Фактическое выполнение нормативных соотношений по нелинейному ДН
Возможный нелинейный ДН
Показатели
1.Чистая прибыль
-
-
-
2.Объем реализации
-1
-
-
3.Количество инноваций
-
-
-
-
4.Техническая оснащенность
-
-1
-1
-
-
5.Фонд заработной платы
-1
-1
-1
-
-
6.Численность правленческого персонала
-1
-1
-1
-1
-1
-
Заметим, что соотношение типа >= между показателем строки и столбца задается 1(единицей), а соотношение типа < задается –1.
Фактическое состояние, полученное по представленным данным, показано в нижеследующей таблице (табл. 4.5) (для наглядности показана усеченная таблица, характеризующая половину выполненных нормативных соотношений над диагональю матрицы). Сравнив количество выполненных нормативных соотношений (их 5) с количеством всех нормативных соотношений (10), получаем оценку эффективности, равную 0,5. Э = 5/10 = 0,5.
Таблица 4.5
Чистая прибыль
-
-
-
-
-
-
Объем реализации
-
-
-
-
Количество инноваций
-
-
Техническая оснащенность
-
-
Фонд заработной платы
-
Численность упр.персонала
-
Следует провести детальный содержательный анализ полученных результатов. При этом возможно также привлечение традиционных методов экономического анализа.
Вопросы:
7.1. Системное исследование как процесс принятия решений
7.2. Системный анализ проблемных ситуаций: выявление, анализ, классификация и обобщение проблем
7.3. Когнитивное исследование сложных ситуаций
7.4. Ситуационный анализ
Предметом системного анализа, как отмечалось выше, являются слабо структуризованные проблемы.
Проблемой или проблемной ситуацией называют расхождение между желаемым и действительным состоянием некоторого объекта (явления, процесса), которое может быть преодолено не единственным образом.
Проблема определяет потребность в исследовании. В этой связи возникает необходимость более подробно рассмотреть методы и процедуры системного анализа самих проблем.
Выделяют следующие основные этапы процесса принятия решений, которые характерны для изучения любой проблемы:
1) выявление проблемы (проблемной ситуации);
2) анализ проблемной ситуации;
3) постановка задачи;
4) формирование альтернатив решения проблемы;
5) оценка и выбор альтернатив;
6) реализация решения.
Если рассматривать представленную выше ППР с точки зрения методологии системных исследований, то на этапах 1 – 2 решаются задачи анализа, а на этапах 4 – 6 задачи синтеза. Постановка задачи (этап 3) носит переходный характер. В данной главе будут рассмотрены основные подходы к анализу сложных проблемных ситуаций и синтезу (формированию и выбору) соответствующих решений.
Последовательность этапов анализа конкретной проблемы определяется системным аналитиком и во многом носит индивидуальный, приспособленный к определенному случаю характер. Поэтому системный анализ представляет собой и науку, и искусство.