Вопросам развития предпринимательства придается большое значение в рамках региональной политики поддержки предпринимательства и развития его соответствующей инфраструктуры. В частности, формируются сети региональных и городских бизнес-центров, инновационных центров, бизнес-инкубаторов, и т. п., которые могут предоставлять реальную консультативную, информационную, учебную, кадровую и другие виды поддержки субъектам предпринимательской деятельности на начальных этапах их создания.
Бизнес-центр – это, как правило, негосударственная предпринимательская структура, созданная на общественных началах при содействии местной власти и для поддержки развития малого предпринимательства в регионе. Деятельность бизнес-центра обеспечивается на паритетной и регулярной основе, на принципах социального партнерства, сотрудничества работников органов местного самоуправления, объединений предпринимателей, общественных и профсоюзных организаций работников негосударственного сектора экономики (рис. 3).
Разработке стратегии деятельности бизнес-центра и приоритетных программ его работы по главным направлениям поддержки развития предпринимательства города или региона может предшествовать широкая общественная популяризация определенной деятельности с помощью средств массовой информации, организация открытых тендеров и конкурсов для участия предпринимательских структур (как правило, малых) в разного рода программах, выделение на страницах центральной, областной и городской прессы постоянной рубрики для освещения работы бизнес-центров в сфере развития малого предпринимательства города. Целесообразно также создание на базе бизнес-центров специализированных клубов, например, клуба предпринимателей, клуба бухгалтеров и др. для проведения семинаров по разным направлениям хозяйственной деятельности, проблемным вопросам отчетности организаций, налогообложения и т. п., в обязательном порядке с приглашением к участию в их работе высококвалифицированных специалистов соответствующей области знаний.
Важно наладить через бизнес-центр получение сводной информации относительно состояния развития малого предпринимательства города или региона, оценивая и сравнивая ее с действующим законодательным полем страны. Поиск механизмов сотрудничества бизнес-центра с политическими партиями, объединениями профсоюзов и общенациональными общественными объединениями может оказывать содействие разработке предложений относительно усовершенствования законодательных актов и правительственных документов на уровне государства. Таким образом, деятельность бизнес-центров, созданных на уровне области, города или района, предусматривает всестороннюю поддержку развития малого и среднего предпринимательств в соответствующих территориальных единицах, реализуя следующие функции по структурно определенным направлениям (рис. 4).
Координационное направление – взаимосвязь, согласование деятельности всех структурных звеньев бизнес-центра:
· распределение обязанностей и полномочий между структурными подразделениями центра;
· согласование направлений деятельности всех структурных подразделений;
· оперативное управление решением текущих и стратегических задач. Организационное направление - разработка общих вопросов региональной политики
· поддержки малого и среднего предпринимательства:
· поиск приоритетных направлений развития региона;
· разработка концепций и программ развития малого предпринимательства;
· организация взаимодействия и обратной связи между местной властью и предпринимательскими структурами;
· лоббирование законодательства в вопросах малого предпринимательства.
Образовательное направление - проведение активного обучения и переподготовки преимущественно по экономическим специальностям:
· предоставление начального экономического образования как главного базиса, необходимого для ведения собственного дела;
· проведение тренингов, семинаров в областях маркетинга, менеджмента и финансового анализа;
· обучение программам бухгалтерского учета с ориентацией на международные стандарты и использование современной компьютерной техники;
· обучение работе с программами бизнес-планирования и стратегического прогнозирования;
· проведение тестирования на возможность ведения собственного дела.
Информационное направление - предоставление информации и помощь желающим начать предпринимательскую деятельность:
· разработка, распространение и обновление пакетов документов, необходимых для создания предпринимательских структур разных организационных форм;
· предоставление юридических консультаций по вопросам регистрации и открытия организаций;
· информирование предпринимателей и разработка бизнес-проектов для получения микрокредитов;
· предоставление информации по вопросам составления бизнес-планов;
· создание банка данных и разное информационное обслуживание.
Консультативное направление - предоставление консультаций и практической помощи действующим и новообразованным организациям:
· консультации юриста, аудитора;
· консультации по вопросам бизнес-планирования;
· использование компьютерных справочно-поисковых систем;
· использование Internet (e-mail, телеконференции);
· консультации по вопросам получения микрокредитов.
Аналитическое направление - анализ ситуации на рынке и организация маркетинговых исследований:
· сбор аналитической информации для размещения на WEB-странице;
· изучение рынка деловых услуг и сотрудничество со средствами массовой информации для широкого освещения деятельности бизнес-центра и создания положительной общественной мысли относительно развития малого предпринимательства;
· сбор и анализ фактов из типичных юридических и бухгалтерских случаев ведения собственного дела, выводов о состоянии законодательства по вопросам предпринимательства, посылка обращений и писем в соответствующие инстанции;
· анализ законотворческой деятельности в секторе малого предпринимательства;
· сотрудничество с разными общественными советами и комиссиями для защиты интересов малого предпринимательства.
