Вопрос 3.5. Содержание и процесс системного исследования
Большинство известных методов исследования направлены на изучение какого-либо аспекта объекта. Наличие у объекта целостных свойств требует проведения системного исследования.
Например, применительно к исследованию организаций системные исследования охватывают: определение целей развития организации с позиций системы более высокого уровня; структурный анализ системы, вскрывающий характер взаимосвязей подсистем и элементов; исследование специфических особенностей функционирования и развития системы; определение характера и степени влияния на организацию условий ее функционирования (внешней среды) и ее взаимодействий с внешней средой; исследование процессов принятия управленческих решений во всех блоках и элементах системы; исследование эмерджентных свойств и их влияния на функционирование организации и другие направления.
Содержание системного исследования заключается в решении двух основных проблем:
1. Проблемы анализа, которая связана с системным выделением объекта, изучением взаимосвязей его элементов, механизмов функционирования и развития; цель анализа систем – возможно более полное познание закономерностей их функционирования при существующей, заданной структуре. Суть анализа состоит в разделении целого на части, в представлении сложного в виде более простых составляющих.
2. Проблемы синтеза, возникающей при моделировании (проектировании) системы по некоторым заданным свойствам. Синтез (композиция) – это процесс объединения в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством анализа. Задача синтеза – спроектировать, построить такую структуру системы, при которой наилучшим образом будут реализованы заданные функции. Решение этой проблемы необходимо при создании новых или преобразовании существующих объектов.
Анализ и синтез дополняют, но не заменяют друг друга. Процессы анализа и синтеза идут постоянно и циклично. Системное исследование должно совмещать оба указанных метода.
Процесс системного исследования. Системное исследование должно начинаться с методологии исследования (рис. 9 блок 1), которая включает цели исследования, объект и его границы, основные принципы и подходы к исследованию, а также его концепцию, т. е. комплекс ключевых положений, определяющих общую направленность, структуру и последующие методики исследования. На основе концепции формируется предварительное описание объекта исследования (блок 2), которое должно включать: характеристику общесистемной функции и основных элементов, связей объекта и его среды. Это - первоначальная модель системы, которая является основой последующих этапов исследования. На данном этапе это может быть вербальное описание, которое требует дальнейшей структуризации (декомпозиции) (блок 3). В результате процесса декомпозиции и анализа мы получаем описательную (дескриптивную) модель системы (блок 4). Полученная модель представляет собой детализированное описание системы. Целью такого описания является снижение неопределенности сложной системы и формирование требований к системе (ее совершенствованию). Однако в итоге процесса декомпозиции уменьшается целостное представление об объекте. Далее осуществляется процесс синтеза. Синтез также должен предусматривать определенную концепцию и методологию (блок 5). Если основой анализа при системных исследованиях является декомпозиция, то основой синтеза – обратный процесс – обобщение, агрегирование, которое также может осуществляться различными способами (блок 6).Результатом синтеза является обобщенная модель системы (блок 7). При этом если в анализе доминирует описательный (дескриптивный) подход, то в синтезе большее значение имеет нормативный подход, позволяющий ответить на вопрос: «какой должна быть система».
Методология исследования
Рис. 9. Общая схема системного исследования
На рис. 9 представлена общая схема. На практике подобное представление не означает, что синтез всегда строго следует после завершения анализа. Эти процессы могут идти последовательно. Так, проведя анализ одной подсистемы, мы не переходим сразу к следующей, а определенным образом обобщаем полученную информацию и лишь затем начинаем анализ следующей подсистемы.
Экзаменационные вопросы к теме № 4:
4.1.Классификация методов, применяемых для исследования систем
4.2.Основные методы системного анализа
4.3.Классификация и характеристика моделей, используемых для исследования систем
4.4.Построение бизнес-модели организации как системное описание объекта исследования
4.5.Исследование внешней среды объекта
4.6.Сценарные методы исследований
4.7.Морфологический анализ
4.8.Декомпозиционные методы системного анализа. Принципы и основания декомпозиции