Начиная систематическое изучение курса, необходимо, прежде всего, выяснить, что такое экономика, каковы её предмет, функции, как экономика связана с другими общественными науками; какими методами пользуются экономисты при проведении экономического анализа; в чём особенность экономических показателей, характеризующих те или иные экономические процессы и явления.
Слово «экономика» - греческого происхождения (ойкос – хозяйство, номос – закон). Оно означает «законы хозяйствования». Сегодня термин «экономика» используется в двух основных значениях: во-первых, как синоним слова «хозяйство» (экономика страны, региона, предприятия и т. п.) и, во-вторых, как название науки о хозяйствовании.
Согласно современному пониманию, экономика– это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей ограниченными ресурсами. Следует отметить, что такое понимание предмета экономики сложилось в ходе длительного исторического развития экономики как науки.
Как и всякая наука, экономика выполняет, прежде всего, познавательную функцию – она теоретически объясняет, как функционирует хозяйство, в чём суть, причины, последствия экономических процессов (как банки создают деньги, в чём суть инфляции, как предложение влияет на цены и т. п.).
Вторая функция экономики – практическая(рекомендательная). На основе позитивных знаний экономика даёт рекомендации, предлагает варианты действий для хозяйственной практики и экономической политики, проводимой государством. Экономическая политика(совокупность мер, направленных на достижение основных экономических целей) не должна быть волюнтаристской (волевой), в основе её должны лежать теоретические выводы и положения, вырабатываемые экономической наукой.
Экономика – сложная, многоуровневая система, поэтому в зависимости от объекта исследования экономическая наука подразделяется на две большие области:
-микроэкономика –раздел экономической науки, который исследует поведение отдельных экономических субъектов – покупателей, фирм; анализирует механизм функционирования отдельных рынков, способы распределения ограниченных ресурсов, процесс формирования доходов и т. п.;
-макроэкономика– раздел экономической науки, который изучает функционирование экономики страны в целом, такие общие явления и процессы, как темпы роста национального производства, инфляция, безработица, бюджетный дефицит, государственный долг, методы государственного регулирования и т. п.
Экономика – общественная наука. Она изучает определённую сторону жизни общества и как таковая тесно связана с другими общественными науками: историей, социологией, политологией, юриспруденцией и т. д. Связь экономики и юриспруденции обусловлена тем, что в хозяйственной жизни общества экономические и правовые отношения тесно переплетаются. Экономика не может нормально функционировать без соответствующей правовой основы – совокупности норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов как на микро,- так и на макроуровне. В то же время сама необходимость в соответствующих правовых нормах порождается изменениями, происходящими в экономической жизни общества.
Экономика – историческая наука; она постоянно развивается, способствуя углублению знаний об экономической стороне жизни общества.
Поскольку экономика изучает важнейшую (материальную) сторону развития общества, она является основой для большинства других общественных наук.
Изучая, как функционирует хозяйство, и выдвигая требования, как оно должно функционировать, экономика как наука использует определённые методы исследования(метод – это путь, способ, исследования каких-либо явлений). При анализе экономических явлений пользуются такими методами исследования, как научная абстракция, анализ и синтез, индукция и дедукция, выдвижение и проверка гипотез, функциональный анализ, моделирование, экспериментирование и др.
Метод научной абстракции.Его суть – очищение исследуемого предмета от частного, случайного, преходящего и выделение сущностного, постоянного, типичного. Результатом научной абстракции являются:
-категории и понятия,выражающие сущностные стороны исследуемых объектов (цена, прибыль, рента и т. п.);
-экономические законы (принципы),отражающие постоянные, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи между экономическими явлениями. Например, закон спроса: повышение цены (причина) ведёт к снижению спроса (следствие).
Функциональный анализ.Установление зависимостей и взаимосвязей между экономическими явлениями и процессами, при которых одни факторы рассматриваются как данные, независимые (экзогенные), а другие как зависимые (эндогенные), производные от первых. При изучении зависимости, например инвестиционного спроса от уровня банковского процента, процент рассматривается как независимая переменная (аргумент), а инвестиции – как зависимая (функция).
