русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Менеджер и его роли в современной организации.


Дата добавления: 2014-11-20; просмотров: 2709; Нарушение авторских прав


 

Задачи и функции менеджмента реализуются только через деятельность особой категории специалистов, которых принято называть менеджерами.

Менеджер – это специалист (в принципе любой работник), выполняющий хотя бы одну функцию управления, занимающий постоянную оплачиваемую должность и наделенный полномочиями принимать управленческие решения в определенной сфере деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.

Менеджер – это не специальность руководящего персонала, а специализация, получаемая в рамках второго или первого высшего образования.

Менеджер не обязательно имеет в подчинении людей, его решения могут носить рекомендательный характер. Казначей фирмы, ответственный за приток и использование денег, может не иметь ни одного подчиненного и работать с вкладчиками компании, с финансовыми учреждениями сам. За все время пребывания на посту он может не отдать ни одного приказа, его вклад чисто индивидуален - и, однако, он, без сомнения, менеджер.

Менеджера делает менеджером не власть, не ранг, а вклад в деятельность всей организации и ответственность за её результаты.

Менеджер, как правило, не обладает правом собственности на капитал, но может быть держателем акций предприятия.

Часто возникает вопрос: кого считать менеджером?

Термин "менеджер" имеет широкое распространение и употребляется применительно к:

· руководителю любого уровня, имеющему подчиненных (линейному или функциональному);

· организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений. Организовать – это в первую очередь подчинить людей своей воле. Следовательно, менеджер – волевой человек. Он также должен уметь самоорганизовываться (работать без авралов) и самоконцентрироваться (уметь сосредоточиться на главном).

· администратору, т.е. исполнителю, способному воплотить идею в жизнь.



Выделяют следующие виды разделения управленческого труда:

1) функциональное – основано на формировании группы работников управления, выполняющих определенные общие и специальные функции менеджмента: планирование, организация, маркетинг, диспетчирование, контроль, анализ, управление производством, финансами, кадрами и пр.

2) второй вид разделения управленческого труда – структурно-иерархическое – строится на распределении комплекса работ по уровням иерархии, закреплении их за определенными управленческими работниками и формировании на этой основе полномочий последних и их компетенции.

Компетенция – совокупность прав, обязанностей и ответственности управленческого работника по реализации какой-либо функции. Выделяют три уровня иерархии в управлении:

- руководители низового звена – или операционные работники, находящиеся непосредственно над исполнителями (т.е. не управляющими). Они в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, обеспечивают сбор первичной информацией о выполнении этих заданий, отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов (это мастер, заведующий отделением, заведующий кафедрой). Их работа связана с оперативным, тактическим управлением;

- руководители среднего звена – координируют и контролируют деятельность руководителей низового звена. За последние годы отмечается тенденция роста этой группы по численности и по значимости (это самый многочисленный уровень в структуре управления организацией – до 60% общей численности управленческого персонала). Включает менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях, которые состоят из нескольких первичных структурных звеньев (начальники производств, цехов), сюда входят также управляющие штабных служб предприятия (начальники отделов кадров, маркетинга и пр.) руководство вспомогательных и обслуживающих производств организации (главный энергетик, главный механик и т.д.);

- - руководители высшего уровня – отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или ее отдельных частей, осуществляют общее стратегическое руководство организацией в целом (3-7% управленческого персонала). Высокий уровень ответственности, цена решений, напряженный темп работы, значение личного влияния обуславливаю высокую заработную плату. Сюда входят руководители организации и его заместители;

3) третий вид разделения управленческого труда – технологическое и профессионально-квалификационное – учитывает виды и сложность выполняемых работ, проводит дифференциацию по профессиональной подготовке, квалификации.

Можно выделить три категории требований к профессиональной компетенции менеджера:

· знания в области теории и практики управления;

· способность к коммуникациям и умение работать с людьми;

· компетентность в области деятельности предприятия.

Роли менеджера в организации (определяют требования к его личным качествам):

1. Информационные – он принимает, обрабатывает и распространяет информацию, представляет свой коллектив на собраниях, заседаниях и проч. Управление по слухам…

2. Связанные с принятием решений – распределяет ресурсы, устраняет нарушения и проч. Он выступает как предприниматель, аналитик, мыслитель, генератор идей. Любой менеджер – носитель властных полномочий, а, следовательно его неспособность рационально ими пользоваться ущемляет интересы других людей.

3. Межличностные – он руководитель, лидер (способен вести за собой людей, используя авторитет); психолог, воспитатель (обладает высокими нравственными качествами); дипломат (умеет преодолевать конфликты, устанавливать контакты); связующее звено между вышестоящим руководством и подчиненными.

