Изучение производственного травматизма осуществляется статистическим и техническим методами.
Статистический метод позволяет оценивать количественно и качественно уровни травматизма. Для мобилизации наибольшего внимания административно-технического персонала на борьбу с травматизмом на производстве используется сигнализационная статистика, которая разрабатывает материал о несчастных случаях по цехам ежемесячно, учитывая характер работ и материальные факторы. Сигнализационная статистика, которой обмениваются между собой однородные предприятия, дает возможность своевременно принимать необходимые меры и проверять их эффективность. Статистический метод дает полную картину состояния травматизма и привлекает внимание к наиболее неблагополучным профессиям и опасным работам, но не вскрывает причин травматизма.
Для профилактики травматизма необходимо глубоко знать технические и организационные причины, вызвавшие его или способствующие его возникновению на производстве. Эти причины могут быть выявлены только методами технического анализа. Таких методов несколько.
Монографический метод изучения травматизма включает в себя детальное исследование всего комплекса условий, в которых произошел несчастный случай: изучаются трудовой и технологический процессы, основное и вспомогательное оборудование, обрабатываемые материалы, общие условия производственной обстановки, рабочие места, траектории движения людей и предметов, индивидуальные средства защиты, одежда, особенности работы, режим труда и отдыха, психологические факторы и т. д. Изучаются также аварии, происшедшие без нанесения ущерба здоровью людей. Выявляются не только причины происшедших несчастных случаев, но и скрытые потенциальные опасности, которые могут оказать вредное воздействие на работающих не только при нарушении процесса производства, но и при нормальном его ходе. Этот метод дает возможность наиболее полно определить способы предупреждения травматизма, использовать результаты проведенной работы в других местах путем небольших дополнительных обследований. Сопоставление ряда данных монографического обследования позволяет широко обобщить отдельные положения техники безопасности, а также может дать дополнения к законодательству по этому вопросу.
Групповой метод изучения травматизма использует повторяемость несчастных случаев независимо от тяжести повреждений. Имеющийся материал расследования распределяется по группам с целью выявления несчастных случаев, одинаковых по обстоятельствам, происшедших при однородной обстановке, на одном оборудовании, а также повторяющихся по характеру повреждений. Это позволяет определить профессии и работы, на которые падает большей безопасности труда, для чего даются соответствующие рекомендации. Этот метод хорош простотой исследования и тем обстоятельством, что мелкие случаи, обычно не привлекающие внимания в повседневной работе, здесь получают значимость при установлении профилактических мероприятий безопасности труда. Однако групповой метод не позволяет определить потенциальные опасности, еще не выявившиеся в виде реальных несчастных случаев.
1. Эффективность использования международных транспортных коридоров Республики Казахстан.
2. Строительство новых транспортных коридоров.
3. Стратегические преимущества транзита грузов через территорию Казахстана.
1. Эффективность использования международных транспортных коридоров Республики Казахстан. Международное сотрудничество Казахстана в развитии транспорта играет важную роль, так как стимулирует повышение конкурентоспособности отрасли и рост качества транспортных услуг. Схема международных транспортных коридоров РК представлена на рисунке 1.
По темпам роста грузоперевозок Казахстан первенствует среди стран СНГ. В Казахстане началась работа по формированию тарифных соглашений со странами партнерами по Таможенному Союзу и ЕЭП (Россия и Беларусь). Однако такие международные соглашения необходимо иметь и с другими сопредельными государствами, объединенными общей транспортной системой.
Согласно ГПФИИР, к 2014 г. ВВП страны должен вырасти на 50% по сравнению с 2008 г., и достигнуть отметки 203 млрд долл. Производительность в обрабатывающих отраслях должна возрасти в полтора раза, совершив скачок с 57 до 86 тыс.долл. на чел. Доля несырьевого сектора в экономике должна увеличиться с 25 до 40%. При этом доля инновационно активных предприятий должна достигнуть 10%. Из рисунка 2 видно, что объемы перевозок грузов транспортным комплексом за последние три года имеют стабильную тенденцию к росту. Более того, ожидается рост объемов транзитных грузов к 2015 г. на 53%. Более 94% товарооборота республики осуществляется со странами Европы, Азии и СНГ.
Рисунок 1. Схема международных транспортных коридоров РК
Доля транспортной отрасли в ВВП составляет в среднем 7-8%. Анализ работы транспортного комплекса республики показывает, что в перевозках грузов роль железнодорожного транспорта значительна. Из рисунка 3 видно, что 55% грузооборота по республике осуществляется железной дорогой, 23% трубопроводным и 21% автомобильным транспортом. Доля воздушного и морского вида транспорта составляет менее 1%. В разрезе сообщений в структуре грузооборота 41% составляет экспортные, 39% внутриреспубликанские,11% транзитные и 9% импортные перевозки. 93% всех транзитных перевозок в республике осуществляется железнодорожным транспортом.