В экономике широко используется метод графических изображений, позволяющий наглядно изобразить те или иные экономические зависимости.
Экономико-математическое моделирование– сегодня весьма распространённый метод исследования экономических проблем, который позволяет выявить причины, закономерности, последствия тех или иных экономических процессов и явлений. Моделипредставляют собой упрощённое описание реальности, абстрактное обобщение посредством уравнений и графиков, описывающих взаимосвязи экономических переменных. Модели, игнорируя многочисленные второстепенные детали, усложняющие выявление экономических связей, закономерностей, позволяют лучше понимать и описывать экономическую практику.
Математическое моделирование в экономике достаточно сложно, так как экономика – многомерная система, характер функционирования и развития которой носит в значительной мере стохастический (вероятностный) характер и находится под воздействием множества внешних факторов.
Экономисты в своих исследованиях часто используют допущения «при прочих равных условиях», т. е. допускают, что все другие переменные, за исключением тех, которые в данный момент исследуются, неизменны. Такой метод упрощает процесс анализа исследуемой связи. Например, при изучении влияния изменения дохода на рыночный спрос мы принимаем как неизменные цены данного и сопряжённых товаров, вкусы, число покупателей на рынке и т. п.
Экспериментирование– это искусственное воспроизведение экономических явлений и процессов с целью их изучения. Экспериментирование в экономике, в принципе, возможно, но должно использоваться очень осторожно; эксперименты не должны насильственным образом ломать естественные экономические процессы, «втискивать» реальную экономическую жизнь в рамки искусственных конструкций.
Какими бы методами ни пользовались экономисты в своих исследованиях, практика, экономическая действительность являются критерием верности тех или иных выводов, положений экономической теории. Если можно сказать, что «это верно в теории, но не на практике», это значит, что неверно то или иное теоретическое положение, тот или иной вывод.
1.2.Этапы развития экономической теории
Экономика как наука прошла в своём развитии длительный путь от разрозненных экономических представлений до современных стройных концепций, объясняющих закономерности функционирования и развития как отдельных хозяйствующих субъектов, так экономики страны в целом.
Как систематизированное знание, как наука,экономика начала формироваться в XV- XVI вв. Основной вопрос, который тогда интересовал экономистов: почему одни страны богатые, а другие бедные, откуда берётся богатство? И экономика становится наукой о богатстве.
Первыми экономистами, которые разработали стройную концепцию о богатстве, были меркантилисты(от итал. мерканте – торговец).Меркантилисты полагали, что богатство нации – это золото, а источником богатства является торговля. Отсюда и практические рекомендации для стран: меньше товаров ввозить в страну и больше вывозить, а для того чтобы вывозить товары, надо поощрять развитие их производства.
Следующий шаг в развитии экономики связан с физиократической школой(греч. физис – природа, кратос – власть, т. е. власть природы). Физиократы полагали, что источником богатства нации является не торговля, а сельское хозяйство. Именно в сельском хозяйстве создаётся дополнительный продукт (превышение продукта произведённого над продуктом потреблённым), за счёт которого и образуется богатство нации. Отсюда: только труд в сельском хозяйстве является производительным, все остальные отрасли только пользуются плодами сельского хозяйства.
Идеи физиократов были развиты и углублены представителями английской классической политэкономии(У.Петти, А.Смит, Д.Рикардо), которые в качестве источника богатства нации рассматривали труд в сфере материального производства. У.Петти принадлежит крылатая фраза: «Природа – мать, а труд – отец всякого богатства». Огромный вклад в развитие экономики внёс А.Смит, место и роль которого в экономике можно сравнить с местом и ролью И.Ньютона в физике. В своей работе «Исследование о причинах и природе богатства народов» А.Смит развил трудовую теорию стоимости, создал учение о рынке, конкуренции, показал, что в условиях рынка люди руководствуются собственными интересами, преследуют свои личные цели, но направляемые «невидимой рукой», содействуют реализации интересов других людей и общества в целом. Под «невидимой рукой» А.Смит понимал стихийное действие объективных экономических законов.
