1. Общая характеристика и классификация принципов менеджмента
2.Понятие и классификация методов управления.
1. Общая характеристика и классификация принципов менеджмента
Взаимосвязь принципов, методов и функций менеджмента составляет технологию управления.
Принцип управления представляет основополагающую идею, закономерность или правило поведения руководителя при осуществлении управленческих действий.
Принципы управления объективны, т.е. не зависят от воли и желаний отдельных личностей. Вместе с тем, любое управленческое решение – это результат субъект-объектных отношений, поскольку отражает как объективную реальность, так и субъективное мнение руководителя. Поэтому и принципы нельзя считать абсолютной истиной, а лишь инструментом, задающим ориентиры.
Принципы управления универсальны, т.к. применимы в любой организации (промышленное предприятие, учреждение образования, государственный комитет и пр.), в любом социуме (коллектив, общество, семья, группа). Совокупность принципов управления – это своеобразный фундамент искусства управления, основа знаний руководителя.
К основным принципам менеджмента можно отнести:
1. Принцип обеспечения целевой направленности в деятельности – то есть все управленческие воздействия должны ориентироваться на достижение целей организации.
2. корректировка методов воздействия во времени, т.е в зависимости от ситуации, уровня развития объекта управления должно происходить постоянное обогащение и гармонизация средств и методов управления.
3. нравственность и этика в управлении.
4. принцип научной обоснованности и оптимизации управления – в процессе развития управляемой системы, как правило, нарастает ее сложность. Оптимизация управления помогает снизить сложность управляемой системы, повысить ее эффективность – достигается это посредством использования научных знаний при выработке и реализации управленческих решений, критического изучения как позитивного, так и негативного опыта решения подобных проблем, определения возможностей его использования в конкретной ситуации, прогнозирования его последствий и пр.
5. принцип правовой защищенности управленческого решения – требует от руководителей знания действующего законодательства, международных правовых норм, и принятия решений, соответствующих и не противоречащих действующим правовым актам. Действия менеджера должны находиться в существующем нормативно-правовом поле и не противоречить ему.
6. принцип сочетания централизации и децентрализации в управлении – предполагает, что руководитель должен взять всю организационно-распорядительную власть в свои руки (централизация) и делегировать часть своих полномочий заместителям, специалистам и т.д. (децентрализация), при этом не мешать их работе мелкой опекой, постоянным контролем. Но при явной угрозе срыва запланированных работ, нарастании тенденций неуправляемости системы, необходимо повышать уровень централизации, а при ослаблении инициативы, снижении заинтересованности исполнителей – повышать уровень децентрализации (то есть давать им определенные свободы).
Определить уровень децентрализации в организации можно по следующим характеристикам:
а) Количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управления. Чем больше решений принимается нижестоящими руководителями, тем больше степень децентрализации.
б) Важность решений, принимаемых на нижестоящих уровнях. Если на среднем и нижнем уровнях управления руководители могут принимать решения, касающиеся управления материальными и трудовыми ресурсами и изменением направления деятельности организации, то налицо вариант децентрализованной организации.
в) Уровень контроля за работой подчиненных. Руководство высшего звена в децентрализованной организации редко проверяет повседневные решения руководителей нижнего и среднего звеньев. Их оценивают в основном по результатам деятельности подразделений, например по уровню прибыльности и динамике развития организации.
7. принцип соответствия – означает необходимость определения и поддержания соответствия между полномочиями работника и его ответственностью, между спецификацией рабочего места и квалификацией работника, его занимающего, между объемом выполненных работ и вознаграждением; между правами работника и его обязанностями и пр.
8. принцип «обучение через всю жизнь» - постоянное повышение квалификации персонала, его переподготовка, обучение – гарантия развития организации.
9. принцип эффективности – лежит в основе деятельности любой системы, так как предполагает, что выход должен быть всегда больше входа в нее, а полученный результат – больше затрат. Принцип эффективности требует от руководителей постоянного контроля уровня затрат в организации, соизмерения достигнутого или ожидаемого эффекта принимаемого решения с уровнем затрат на его осуществление.
10. Постоянные организационные изменения – как способ адаптации и выживания организации в постоянно меняющейся внешней среде и усиливающейся конкуренции.
Принципы управления должны быть доведены до каждого сотрудника организации и воплощаться в конкретных решениях и делах.