- характеризует его тепловую инерцию и в общем случае определяется:
С – теплоемкость машины;
А – теплоотдача.
Тепловой режим работы двигателя определяется соотношением между продолжительностью работы tp и паузы tп.
При работе двигателя под нагрузкой в нем возникают потери энергии, выделяющейся в виде тепла и создающие нагрев двигателя.
Рассматривая двигатель как однородное тело с единой постоянной времени нагрева можно использовать упрощенную методику теплообмена двигателя с окружающей средой.
Пусть потери в двигателе за единицу времени =Q, тогда количества тепла, выделяющегося в нем за время dt, расходуется на обмен с окружающей средой с поверхности S на повышение температуры τ на dτ.
Этот процесс выражается дифференциальным уравнением вида:
(36)
где G – масса двигателя;
C – удельная теплоемкость;
λ – коэффициент теплоотдачи на С разности температур на 1 см2 поверхности двигателя.
Интегрирование уравнения (36) дает равенство вида:
(37)
– полная теплоотдача;
– начальная температура двигателя;
Т – постоянная времени нагрева двигателя.
Величины С и λ приняты постоянными, хотя в действительности они зависят и от диапазона температур, и от скорости вращения, и от некоторых других условий.
Эти факторы нарушают линейность процесса нагрева двигателя и, если принять , то:
Можно записать, что
(38)
Если , то
(39)
Повышение температуры двигателя происходит по экспоненциальному закону.
t
T
2T
3T
4T
5T
0.632
0.865
0.95
0.982
0.995
Т. е. двигатель достигает конечной установившейся температуры за 3-4 постоянных времени с момента включения с погрешностью 2-5%.
Для периода охлаждения приток тепла Q=0, тогда уравнение приобретает вид:
(40)
откуда
Постоянная времени нагрева (и охлаждения) можно характеризовать следующими величинами:
1) Электрические двигатели закрытого типа Т=3ч.
2) Электрические двигатели с самовентиляцией при работе Т=1ч.
3) Электрические двигатели при остановке Т=2ч.
4) Электрические двигатели с искусственной вентиляцией Т=40мин.
Для сравнения: постоянная времени трансформатора Ттранс=4ч.
При испытаниях электрических машин на нагрев температура считается установившейся, если ее повышение за один час не превосходит С.