Инвестиционное направление - предоставление помощи в поиске инвесторов и получении инвестиций:
· создание банка данных потенциальных инвесторов по разным сферам экономики (банков, компаний, фондов);
· поиск инвесторов для предприятий малого предпринимательства;
· разработка бизнес-планов, проектов для получения микрокредитов и т. п.
Деятельность бизнес-центров, как правило, сосредоточена на малых предприятиях, управляемых собственниками.
Кроме бизнес-центров в мировой практике получает развитие и концепция бизнес-инкубаторов, которые являются перспективной формой поддержки малого предпринимательства. Главное назначение бизнес-инкубаторов состоит в оказании первоначальной помощи малым предприятиям и начинающим предпринимателям. Обычно в бизнес-инкубатор объединяются 10-20 разнопрофильных малых предприятий для реализации предпринимательских проектов. Бизнес-инкубаторы предоставляют предпринимателям услуги, а также обеспечивают своих клиентов консалтинговыми услугами, в первую очередь - информацией об экономической ситуации в регионах и рекомендациями о предпринимательской деятельности, оказывают помощь в подготовке кадров для малых предприятий. Бизнес-инкубаторы выполняют функции по отбору, приему, размещению и всесторонней поддержке, как правило, новообразованных предпринимательских структур.
Бизнес-инкубаторы существуют на средства от арендной платы предпринимателей, а также от доли прибыли (или объема продаж) вышедших из «инкубаторов» и успешно функционирующих малых предприятий, на средства промышленных корпораций, учебных заведений и венчурный капитал.
Критериями отбора участников бизнес-инкубатора могут быть:
· инновационный характер создаваемых компаний;
· потребность в консультировании по вопросам общего менеджмента;
· наличие необходимого потенциала развития организации в данном регионе;
· перспективность необходимых ресурсов в бизнес-инкубаторе для реализации определенных его целей (например, площади под аренду, оснащение);
· взаимная заинтересованность к услугам как со стороны инфраструктуры бизнес-инкубатора, так и отдельных бизнес-структур;
· взаимное дополнение и возможность эффекта синергии.
Кроме вновь созданных, в бизнес-инкубатор могут входить на ограниченный срок и уже существующие, успешно функционирующие организации, если они отвечают хотя бы одному из следующих требований:
· стабильность и прибыльность, обеспечивающая поступление средств в бизнес- инкубатор за предоставленные ей услуги;
· опыт, полезный для других участников бизнес-инкубатора;
· производство товаров (предоставление услуг), которые могут быть непосредственно использованы участниками данного бизнес-инкубатора.
Словосочетание «бизнес-инкубатор» изобрел американский социолог в конце 50-х годов прошлого столетия. Идея его состояла в том, что социолог арендовал за бесценок никому не нужный старый вокзал, делил его на небольшие комнатушки, проводил в них телефоны, нанимал высококлассного юриста, консультанта-экономиста и начинал сдавать (очень дешево) офисы для начинающих предпринимателей, стимулируя создание ими малых частных предприятий. Результаты превзошли все ожидания. По статистике, из 100 предпринимателей-новичков достигают успехов лишь 12. А в бизнес-инкубаторе социолога, который работал на старом вокзале, почти 30 % предприятий в довольно короткий срок успешно перешло из малого предпринимательства в среднее. Причем значительное количество из них завоевало определенную нишу рынка. Таким образом, бизнес-инкубатор стал питательной средой для начинающих предпринимателей.
Организации, которые вошли в бизнес-инкубатор, были объединены под одной крышей и почти одновременно встречались с типичными для начинающих предпринимателей проблемами. Они начинали активно общаться, проверять свои идеи, учитывать ошибки, обмениваться опытом и значительно быстрее, чем это было бы в одиночку, преодолевать бюрократические преграды и находить пути к успеху. Если им не хватало собственного опыта, они обращались к специалистам: юристам, экономистам, менеджерам бизнес-инкубатора.
Успех первого экспериментального инкубатора привел к тому, что местные власти многих штатов США начали широко финансировать подобные инициативы, предоставлять льготные кредиты под подобные проекты, оказывать спонсорскую помощь для развития бизнес-инкубаторов. Последние рассматривались как школа для предпринимателей, своеобразная стартовая площадка для развития предпринимательства в регионе.
В результате положительного опыта бизнес-инкубации в США данная концепция стала широко развиваться в Европе с учетом определенных национальных особенностей относительно экономических условий формирования соответствующих структур. Причем бизнес-инкубаторы, которые использовали новейшие технологические решения и инновационные идеи, стали трансформироваться в технологические и инновационные центры, а объединение бизнес-инкубаторов и других инновационных структур с промышленными компаниями, объектами производственной, экологической и социальной инфраструктуры, органами власти привело к созданию научно-технологических парков. Объединение же технопарков стало следующим шагом в развитии инновационных структур и привело к появлению технологических полисов, которые возникают на пересечении деятельности научных и технологических парков.
