русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Виды имущественных прав автора


Дата добавления: 2014-10-04; просмотров: 2139; Нарушение авторских прав


Исключительное право на произведение состоит из следующих правомочий:

— воспроизведение произведения;

— распространение произведения;

— публичный показ произведения;

— импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

— прокат оригинала или экземпляра произведения;

— публичное исполнение произведения;

— сообщение в эфир;

— сообщение по кабелю;

— перевод или другая переработка произведения;

— практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

— доведение произведения до всеобщего сведения.

— право на иное использование произведения.

Право на воспроизведение произведения — одно из важней­ших правомочий авторов. Под ним понимается изготовление одного и более экземпляров произведения или его части в лю­бой материальной форме, в том числе в форме звуко- или ви­деозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более эк­земпляров двухмерного произведения и в двух измерениях од­ного и более экземпляров трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе за­пись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет не­отъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование за­писи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения.

К числу имущественных правомочий авторов законодатель­ство относит и право на распространение. Распространение, как составная часть исключительного права, — это продажа или иное отчуждение его оригинала или экземпляров (ст. 1270 ГК РФ).

Закон устанавливает, что если оригинал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в граж­данский оборот на территории Российской Федерации путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распростране­ние оригинала или экземпляров произведения допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения, за исключением действия права следования (ст. 1272 ГК РФ). Такое правило известно как «принцип исчерпания прав».



Наряду с правом на распространение ГК РФ выделяет право на импорт, под которым понимается право импортировать эк­земпляры произведения в целях распространения. Под импор­том произведения понимается ввоз экземпляров произведения на территорию действия авторских прав на это произведение в целях их распространения. Основанием выделения права на импорт в отдельное право является территориальная ограни­ченность сферы действия авторских прав. Произведение, кото­рое не охраняется на территории той или иной страны, может там свободно использоваться. Однако если экземпляры этого произведения будут доставлены в целях распространения в страну, на территории которой оно охраняется, это будет нару­шением авторских прав.

Близкими по своему содержанию к имущественным правам автора являются право на публичный показ, право на публичное исполнение и право на сообщение в эфир.

Показ произведения — это любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их по­следовательности непосредственно либо с помощью техниче­ских средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, восприни­мается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения.

Публичное исполнение — это представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (ра­дио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.

Еще одной сходной парой имущественных прав авторов являются право на сообщение в эфир и право на сообщение по кабелю.

Сообщение в эфир — это сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия.

Сообщение по кабелю — это сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия.

Сообщение в эфир или по кабелю обычно выступает в качестве дополнительного и наиболее широкомасштабного способа расширения аудитории. При передаче в эфир произведение становится доступно максимально широкой аудитории (особенно при передаче произведения в эфир через спутник). Пере­дача произведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств ограничивает пределы восприятия числом пользователей сети. При этом в обоих случаях факт восприятия произведения конкретным зрителем значения не имеет, доста­точно факта открытия доступа к произведению.

Самостоятельным правом является право на доведение произ­ведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо мо­жет получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведе­ния). В отличие от сообщения произведения в эфир или по ка­белю, которые доступны лишь в Ограниченный период времени, при доведении произведения до всеобщего сведения произведе­ние доступно в любой момент времени. Выделение права на до­ведение произведения до всеобщего сведения в отдельное право­мочие связано, прежде всего, с развитием сети Интернет.

Право на перевод представляет собой возможность автора са­мому переводить и использовать перевод своего произведения, а также его право давать разрешение на перевод и использова­ние перевода другими лицами. Если при воспроизведении осу­ществляется повторение фиксации произведения, то сущно­стью перевода является преобразование внешней формы про­изведения, изменение его языковой оболочки. На практике авторы довольно редко самостоятельно переводят свое произве­дение, основным содержанием права на перевод является да­вать согласие на использование перевода своего произведения. Любое лицо, которое намерено перевести произведение на дру­гой язык, должно получить разрешение от автора или иного правообладателя. Для автора контроль за переводом произведе­ния имеет существенное значение, так как он может желать или не желать издания своего произведения на том или ином языке, перевод может составить конкуренцию оригиналу, от неудачного перевода может пострадать репутация автора и т. д.