Рисунок 2. Основные показатели работы транспортного комплекса РК
Рисунок 3. Основные показатели работы транспортного комплекса Республики Казахстан за 2010 г.
Транзитные перевозки считаются самыми малозатратными, а их доля в общих доходах от перевозок грузов составляет 20% (примерно 1,4% от ВВП).
2. Строительство новых транспортных коридоров. В 2009 году в Казахстане начато строительство международного авто коридора «Западная Европа – Западный Китай», которое планировалось завершить к 2013 году (рисунок 5). Общая протяжённость автобана составит 8445 км, из которых 2787 км проходит по территории Казахстана (Актюбинская, Кызылординская, Южно-Казахстанская, Жамбылская и Алматинская области). Строительство дороги ведется с применением новейших технологий и современных материалов, которые способны обеспечить срок использования дороги без капитального ремонта не менее 25 лет и скоростной режим движения, принятый на международных трассах. Проектом предусмотрено строительство автодорожных мостов, дорожно-эксплуатационных комплексов, остановочных площадок, ското прогонов, сервисных объектов для водителей и пассажиров. Одновременно со строительством автобана, намечен ремонт и строительство дорог в близлежащих районах областей, расположенных вдоль трассы.
Новое железнодорожное строительство в Казахстане (рисунок 4) для обеспечения расширения внешних экономических транспортных связей республики включает два Международных железнодорожных транспортных коридора: «Коргас – станция Жетыген». Данный участок железной дороги протяженностью 298,4 километра увеличит поток китайских товаров через Казахстан на 5,6 млн. тонн в год, формирует второй международный пограничный переход с Китаем. При этом расстояние от Китая до южных регионов Казахстана и стран Центральной Азии сократилось более чем на 500 км. По прогнозам специалистов, дорога способна составить конкуренцию автотранспорту. Соответственно, часть ежегодного грузооборота автотранспорта в 450 тыс. тонн может быть переориентирована на более дешевые железнодорожные перевозки.
«Узень – государственная граница Туркменистана». Данный участок железной дороги протяженностью 146 километра является частью Международного транспортного коридора, обеспечивающего выход Казахстана в Иран, а также к странам и морским портам Персидского залива. Прогнозируемый объем перевозок в 2012году – до 5,5 млн. тонн, в 2017 году – 6,3 млн. тонн, в 2022 году – 7,4 млн. тонн. Новый маршрут сократит дорогу с севера на юг более чем на 600 км по сравнению с существующими магистралями.
В области международного сотрудничества необходимо отметить совместный Проект Европейского Союза и Казахстана, направленный на повышение конкурентоспособности казахстанских предприятий сектора транспорта и логистики. Проект начат в марте 2011 года и нацелен на внедрение международных стандартов управления качеством ISO.
Бейнеу
Саксаульская
Шалкар
Жезказган
Баутино
Мангышлак
Аркалык
Кызылорда
Шубарколь
Рисунок 4. Строительство новых железных дорог
Для обеспечения экспортного потенциала Республике Казахстан необходимо реализовать ряд проектов по строительству железнодорожных линий:
- Бейнеу – Шалкар (способствует сокращению пути до станции Бейнеу, удовлетворению потребности в транспорте 4х населенных пунктов);
- Саксаульская-Жезказган (обеспечивает развитие железнодорожной инфраструктуры центральной части РК, сокращение дальности грузоперевозок в сообщении западных с центральным и восточным регионами, развитие транзита, увеличение экспортного потенциала ряда предприятий центрального Казахстана);
- Мангышлак – Баутино (предоставляет транспортное обслуживание Баутино, обслуживание морских нефтегазовых операций на шельфе Каспийского моря);
- Жезказган – Кызылорда (сокращает дальности грузоперевозок, создает благоприятные условия для освоения угольных, нефтегазоносных и рудных месторождений);
- Аркалык – Шубарколь (сокращает расстояния перевозки от Шубаркольского угольного месторождения в северном направлении, способствует развитию экспорта);
- железнодорожная линия в обход Алматы (повышает пропускную способность линий, проходящих через Алматы, развивает транзит).
Повышение эффективности внутренних и экспортных перевозок также потребует реконструкции основных автомагистралей по таким ключевым направлениям как транзит и экспорт в центрально-азиатский регион (ЦАР), внутренние автоперевозки и транзит Север-Юг.
