1. Сущность и необходимость контроля. Виды контроля.
Основные этапы процесса контроля. Масштаб допустимых отклонений.
Характеристики эффективного контроля Поведение персонала, ориентированное на контроль.
1. Сущность и необходимость контроля. Виды контроля.
Контроль – процесс обеспечения достижения целей организации. Контроль – это процесс, при помощи которого руководство организации определяет, правильны ли его действия и решения и не нуждаются ли они в известных корректировках.
Цель контроля – добиться того, чтобы фактические результаты были как модно ближе к требуемым.
Необходимость контроля вызвана:
1. неопределенностью и изменчивостью внешней среды
2. необходимостью предупреждения возникновения кризисных ситуаций
3. необходимостью поддержания успеха.
Основные принципы контроля опираются на четыре составляющих, позволяющих руководителю организации определить что, когда и где контролировать, а также кто должен осуществлять контроль.
1. Принцип ключевых элементов контроля заключается в том, что контроль может быть значительно облегчен, если руководство организации выделит небольшое число основных (ключевых) элементов (показателей, критериев) и будет уделять им большую часть своего внимания. Этот принцип опирается на положение, согласно которому стандарты являются элементом планирования.
2. Принцип места контроля состоит в том, чтобы руководитель организации выяснил, в каких структурных подразделениях организации происходят действия, имеющие решающее значение для достижения целей функционирования.
Чаще всего контроль осуществляется от высших уровней руководства организацией, что неизбежно ведет к снижению его эффективности. В случае же осуществления контроля в местах выполнения конкретных работ руководитель может быстро получить от одних исполнителей необходимую информацию и тут же переадресовать ее другим исполнителям, благодаря чему контроль становится более быстрым и эффективным.
3. Принцип соблюдения сроков контроля позволяет более эффективно и своевременно использовать полученную в процессе осуществления контрольной деятельности информацию и быстро реагировать на происходящие изменения.
4. Принцип самоконтроля состоит в предоставлении работникам фирмы возможности самим осуществлять оценку результатов собственной деятельности и своевременно вносить в нее необходимые коррективы.
5. Принцип охвата контроля: он должен быть всеобъемлющим, т.е. осуществляться руководителями всех рангов и отслеживать динамику всех внутренних переменных
Виды контроля:
1. Предварительный – осуществляется до начала работ, т.е. контролирует входы. Заключается в разработке правил, процедур и линий поведения.
2. Текущий – осуществляется непосредственно в ходе работ. Он является прерогативой начальника и выражается в том, что руководство контролирует действия своих подчиненных.
Он осуществляется с помощью системы обратной связи. Обратная связь – это данные о полученных результатах или данные о ходе преобразования.
Обратная связь позволяет руководству выявит проблемы т скорректировать свою линию поведения так, чтобы отклонение от конечных целей было минимальным.
3. Заключительный – осуществляется после того, как работа выполнена.