвергается воздействию света ровно столько, сколько необходимо для того, чтобы начался процесс потемнения. На этой стадии изменения в. материале практически незаметны. Но когда свет попадает на бледные соли серебра, они сразу начинают чернеть. Пленка находится в темноте и обрабатывается химическим раствором, который развивает и ускоряет эти изменения, пока не появится резкое и четкое изображение из черного серебра. Все еще находясь в темноте, его обрабатывают другим химикатом — закрепителем. Благодаря чему оставшиеся белые соли серебра становятся стойкими к воздействию света и при промывке просто растворяются. У вас получается стабильное негативное изображение, которое можно выносить на свет без боязни каких-либо дальнейших изменений.
Преобразование негатива в узнаваемое позитивное изображение происходит довольно просто. Если луч света пройдет сквозь негатив, изображение спроецируется на другой светочувствительный материал — фотобумагу. На сей раз темные зоны негатива окажут на соли серебра незначительное влияние, тогда как светлые зоны создадут сильное темное изображение. Итак, проявив бумагу и закрепив ее, вы получите позитивное изображение — снимок, на котором темные и светлые места объекта-оригинала будут воспроизведены точно. Полутона объекта передаются серым цветом, потому что свет лишь частично затемнил соли серебра. Этот негативно-позитивный процесс весьма важен — вы можете увеличить изображение, преобразовать его тональную окраску, сделать с одного негатива столько отпечатков, сколько пожелаете.
Все-таки одна проблема оставалась нерешенной. Соли серебра чувствительны только к синему цвету. Поэтому они реагируют на синий и белый цвета (в последнем содержится синий), красный же и зеленый—два других доминирующих цвета—воспринимают как отсутствие цвета. Только в конце девятнадцатого века было сделано открытие: если использовать небольшое количество красящих веществ, поглощающих красный и зеленый цвета, можно добиться более нормальной реакции на эти цвета, дающей сероватый оттенок. В результате появилась панхроматическая пленка для черно-белой фотографии. Позднее это же открытие привело к возникновению цветной фотографии.
Пигменты, поглощающие длины волн некоторых цветов, имеются и в человеческом глазу—в клеточках, чувствительных к свету, которые тянутся вдоль сетчатки. Есть много общего между тем, как видят наши глаза и как работает фотокамера и пленка. Но это вовсе не значит, что фотографии отразят мир именно таким, каким вы его воспринимаете. Существует несколько принципиальных различий — они и составляют третью важнейшую часть предмета фотографии, о которой речь пойдет на следующих лекциях.