Двигатели со смешанным возбуждением имеют две возбуждения : параллельную (шунтовую) ОВШ и последовательную (серпесную) ОВС ( рис. 3.15 )..
Рис. 3.15. Схема включения двигателя смешанного возбуждения
Намагничивающие силы (н. с) обмоток направлены согласно и создают общий магнитный поток машины
Ф = Ф +Ф . (2.37).
Поэтому естественная механическая характеристика этого двигателя является про-
межуточной по сравнению с механическими характеристиками двигателей параллельного и последовательного возбуждения, а именно: она не такая жесткая как у двигателя с парал
лельным возбуждением, и не такая мягкая как у двигателя с последовательным возбужде-
нием ( рис. 3.14 ).
.
Рис. 3.16. Механические характеристики двигателей с параллельным ( 1 ), последовательным ( 3 ) и смешанным ( 2 ) возбуждением
Кроме того, благодаря наличию параллельной обмотки возбуждения этот двигатель имеет конечное значение скорости идеального хода ( точка пересечения характеристики 3 с полуосью «ω» ), т.е. у него отсутствует «разнос».
Аналитическое выражение, расчет и построение механических характеристик двига
теля со смешанным возбуждением затруднены из-за насыщения магнитной системы двига
теля. Это вызывает необходимость прибегать к графоаналитическому расчету.
Но поскольку кривые намагничивания, снимаемые при отключенном якоре, не учи
тывают реакции якоря и других процессов, происходящих в работающем двигателе, мож-
но предложить следующий метод расчета естественной и искусственных механических характеристик с использованием универсальной нагрузочной характеристики двигателя.
Для этого воспользуемся обобщенной схемой включения двигателя (рис. 3.17).
двигателя со смешанным возбуждением ки двигателей смешанного возбуждения серии ДПМ
На схеме выделим три участка:
1. якорь и сопротивление R , обтекаемые током якоря 1 ;
2. шунтирующий участок с сопротивлением R ;
3. последовательный участок с сопротивлением R .
В каждое из перечисленных сопротивлений можно включить обмотку последова-
тельного возбуждения.
Напряжение сети и н. с. параллельной обмотки возбуждения ОВШ будем считать неизменными.
Работу схемы можно охарактеризовать системой уравнений, составленных на основании 1-го и 2-го законов Кирхгофа:
I = 1 + I ( 1 )
U = I R +I R ( 2 )
I R = Е + I R . ( 3 )
Решая эту систему относительно противоэ.д.с обмотки якоря, получим:
Е = U - [ R + ] I
Между текущими и номинальными значениями э.д.с. существует соотношение
= φ ( ), ( 4 )
Из которого можно определить угловую скорость двигателя:
ω = = ( 2.40 ),
где φ = Ф/Ф - магнитный поток полюсов, в относительных единицах. Его находят по универсальной нагрузочной характеристике для соответствующего тока I φ (F*), при этом F* - относительное значение н.с. ( рис. 2.55 );
r = r +r — внутреннее сопротивление цепи якоря двигателя;
Е = U - I r - номинальная противоэ.д.с. обмотки якоря;
k' = kФ = (U - I r -)/ ω - коэффициент противоэ.д.с.
Магнитный поток полюсов двигателей со смешанным возбуждением создается н. с. обмоток параллельного F и последовательного F возбуждения: F = F + F , причем в применяемых на судах двигателях серии ДПМ ( Д – двигатель динамических режимов – в ГПМ и ЯШУ ) намагничивающая сила параллельной обмотки в номинальном режиме составляет для тихоходных двигателей F % = 0,7 о. е.; для быстроходных - F % =
= 0,65 о. е.Тогда н. с. последовательной обмотки в расчетном режиме будет для тихоход-
ных двигателей F = 0,3i, для быстроходных - F = 0,35i, где i = I /I - ток последова-
тельной, обмотки возбуждения, о. е.
Поскольку Е в выражении (2.39) определяется как функция тока якоря I , уравне
ние (2.40) будет уравнением электромеханической характеристики двигателя ω(I ).
На судах двигатели смешанного возбуждения применяют в регулируемых приво-