В электроприводах различают механическое и электрическое торможение.
Под механическим понимают торможение электропривода при помощи тормозных устройств, принцип действия которых основан на использовании трения.
Механическое торможение обеспечивает полную остановку электропривода и его фиксацию в заторможенном состоянии. Этот вид торможения применяется в судовых элек-
троприводах, работа которых связана с преодолением действия силы тяжести – грузоподъ-
ёмных и якорно-швартовных.
Под электрическим торможением понимают создание на валу электродвигателя электромагнитного момента, направленного навстречу вращению якоря ( ротора ). Для электрического торможения, как правило, применяют специальные узлы в схемах управле
ния электроприводами.
Электрическое торможение применяют не для полной остановки электропривода, а для предварительного уменьшения скорости до такой, при которой можно начинать меха
ническое торможение.
Например, существующие электромагнитные тормоза серий ДПМ постоянного то
ка и ТМТ переменного можно отключать при начальной скорости не более 750 об /мин.
Значит, в электроприводе 3-скоростной лебёдки со скоростями 3000, 1500 и 750 об / мин нельзя начинать торможение со скоростей 3000 и 1500 об / мин, иначе на валу двигателя возникнут большие динамические усилия, которые могут повредить двигатель, передачу и сам механизм. Кроме того, из-за увеличенного трения тормоз будет перегре-
ваться и быстро изнашиваться.
Электрическое торможение применяют только в электроприводах судовых грузо-
подъемных механизмов, работающих с частыми пусками и остановками.
Различают 4 вида электрического торможения:
1. динамическое;
2. рекуперативное;
3. торможение противовключением при активном статическом моменте;
4. торможение противовключением при реактивном статическом моменте.
На судах из перечисленных видов торможения, в основном, применяется динамиче
ское ( в электроприводах постоянного тока ) и рекуперативное (в электроприводах пере-