Тема № 9: Исследование процессов управления в экономике
Вопрос 8.4. Процедуры синтеза решений
Синтез (композиция) – это процесс объединения в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством анализа.
Решение – это окончательный выбор одного из возможных вариантов действий.
Следовательно, синтез решений – это совместное представление всех возможных решений.
Различают методы выбора альтернатив в условиях определенности, риска и неопределенности.
Раскрываете суть этих методов (см. Вопрос 8.3.).
Вопросы:
9.1. Основные задачи исследования процессов управления
9.2. Исследование процессов управления на основе сетевых методов
9.3. Расчет, анализ и оптимизация сетевых моделей
Динамический анализ предполагает рассмотрение динамических аспектов системы, ее изменения во времени, динамику элементов. Сценарные методы исследования мы рассмотрели в теме № 4. Динамический анализ систем проводится также с помощью методов динамической структуризации.
Динамическая структуризация – это разбиение сложных процессов систем на этапы, которое позволяет составить целостное представление о процессе. Существует достаточно много методов решения данной задачи. К ним относятся, прежде всего, сетевые методы.
Процесс – это рассмотрение какого-либо явления во времени.
Процесс – это система функций во времени.
Бизнес-процесс – это совокупность работ, задач или видов деятельности, упорядоченная во времени и в пространстве с указанием начала и конца процесса, а также с точным определением входов и выходов. Процессы управления также могут быть отнесены к бизнес-процессам.
Управление – процесс принятия решений.
Основная цель исследования процессов управления – определение наиболее рационального состава и последовательности этапов управления с точки зрения разных критериев, в том числе таких, как обеспечение целей и стратегии системы управления, минимизация затрат, минимизация времени принятия и реализации решений и других.
Примерами процессов управления являются:
- процедуры планирования (например, разработка бизнес-планов);
- процессы организационной деятельности (в том числе организация производства);
- процессы разработки проектов любых типов;
- процессы разработки и проведения маркетинговых исследований;
- процессы подготовки персонала и т.д.
Бизнес-процессы зачастую имеют весьма сложную структуру, и их не удается описывать так же легко, как, например, иерархические структуры. Поэтому целесообразно применение специальных методов их исследования.
Анализ процессов начинается с их выявления, описания и классификации.
Выявление процессов начинается с определения их границ. Границами являются входы и выходы процесса. Процесс сам по себе является (или должен быть) преобразованием, которое добавляет стоимость.
Требования к описанию процессов можно найти в стандартах ISO.
Классификация процессов:
1. По роли в создании ценности (по значимости):
1.1. Основные
1.2. Вспомогательные
2. По связи с внешней средой:
2.1. Внешние. Внешним называется процесс, имеющий вход и/или выход вне фирмы.
2.2. Внутренние. Внутренним называется процесс, находящийся целиком в рамках одной организации.
3. Функциональный признак. Процесс управления может охватывать:
3.1. целостную функцию (например, управление маркетингом);
3.2. подфункцию (управление рекламой);
3.3. отдельную работу / задачу (например, заключение договора о поставке).
4. Степень локализации процесса:
4.1. Локальныепроцессы - формируются внутри одного подразделения;
4.2. Стыковые процессы - формируются при взаимодействии двух или нескольких подразделений на “стыке” их деятельности;
4.3. Сквозной процесс - формируется при управлении внутри подразделения, “на стыках” деятельности.
5. По сложности процессы управления могут быть разделены на простые, сложные, очень сложные, что определяет трудоемкость управления и требования к квалификации персонала управления.
6. Другие признаки классификации
Многофакторная классификация помогает выявить фактическое место и значение процессов управления, уточнить их характер как объектов дальнейших исследований.
Существует несколько типовых проблем в исследовании бизнес-процессов. Процессы слабо документированы в организациях, в отличие от функций, которые, в основном, хорошо регламентированы. Часто не выделена ответственность менеджеров за процессы.
Одна из задач процесса управления – определить процессы, конкретных исполнителей и их ответственность за выполнение процессов.
Общий подход к исследованию процессов состоит в последовательной декомпозиции процессов. Декомпозиция деятельности предприятия начинается с выявления миссии и разбиения ее на составляющие цели, подцели и стратегии по их достижению. Они затем расчленяются на составляющие их мегапроцессы, которые, в свою очередь, декомпозируются на процессы, подпроцессы и отдельные конкретные задачи, закрепленные за конкретными исполнителями.
Методы исследования процессов:
1. В настоящее время существует и активно используется в практике моделирования процессов достаточно большое количество разнообразных методологических подходов. Наиболее распространенными являются такие, как:
- методология структурного анализа и проектирования (SADT);
- Иордана - Кода;
- Гейна - Сарсона.
Одной из самых известных и распространенных методологий анализа и проектирования систем являетсяSADT (Structured Analysis and Design Technique), предложенная Дугласом Т. Россом. SADT успешно используется в военных, государственных и коммерческих организациях для решения широкого спектра задач таких, как: разработка программного обеспечения, создание корпоративных информационных систем, обучение персонала, внедрение новых систем управления (управление финансами, процессы планирования, стратегическое управление, управление материально-техническим обеспечением и многое другое).
Структурные методологии дают общую картину процессов, осуществляющихся в рамках исследуемой организации, их взаимосвязь и связь с организационными элементами более высокого порядка, такими как миссия, цели, стратегии.
2. Для более детального анализа отдельных процессов используют иной инструментарий, например, сетевые методы.
Так как все процессы анализировать одновременно и с одинаковой скрупулезностью не следует, из их общего числа отбирают наиболее важные и «проблематичные».
Обычно для такого отбора используют следующие факторы:
· проблемы или претензии со стороны внешних клиентов;
7. проблемы или претензии со стороны внутренних клиентов;
8. высокая стоимость процесса;
9. высокая продолжительность реализации процесса;
10. наличие более эффективного способа реализации процесса;
11. доступность новой технологии процесса;
12. стратегические интересы руководства.
Моделирование позволяет проанализировать логику процесса. Кроме этого следует измерить и проанализировать три основные обобщающие характеристики процесса: результативность, эффективность, адаптивность.
Подрезультативностью понимается степень соответствия выходов процесса связанным с ними целям (например, потребностям и ожиданиям клиентов). Синонимом результативности может служить качество выхода процесса.
Эффективностью обычно называют степень минимизации использования ресурсов, необходимых для обеспечения требуемой результативности процесса.
Адаптивность–это свойство процесса удовлетворять будущие изменения.