Р. Лайкерт, изучая стили управления эффективных лидеров, обнаружил, что они уделяют основное внимание человеческому фактору и развивают групповые подходы к выполнению работы. Р. Лайкерту удалось представить реальные стили управления в виде четырех континуумов.
Таблица – Система стилей Р.Лайкерта
Система 1
Система 2
Система 3
Система 4
Эксплуататорско -авторитарная
Благосклонно-авторитарная
Консультативно-демократический
Основанная на участии
Система 1 - эксплуататорско – авторитарная. Руководители имеют характеристики автократа и ориентированы на работу с жесткой системой управления. Руководитель не доверяет подчиненным, редко подключает их к выработке решений, взаимодействие с подчиненными строится на взаимном недоверии. Формальная организация и неформальные группы находятся в состоянии противоборства. В качестве мотивации используется страх, угроза наказания и отдельные вознаграждения. Этот стиль характеризуется, прежде всего, наличием официальности с подчиненными, отсутствием доверительности, нежеланием считаться с мнением работников, повышенной конфликтностью в отношениях отдельных подчиненных и рабочих групп.
Система 2 тоже автократическая, при этом благожелательный хороший руководитель. Такие руководители могут поддерживать авторитарные отношения с подчиненными, но они разрешают подчиненным, хотя и с ограничениями, принимать участие в принятии решений. Мотивация создается вознаграждением и в некоторых случаях наказанием. Руководитель имеет слабое взаимодействие с подчиненными, что вызывает страх и осторожность подчиненных ему людей.
Система 3 более демократическая, совещательная. Такие руководители проявляют значительное, но не полное доверие к подчиненным, решение вопросов частично делегируется вниз, взаимодействие сопровождается доверием с элементами страха, неформальные группы могут и не возникнуть. Руководитель демонстрирует желание контролировать принятие и выполнение решений. В виде мотивации используются вознаграждения, привлечение к участию в управлении, частично наказания.
Система 4 - управление на основе соучастия. Она подразумевает групповые решения, которые в высшей степени децентрализованы. Лидеры этой системы поощряют участие работников в управлении, они ориентированы на человека. Модель 4 (ориентированная на взаимоотношения) характеризуется полным доверием, коммуникации осуществляются и по вертикали, и по горизонтали. В основе этой модели лежит бригадная организация труда, коллегиальное управление, делегирование полномочий и общий контроль. В качестве мотивации используются вознаграждения на основе системы стимулирования, выработанной с учетом участия работников в управлении.
Р. Лайкерт утверждает, что система 4 наиболее эффективна.