К праву на перевод близко примыкает право на переработку, под которой понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и т. п.). Оно также подразумевает право автора давать разрешение на переработку своего произведения другим лицам. При реализа­ции права на переработку возникает множество проблем, свя­занных, прежде всего, с пределами данного права. Так, очевид­но, что написание сценария или пьесы на основе литературного произведения будет являться переработкой. Более сложна ситуация, когда создается новое произведение с использованием образов уже существующего. В этом случае наличие у авторов вновь созданного произведения обязанности получить разрешение автора первоначального зависит от степени оригинальности его творения. В мировой литературе существуют схожие образы, например Дон Жуан, которые использовались различными писателями для создания своих совершенно самостоятельных произведений. В таких случаях говорить о нарушении права на переработку нельзя.

Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, т. е. внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя.

Применительно к произведениям архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства и дизайна ГК РФ отдельно выделяет право на практическую реализацию указанных проектов. Целью существования в законодательстве данного права является гарантирование автору дополнительных возможностей предупреждения искажений произведения при его практической реализации.

Использование архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан проект. Проект и выполненная на его основе документация для строительства могут быть использованы повторно только с согласия автора проекта.

Автор произведения архитектуры, фадостроительства или садово-паркового искусства имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта. Порядок осуществления авторского контроля и авторского надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти по архитектуре и градостроительству.

Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства вправе требовать от заказчика архитектурного, градостроительного или садово-паркового проек­та предоставления права на участие в реализации своего проек­та, если договором не предусмотрено иное.

Исходя из природы данного права, оно, в отличие от выше­перечисленных имущественных авторских прав, не может быть передано другому лицу.

В отношении названного права суды (в том числе в период до принятия части четвертой ГК РФ) признавали нарушением исключительных прав автора на использование архитектурного проекта действия заказчика, поручившего без согласия право­обладателя разработку документации для строительства иной организации.

Правообладатель может использовать произведение и ины­ми способами.

Еще одним имущественным авторским правом с сильно вы­раженными элементами личного неимущественного права ав­тора является право следования. Право следования позволяет ав­тору произведения изобразительного искусства получать долю доходов от перепродажи его произведений.

Гражданский кодекс РФ в ст. 1293 устанавливает, что в слу­чае отчуждения автором оригинала произведения изобразитель­ного искусства, авторской рукописи (автографа) литературного или музыкального произведения при каждой публичной пере­продаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изо­бразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от це­ны перепродажи (право следования). Размер процентных от­числений, а также условия и порядок их выплаты определяются Правительством РФ.

Данное право обладает следующими особенностями:

— им обладают только авторы произведений изобразитель­ного искусства, а также рукописей литературных и музыкаль­ных произведений;

— оно касается только публичной перепродажи произведе­ний. Признак публичности означает реализацию произведений через аукцион, галерею изобразительного искусства, художест­венный салон, магазин и т. д., т. е. с наличием возможности приобретения произведения у широкого круга лиц. Под пере­продажей понимается всякая продажа, которая следует за пер­вой продажей произведения изобразительного искусства. Пер­вая продажа произведения изобразительного искусства означа­ет переход права собственности на указанное произведение (возмездно или безвозмездно) от автора к другому лицу;

— в отличие от большинства имущественных авторских прав это право является неотчуждаемым и может передаваться лишь наследникам автора.

В настоящее время механизм контроля за соблюдением дан­ного правомочия авторов практически отсутствует, что делает его во многом декларативным.

Право на вознаграждение за использование служебного произведения возникает в случае, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в распоряжение, начнет использование служебного произве­дения или передаст исключительное право другому лицу. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора — судом.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общие положения | Свободное использование произведений


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.