Примеров комплексного территориального подхода к созданию МГИС, по информации из различных источников, пока мало – развиваются, главным образом, их отдельные подсистемы МГИС, т.е. различные кадастры.
Причины недостаточной интенсивности развития МГИС.
1) Экономический кризис, (недостаточное финансирование), или удобство ссылки на него. Стоимость программного обеспечения ведущих производителей в настоящее время значительно превышает возможности муниципалитетов по его приобретению.
Применение новых информационных, в частности геоинформационных, технологий в управлении муниципальным хозяйством повышает качество управленческих решений, ведущих к достижению экономического эффекта. Срок окупаемости капиталовложений напрямую зависит от их размера на начальном этапе. Этому есть объяснение. Наиболее дорогостоящим процессом является создание пространственной основы МГИС – цифровой картографической основы достаточной точности и актуальности. А применение дорогостоящих программных продуктов позволяет сократить сроки процесса цифрования.
2) Режимные ограничения на пути интеграции всех подсистем МГИС, т.е. всех кадастровых информационных систем города, и связаны со стремлением соблюсти собственные коммерческие интересы владельцами информационных подсистем. Создание защищенных рабочих мест и коммуникаций требует значительных финансовых затрат. Организации, по роду деятельности не связанные со сведениями, подлежащими засекречиванию, не расположены организовывать соответствующее делопроизводство и предпочитают создавать собственные ГИС на неточной картографической основе. Тем самым решаются внутренние задачи, но теряются преимущества интеграции локальных подсистем в единую МГИС.
Наряду с объективной необходимостью защиты государственной тайны в соответствии с действующим законодательством существуют субъективные моменты в определении ограничительного грифа органами Госгеонадзора, выражающиеся, как правило, в его завышении. Пользователи и производители геоинформации не всегда могут разобраться в формулировках разновременных и часто несогласованных между собой перечней и режимных инструкций, чтобы отстоять свои интересы.
В настоящее время отсутствуют механизмы правовой защиты авторских прав на некоторые виды информации, что при их интеграции в МГИС также является сдерживающим фактором. Например, продажа информации МГИС вне муниципальной системы.
3) Отсутствие координирующего начала при проведении работ. Координация необходима, так как МГИС, по определению, является распределенной системой, сложной по организации, как технологий участников проекта, так и потоков информации. Оптимизация процессов сбора и обработки информации с целью повышения его экономической эффективности возможна только после устранения параллелизма в работах (дублирование информации ведет к увеличению затрат на создание МГИС). При этом повышается достоверность однократно вводимой уполномоченными на то участниками проекта информации.
Кто может играть роль лидера, или координатора? На первый взгляд, это должна быть Роскартография. Однако, в настоящее время Роскартография сконцентрировалась исключительно на цифровой картографии и понимает под ней геоинформационные технологии. Геоинформатика – новая область науки, которая находится на стыке картографии и информатики.
Кроме того, координаторами проектов по созданию МГИС могут являться предприятия, определяемые на конкурсной основе.
Любые коммерческие, негосударственные и муниципальные структуры, которые необязательно должны являться аэрогеодезическими предприятиями, могут претендовать на роль лидера в координации работ по созданию МГИС. Главное условие при этом – они должны иметь передовой опыт в области создания СУБД, а главное - опыт интеграции этих СУБД.
При реализации МГИС нельзя обойтись без поддержки муниципальных властей. Большинство информации МГИС циркулирует в муниципальных службах, а также в расположенных на территории муниципальных образований представительств федеральных служб. Организация потоков информации сегодня невозможна без административного регулирования.
4) Неподготовленность кадров организаций-участников проекта по созданию МГИС.Информационные технологии требуют высокой квалифицированной подготовки. В проекте по созданию МГИС задействованы в основном муниципальные структуры, где высококвалифицированные специалисты не задерживаются (низкий уровень заработной платы). Речь идет не только о рядовых исполнителях, но и руководителях муниципальных служб, представителях старого номенклатурного звена. Им чисто технологически легче что-то запретить, не хочется вникать в перспективы организации и взаимообмен информацией.
5) Политика фирм-поставщиков программного обеспечения. Зачастую пользователю навязываются программные продукты, не являющиеся оптимальными. Например, если нужно сделать векторизацию, то гораздо дешевле и лучше применять специальные программы - векторизаторы, а не дорогостоящие ГИС. У фирм-производителей программного обеспечения наметилась негативная тенденция (особенно это характерно для отечественных производителей) – чем больше возможностей у программы, тем значительнее идет удорожание. Всегда нужно помнить, что программный продукт – это только инструмент создания МГИС или Горкадастра. Поэтому для каждой задачи нужно подбирать оптимальный с технологической и экономической точек зрения инструмент и не доверять фирмам, предлагающим «комплексные» решения типовых задач.
При проектировании МГИС необходимо изначально предполагать использование различных программных продуктов участниками проекта. Нельзя навязывать свое программное обеспечение. Особенно сложно решить вопрос по рекомендации программного обеспечения с федеральными структурами, задействованными в проекте, где программное обеспечение регламентируется «сверху».
1) Недостаточность и ведомственная несогласованность нормативной базы. В настоящее время применяются давно устаревшие нормативные документы по топографической съемке, созданию и обновлению топографических карт, в которых только обозначены перспективы цифровых технологий. В разработанных Роскартографией ОСТах по цифровому картографированию осталась неизменной цель топографического производства – создание топографических карт и планов. Но такая постановка задачи не удовлетворяет требованиям создания МГИС.
Качество вновь разработанных отраслевых стандартов (ОСТов) неуклонно повышается. Но ОСТов недостаточно для производства. Можно сравнить объем новых отраслевых стандартов с объемом действующих нормативно-технических документов по топографическим и картографическим работам. Недостаток нормативной документации приводит к колоссальным финансовым потерям при массовом производстве цифровой картографической продукции.
Решением может стать коллективное, основанное на методе «мозгового штурма», обсуждение проблемы специалистами, имеющими опыт работы в области топографических съемок, цифрового картографирования, геоинформатики, разработки практических рекомендаций по созданию ГИС муниципального уровня.
Результатом такого обсуждения должно стать практическое руководство или инструкции по созданию МГИС, которые можно объединить для нескольких МГИС. Это помогло бы Роскартографии разработать отраслевые нормативно-технические документы, касающиеся цифрового картографирования. Регулирование создания МГИС можно было бы вывести на государственный уровень.
2) Недостаток бизнес-планирования.Первоочередная задача - разработка экономического обоснования создания МГИС, то есть бизнес-плана создания МГИС.