Рассмотрим влияние динамического момента на работу электропривода при помо
щи 2-го вида уравнения движения. Для этого обратимся к 2-м случаям:
1. скорость электропривода увеличивается ( например, при пуске ).
В этом случае ускорение dω / dt > 0, значит, динамический момент М > 0.
Поэтому уравнение ( 28 ) сохранит свой вид :
М – М = М .
Это же уравнение можно записать так:
М = М + М ( 35 )
Из уравнения ( 35 ) следует, что при разгоне динамический момент складывается с тормозным статическим моментом механизма и передачи , и поэтому сам является тормозным. Значит, динамический момент увеличивает время разгона привода.
2. скорость электропривода уменьшается ( например, при отключении электродви-
гателя от сети ).
В этом случае ускорение dω / dt < 0, значит, динамический момент М < 0,
Поэтому уравнение ( 28 ) примет вид :
М – М = - М ( 36 ).
Это же уравнение можно записать так:
М + М = М ( 37 )
Из уравнения ( 37 ) следует, что при остановке привода динамический момент складывается с с вращающим электромагнитным моментом электродвигателя, и поэтому сам является вращающим ( подкручивающим ).Значит, динамический момент увеличи-
вает время остановки привода.
Рассмотренные два примера позволяют сделать обобщающий вывод:
при любом изменении скорости электропривода его вращающиеся части создают динами-
ческий момент, увеличивающий время переходного процесса ( разгона или остановки ).
Проиллюстрируем этот вывод при помощи рис. 11 и 12.
На рисунке 11 изображен реальный график пуска и остановки двухскоростного двигателя ( динамический момент присутствует ), на рис. 12 – условный, теоретический ( динамического момента нет )..
Рис. 1.11. Реальный график пуска и остановки двухскоростного двигателя
На рисунке 10 отрезок времени t cоответствует отключенному от сети двигателю.
В точке А двигатель включают в сеть, после чего он разгоняется до первой скоро-
сти ω по участку АВ за время t .
На участке ВС двигатель работает с постоянной скоростью ω в течение времени t
В точке С двигатель переключают с первой скорости на вторую, после чего он продолжает разгоняться по участку СD за время t .
На участке DE двигатель работает с постоянной скоростью ω в течение времени t .
В точке Е двигатель переключают со второй скорости на первую. Он снижает ско-
hость по участку EF за время t .
Далее двигатель работает на первой скорости в течение времени t на отрезке FG.
В точке G двигатель отключают от сети, при этом он тормозится по участку GH за
время t и в точке Н останавливается.
Таким образом, разгонными участками были АВ и СD, а тормозными EF и GH.
Рис. 1.12. Теоретический график пуска и остановки двухскоростного двигателя
Рисунок 12 повторяет рисунок 11, но на нем отсутствуют разгонные и тормозные участки, т.е. переход двигателя со скорости на скорость как при разгоне, так и торможе-
нии происходит мгновенно.
Из сравнения рисунков 11 и 12 следует, что динамический момент увеличивает время разгона и торможения электропривода.