В динамике эл. привода важное значение имеет исследование условий устойчивости эл. привода при нарушении его установившегося состояния.
При исследовании устойчивости целесообразно разграничивать два вида нарушения устойчивости:
- когда изменение установившегося режима протекает медленно и роль инерционных масс индуктивности незначительна.
- когда это изменение происходит быстро и нельзя пренебречь влиянием инерционных масс или индуктивностей.
Исследование устойчивости в первом случае относят к области статической устойчивости или саморегулирования, а во втором случае – к области динамической устойчивости.
Рассмотрим некоторые вопросы статической устойчивости эл. привода.
Привод находится в равновесии, если при определенной скорости его вращения, момент двигателя равен моменту сопротивления: .
Это равновесие может быть устойчивым/неустойчивым или безразличным.
При устойчивом равновесии под воздействием внезапного фактора, нарушившего равновесие, привод вновь возвращается в устойчивое положение.
В случае неустойчивого равновесия скорость привода начнет расти или уменьшаться до полной остановки привода.
На границе между устойчивым и неустойчивым равновесием находится так называемое безразличное равновесие, при котором привод независимо от нарушений его установившегося равновесия сохраняет свое устойчивое состояние при разных скоростях, но в небольшом диапазоне.
Под статической устойчивостью эл. привода понимается способность его автоматически восстанавливать установившийся режим при его нарушении без помощи регулятора за счет свойств привода, обусловленных механическими характеристиками двигателя и рабочей машины.
Пусть механические характеристики двигателя и рабочей машины заданы зависимостями:
, (ω)
n – обороты двигателя,
которые могут не иметь аналитических выражений и быть заданными в виде кривых.
Точка пересечения кривых а определяет состояние равновесия.
В ней .
Скорость равна некоторому установившемуся значению nа.
Пусть по каким-либо причинам механическая характеристика двигателя изменилась и заняла положение,
т.е. наличия избыточного момента произойдет изменение скорости до значения и совпадают (сравниваются):
,
то привод достигает своего нового равновесия.
Если же кривые движущегося момента и момента сопротивления поменять местами, то привод станет неустойчивым.
Пусть уравнение движения:
(41)
Мприложенное – внешний момент, приложенный к валу двигателя, например от какого-нибудь внешнего двигателя или за счет запаса кинетической энергии.
Такой момент не всегда существует и определяется конкретными условиями.
Для двигателя .
Мэл.магнитн. – электромеханический момент двигателя.
– момент нагрузки или статического сопротивления. Учитывает статическое трение и все составляющие момента нагрузки, не зависящие от скорости.
В установившемся режиме:
и M=0 .
На практике момент может быть задан аналитически или графически:
.
В этом случае выражение (41) справедливо для малых отклонений Δω и ΔМ от устойчивого состояния, определяемого скоростью .
Разложив функцию в окрестности точки w0 в ряд Тейлора и