Исключительное право на произведение состоит из следующих правомочий:
— воспроизведение произведения;
— распространение произведения;
— публичный показ произведения;
— импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;
— прокат оригинала или экземпляра произведения;
— публичное исполнение произведения;
— сообщение в эфир;
— сообщение по кабелю;
— перевод или другая переработка произведения;
— практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;
— доведение произведения до всеобщего сведения.
— право на иное использование произведения.
Право на воспроизведение произведения — одно из важнейших правомочий авторов. Под ним понимается изготовление одного и более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляров трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения.
К числу имущественных правомочий авторов законодательство относит и право на распространение. Распространение, как составная часть исключительного права, — это продажа или иное отчуждение его оригинала или экземпляров (ст. 1270 ГК РФ).
Закон устанавливает, что если оригинал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров произведения допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения, за исключением действия права следования (ст. 1272 ГК РФ). Такое правило известно как «принцип исчерпания прав».
Наряду с правом на распространение ГК РФ выделяет право на импорт, под которым понимается право импортировать экземпляры произведения в целях распространения. Под импортом произведения понимается ввоз экземпляров произведения на территорию действия авторских прав на это произведение в целях их распространения. Основанием выделения права на импорт в отдельное право является территориальная ограниченность сферы действия авторских прав. Произведение, которое не охраняется на территории той или иной страны, может там свободно использоваться. Однако если экземпляры этого произведения будут доставлены в целях распространения в страну, на территории которой оно охраняется, это будет нарушением авторских прав.
Близкими по своему содержанию к имущественным правам автора являются право на публичный показ, право на публичное исполнение и право на сообщение в эфир.
Показ произведения — это любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения.
Публичное исполнение — это представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.
Еще одной сходной парой имущественных прав авторов являются право на сообщение в эфир и право на сообщение по кабелю.
Сообщение в эфир — это сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия.
Сообщение по кабелю — это сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия.
Сообщение в эфир или по кабелю обычно выступает в качестве дополнительного и наиболее широкомасштабного способа расширения аудитории. При передаче в эфир произведение становится доступно максимально широкой аудитории (особенно при передаче произведения в эфир через спутник). Передача произведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств ограничивает пределы восприятия числом пользователей сети. При этом в обоих случаях факт восприятия произведения конкретным зрителем значения не имеет, достаточно факта открытия доступа к произведению.
Самостоятельным правом является право на доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения). В отличие от сообщения произведения в эфир или по кабелю, которые доступны лишь в Ограниченный период времени, при доведении произведения до всеобщего сведения произведение доступно в любой момент времени. Выделение права на доведение произведения до всеобщего сведения в отдельное правомочие связано, прежде всего, с развитием сети Интернет.
Право на перевод представляет собой возможность автора самому переводить и использовать перевод своего произведения, а также его право давать разрешение на перевод и использование перевода другими лицами. Если при воспроизведении осуществляется повторение фиксации произведения, то сущностью перевода является преобразование внешней формы произведения, изменение его языковой оболочки. На практике авторы довольно редко самостоятельно переводят свое произведение, основным содержанием права на перевод является давать согласие на использование перевода своего произведения. Любое лицо, которое намерено перевести произведение на другой язык, должно получить разрешение от автора или иного правообладателя. Для автора контроль за переводом произведения имеет существенное значение, так как он может желать или не желать издания своего произведения на том или ином языке, перевод может составить конкуренцию оригиналу, от неудачного перевода может пострадать репутация автора и т. д.
К праву на перевод близко примыкает право на переработку, под которой понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и т. п.). Оно также подразумевает право автора давать разрешение на переработку своего произведения другим лицам. При реализации права на переработку возникает множество проблем, связанных, прежде всего, с пределами данного права. Так, очевидно, что написание сценария или пьесы на основе литературного произведения будет являться переработкой. Более сложна ситуация, когда создается новое произведение с использованием образов уже существующего. В этом случае наличие у авторов вновь созданного произведения обязанности получить разрешение автора первоначального зависит от степени оригинальности его творения. В мировой литературе существуют схожие образы, например Дон Жуан, которые использовались различными писателями для создания своих совершенно самостоятельных произведений. В таких случаях говорить о нарушении права на переработку нельзя.
Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, т. е. внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя.
Применительно к произведениям архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства и дизайна ГК РФ отдельно выделяет право на практическую реализацию указанных проектов. Целью существования в законодательстве данного права является гарантирование автору дополнительных возможностей предупреждения искажений произведения при его практической реализации.
Использование архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан проект. Проект и выполненная на его основе документация для строительства могут быть использованы повторно только с согласия автора проекта.
Автор произведения архитектуры, фадостроительства или садово-паркового искусства имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта. Порядок осуществления авторского контроля и авторского надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти по архитектуре и градостроительству.
Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства вправе требовать от заказчика архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта предоставления права на участие в реализации своего проекта, если договором не предусмотрено иное.
Исходя из природы данного права, оно, в отличие от вышеперечисленных имущественных авторских прав, не может быть передано другому лицу.
В отношении названного права суды (в том числе в период до принятия части четвертой ГК РФ) признавали нарушением исключительных прав автора на использование архитектурного проекта действия заказчика, поручившего без согласия правообладателя разработку документации для строительства иной организации.
Правообладатель может использовать произведение и иными способами.
Еще одним имущественным авторским правом с сильно выраженными элементами личного неимущественного права автора является право следования. Право следования позволяет автору произведения изобразительного искусства получать долю доходов от перепродажи его произведений.
Гражданский кодекс РФ в ст. 1293 устанавливает, что в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства, авторской рукописи (автографа) литературного или музыкального произведения при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). Размер процентных отчислений, а также условия и порядок их выплаты определяются Правительством РФ.
Данное право обладает следующими особенностями:
— им обладают только авторы произведений изобразительного искусства, а также рукописей литературных и музыкальных произведений;
— оно касается только публичной перепродажи произведений. Признак публичности означает реализацию произведений через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и т. д., т. е. с наличием возможности приобретения произведения у широкого круга лиц. Под перепродажей понимается всякая продажа, которая следует за первой продажей произведения изобразительного искусства. Первая продажа произведения изобразительного искусства означает переход права собственности на указанное произведение (возмездно или безвозмездно) от автора к другому лицу;
— в отличие от большинства имущественных авторских прав это право является неотчуждаемым и может передаваться лишь наследникам автора.
В настоящее время механизм контроля за соблюдением данного правомочия авторов практически отсутствует, что делает его во многом декларативным.
Право на вознаграждение за использование служебного произведения возникает в случае, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в распоряжение, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора — судом.