Накоплен большой мировой опыт функционирования упомянутых структур. Рассмотрим особенности создания и деятельности бизнес-инкубаторов в США - одной из самых развитых стран мира как в области науки, так и предпринимательства.
В США функционируют разные типы бизнес-инкубаторов:
· инкубаторы, поддерживаемые обществом, помещения и оснащение которых являются собственностью местной власти, а средства на их становление и развитие выделяются из федеральных бюджетов;
· промышленные инкубаторы, учрежденные и поддерживаемые большими промышленными организациями вместе с администрациями по экономическому развитию соответствующих штатов;
· неприбыльные общественные инкубаторы, являющиеся, как правило, собственностью общественных неприбыльных организаций, которые соответственно и обеспечивают управление ими;
· университетские бизнес-инкубаторы, главная особенность которых - размещение и нахождение в собственности университетов или других учебных заведений или же объединение значительного количества школ, колледжей, институтов и университетов в единый бизнес-инкубатор;
· инкубаторы частных корпораций, создаваемые частными организациями по личной инициативе и развивающиеся за счет субсидий частного капитала.
Одной из наиболее сложных проблем отечественных бизнес-инкубаторов есть вопрос финансирования. Поскольку процедура получения долгосрочных кредитов на 3-5 лет довольно сложная, типично западный способ их финансирования практически невозможен. Бизнес-инкубаторы большей частью существуют за счет финансирования международных донорских организаций, помещения им предоставляются службами трудоустройства населения при администрациях городов и районов.
Обобщая информацию, полученную от действующих бизнес-инкубаторов, можно отметить следующие источники их финансирования:
· средства международных фондов, программ грантов и кредитов;
· заинтересованных министерств, местных администраций, союзов и ассоциаций;
· участников инкубаторов, средства спонсоров и инвесторов;
· коммерческих структур и частных лиц, заинтересованных в работе бизнес-инкубаторов.
Серьезной опасностью для развития бизнес-инкубаторов является неприбыльность организаций. В лучшем случае они способны возвратить лишь часть израсходованных средств. При этом появляется вероятность, что бизнес-инкубаторы могут создаваться недостаточно квалифицированными и ответственными лицами с корыстной целью. Такая бизнес-инкубация будет способствовать лишь расцвету бюрократии и коррупции, а не серьезному цивилизованному предпринимательству.
В условиях многоукладной экономики, при отсутствии у подавляющего большинства начинающих предпринимателей теоретических знаний и практического опыта, отсутствии реальной инфраструктуры деловых услуг и беззащитности предпринимателей бизнес-инкубаторы являются очень перспективным организационным нововведением. Успешное развитие экономики, формирование новой структуры производства продукции, выполнения работ и оказания услуг невозможны без создания соответствующей среды, тесного взаимодействия предпринимателей и региональных государственных и общественных организаций. В современных условиях создание сети бизнес-инкубаторов способно помочь дальнейшему развитию предпринимательской среды, которая стимулирует не только реализацию предпринимательских идей, но и формирование этики делового общения.
1. Что такое сеть в экономике?
2. Характерные признаки предпринимательской сети.
3. Отличительная черта предпринимательской сети от других сетевых объединений.
4. Базовые принципы формирования и функционирования предпринимательских сетей.
5. В чем суть оболочечных компаний?
6. Пути решения проблемы снижения производственных затрат за счет вхождения организации в предпринимательскую сеть.
7. Субъекты инвестиционно-строительной деятельности.
8. Характеристика основных принципов формирования предпринимательской сети.
9. Параметры, необходимые для обоснования при формировании предпринимательской сети.
10. В чем суть сервисного производства в строительстве?
11. Характерные особенности успешной деятельности кластеров?
12. Необходимые условия создания кластеров, их краткая характеристика.
13. На каких взаимоотношениях строится деятельность в предпринимательских сетях и кластерах? Их принципиальное отличие.
14. Определение кластера. Основополагающие факторы для создания кластера?
15. Характерные особенности деятельности кластеров.
16. Определения технополиса. Отличие технополиса от технопарка.
17. Организационно-правовые структуры, входящие в состав технологических парков?
18. Основные цели деятельности и задачи научно-технологических парков?
19. Основные преимущества внедрения в регионе технопарка.
20. Особенности технологических полисов.
21. Что такое бизнес-центры и цель их создания?
22. Субъекты, сотрудничающие с бизнес-центром.
23. Перечислите и опишите основные типы бизнес-инкубаторов.
24. Имеют ли право входить в состав бизнес-икубатора не вновь созданные, а уже существующие и успешно работающие организации?
25. Может ли бизнес-инкубатор быть прибыльной организацией?