Профессиональный (деловой) успехменеджера


= Личные качества + Уровень профессиональной подготовки

 

Если человек не может развить в себе требуемые личные качества – он не должен заниматься управлением.

Требования, предъявляемые к менеджерам.

С течением времени перечень качеств, которыми должен обладать менеджер, постоянно дополняется

Этому вопросу посвящается много исследований. Например, специалисты Института диагностики менеджмента в г. Гамбурге (Германия) провели опрос 1016 менеджеров высшего и среднего звена европейских компаний, в ходе которого им было предложено проранжировать важнейшие требования, предъявляемые к менеджеру по 100- бальной шкале. В результате опроса установлено, что в первую десятку требований вошли: формирование эффективной команды (96 баллов), способность выслушать (93), самостоятельное принятие решений (87), удержание хороших людей (86), окружение надежными людьми (85), энергичность (85), способность к инновациям (83), умение предвидеть (79), высокие этические масштабы (76), сильный облик, сила воли (70). Во второй десятке требований оказались внешний вид (60 баллов) и образование (38), на последних позициях – стремление к деньгам (17 баллов) и патриархальный стиль управления (6 баллов из 100).

Обобщенный перечень требований к современному менеджеру модно представить следующим образом:

1. Наличие умственных способностей (то есть способностей давать оценку, мыслить комплексно, творчески, аналитически).

2. Социальные отношения (коммуникабельность, способность убеждать и выслушать, способность работать в команде).

3. Умение принимать решения.

4. Ответственное отношение к работе (интерес, система ценностей, мотивов).

5. Объем воспринимаемой нагрузки, способность к планированию, организаторской деятельности, мотивации сотрудников, контролю.

 

5. Менеджмент как наука и искусство.

 

Дилемма состоит в следующем: если управление – это наука, то можно научиться эффективно управлять, необходимо лишь изучить теорию управления (методы, приемы, способы). Если управление – это искусство, то «научиться» ему нельзя, необходимо иметь предрасположенность, способность, а еще лучше – талант управляющего.

Менеджмент – наука сравнительно молодая. В 1911 году была проведена превая научная конференция по менеджменту в США. Считается, что это – датанаучного признания менеджмента. В этом же году вышел первый учебник по менеджменту для колледжей Дж. К. Дункана.

Суть любой науки составляют систематизированные знания. Менеджмент вобрал в себя научные знания и опыт экономики, правовых и технических наук, социологии, педагогики и проч.

Менеджмент как наука представляет собой отрасль теоретических знаний о закономерностях жизнедеятельности организации, функционирующей в рыночных условиях, отношений людей в ней, о функциях, принципах, методах управленческой работы, системе важнейших её показателей и результатов.

Целью менеджмента как науки является установление законов, закономерностей, принципов, функций, форм и методов целенаправленной деятельности людей в процессе управления.

Причинно-следственные связи в управлении фиксируются в виде управленческих законов, на основании которых разрабатываются основополагающие принципы управления.

Законы управления представляют собой установленные теоретическим или эмпирическим способом и логически обоснованные зависимости между целями управленческой деятельности и методами их достижения.

Согласно сложившейся практике законы управления принято делить на три основные группы.

К первой группе относятся общие (объективные) законы управления. Объективными законами управления принято считать законы, свойственные управлению в целом и выражающие зависимости, формирующиеся независимо от воли отдельных субъектов.

1. Закон единства системы управления.

2. Закон соотносительности управляющей и управляемой систем и т.д..

Во вторую группу входят частные, или субъективные, законы управления, посредством применения которых можно в значительной степени повысить эффективность функционирования системы управления в целом, а также ее отдельных элементов и звеньев. К числу субъективных законов управления относятся:

- закон изменения функций управления,

- закон сокращения числа ступеней управления,

- закон распространенности контроля и т.д.

И, наконец, к третьей группе целесообразно отнести законы, не связанные непосредственно с управлением, но способные оказать значительное влияние на результаты деятельности организации. К законам третьей группе относятся экономические, юридические, социальные и иные законы. Такие законы можно обозначить термином «специальные».

Искусство управления состоит в умении:

- применять полученные знания на практике, в конкретных ситуациях. Для этого нужен опыт и талант (особенно при работе с людьми).

- идти на компромисс с минимумом нежелательных последствий, т.к. любое решение не идеально, оно имеет свои «+» и «-». Хороший менеджер – тот, которого немножко не любят все.

- доверять своей интуиции и смело принимать решения любой сложности в различных ситуациях

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функции менеджмента | Лекция №3 Развитие теории и практики менеджмента


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.149 сек.