Рисунок 5. Карта реконструкции автомагистралей РК
3. Стратегические преимущества транзита грузов через территорию Казахстана.Положение Казахстана в центре Евразийского континента между крупнейшими торговыми партнерами Китаем и Европой является стратегическим преимуществом Казахстана в увеличении транзитного потенциала. Из рисунка 6 видно, что объем внешней торговли между ЕС и КНР составил в 2010 более 526 млрд. долл. США.
Рисунок 6. Объем внешней торговли, млрд. долл. США.
Ожидается, что до 2020 года этот показатель возрастет до уровня в 781 млрд. долл. США. Сейчас на долю Казахстана приходится менее 0,5 процента от общего объема товарооборота между этими торговыми партнерами. Задача Казахстана – обеспечить увеличение транзитного грузопотока между КНР и ЕС, идущего сухопутным маршрутом через территорию республики. Транзитный маршрут из Китая в Европу через РК имеет ряд преимуществ: он более быстрый по сравнению с морским маршрутом через Суэцкий канал и более дешевый, чем авиаперевозка из КНР в Европу. Таким образом, он мог бы в будущем оттянуть часть грузопотока, как с морского, так и воздушного пути из Европы в Китай.
Дополнительный импульс развитию потока китайского транзита через РК в направлении ЕС придают ряд инициатив китайского правительства, которое прикладывает немалые усилия по развитию соседнего с Казахстаном Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР). Единая транспортная стратегия Китая «Большой скачок» и программа ускоренного развития западных провинций КНР «GoWest» призваны сократить разрыв между экономически развитыми прибрежными районами Китая и менее развитыми западными регионами страны. Для достижения этой цели правительство КНР намерено ускоренными темпами развивать инфраструктуру, в том числе транспортную, инвестировать в новое производство, стимулировать привлечение иностранного капитала, развивать систему образования и привлекать профессиональную рабочую силу в этот перспективный регион. Реализация этих программ создаст предпосылки для создания дополнительных экспортноориентированных производств и условия для увеличения грузовой базы в непосредственной близости от РК. Создав выгодные условия для транзита и ликвидировав существующие физические и нефизические барьеры, РК сможет выступить в качестве сухопутного моста между Востоком и Западом, открыв путь товарам из Западной части Китая в Европу.
Таблица 1
Прогноз транзитного грузопотока по коридорам
Республики Казахстан до 2030 г.
Коридор
Объем перевозок в 2010 г. (тыс.тонн)
Объем перевозок в 2030 г. (тыс.тонн)
Прирост грузопотока за 2010-2030 гг.
Север – Юг
в 2,5 раз
Запад – Восток
в 6,7 раз
Юго-Восточная Азия (ЮВА) – Центральная Азия регион (ЦАР)
в 5,7 раз
Прочее
в 1,5 раз
Объем экспортных операций Казахстана к 2020 году может вырасти в 1,5 раза с 96 млн т до 147 млн т, что потребует от транспорта обслуживания дополнительных грузопотоков в Россию, Китай и Южную Корею, Европу, Среднюю Азию.
Также ожидается, что объем торговых операций между сопредельными Казахстану странами вырастет в 1,5 раза и достигнет $1трлн. к 2020 году, что создает потенциал транзита через РК. Наибольший рост товарооборота прогнозируется между КНР и странами Европы и Россией. Учитывая это, наиболее перспективным транзитным коридором для развития является коридор «Западный Китай – Западная Европа» и «Западный Китай – РФ». Прогноз транзитного грузопотока до 2030 года представлен в таблице 1, где наиболее загруженными будут коридоры «Запад - Восток» и «ЮВА – ЦАР».
Вопросы для самоконтроля:
1. Раскройте сущность системного подхода к решению задач управления транспортным производством.
2. Как определяются производственные мощности транспортных предприятий и объединений?
3. Перечислите основные характеристики и формы организации транспортных потоков.
4. Назовите показатели динамики и способы регулирования транспортных потоков.
5. Назовите основные экономико-математические модели и условия их эффективного применения в управлении транспортом.
6. Дайте краткое описание систем управления промышленным и городским транспортом.
7. Охарактеризуйте методы экономической оптимизации управленческих решений на транспорте в новых условиях хозяйствования.
8. Дайте определения следующих фундаментальных терминов (понятий) науки управления: «система»; «элемент системы»; «связь прямая»; «обратная связь»; «организация»; «модель».
9. Что такое диагностический анализ транспортных комплексов? Сформулируйте его цели и задачи, дайте классификацию методов диагностики в задачах управления на транспорте.
10. Укажите особенности применяемых на транспорте методов прогнозирования грузовых перевозок.
11. Какие основные факторы определяют объем пассажирских перевозок?