Следующий шаг в развитии экономической науки связан с именами К.Маркса и Ф.Энгельса. Сконструированная ими экономическая теория – марксизм,развивая идеи трудовой теории стоимости, доказывала, что всякий продукт создаётся только трудом наёмного рабочего, а присваивается собственником капитала, что представляет собой эксплуатацию и социальную несправедливость. Избавиться от эксплуатации рабочий класс может лишь в результате социалистической революции и ликвидации частной собственности. Эта теория была воплощена в жизнь во многих странах, но, как показала практика, реальная экономическая действительность оказалась оторванной от теоретических представлений и идей марксизма. Тем не менее нельзя отрицать, что К.Маркс сделал большой вклад в развитие экономической науки.
Параллельно с марксизмом в XIX в. развивается неоклассическое направление,представители которого сосредотачивают своё внимание на проблеме удовлетворения потребностей людей. Опираясь на накопленное теоретическое богатство, неоклассики выдвигают и разрабатывают новые теории и концепции, в частности, создают теорию маржинализма(от лат. Марго – край, предел), которая анализирует экономические явления с точки зрения поведения отдельных субъектов, вовлечённых в хозяйственные отношения, которые руководствуются в своей деятельности прежде всего собственными, субъективными оценками выгод и затрат, возникающих в процессе экономической деятельности.
Маржиналисты ввели в практику экономического анализа концепцию предельных величин, что создало возможность для математической интерпретации многих экономических ситуаций.
Огромный вклад в развитие неоклассического направления внёс А.Маршалл. В своей работе «Принципы политической экономии» он разработал современную теорию рынка: проанализировал механизм формирования рыночной цены, взаимодействие спроса и предложения, влияние на них различных факторов и др. Заслуга А.Маршалла состоит в том, что он попытался вести воедино представление классического направления в экономике и маржинализма.
Развитие и распространение методологии и теоретических положений неоклассического направления привело к смене предмета экономической науки. С конца XIX в. экономика превращается в общественную науку о способах использования ограниченных экономических ресурсов для максимально возможного удовлетворения неограниченных потребностей людей и получает название «экономикс».В отличие от политической экономики, экономикс занимается изучением экономических процессов в их «чистом» виде, отвлечённом от социальных и политических проблем. Сегодня экономикс занимает ведущие позиции во всём мире.
ХХ в. внёс огромный вклад в развитие экономической науки. Был создан и обоснован ряд теорий, положения которых используются сегодня хозяйственной практикой, и на основании которых строится современная экономическая политика государства.
В 1936 г. английский экономист Дж. Кейнс опубликовал свою работу «Общая теория занятости, процента и денег», основав новое направление в экономике – кейнсианство.Анализируя действие рыночного механизма, Дж. Кейнс пришёл к выводу, что рынок не в состоянии справиться с такими внутренне присущими ему негативными явлениями, как кризисы, инфляция, безработица, монополизация, потери от которых столь велики, что необходимо государственное вмешательство. Кейнс обосновал необходимость, формы, методы государственного регулирования экономики, создав тем самым теорию смешанной экономики.
Кейнсианство, которое в течении нескольких десятилетий оставалось господствующей доктриной, в 70-х гг. ХХ в. подверглось массированной критике со стороны представителей неоклассического направления, сторонники которого полагают, что государственное вмешательство в экономику должно быть минимально, ибо только рынок, свободное предпринимательство способны обеспечить эффективное развитие экономики.
Среди современных экономических теорий можно выделить следующие.
Монетаризм– теоретическое направление, связанное с именем лауреата Нобелевской премии М.Фридмана. Монетаристы, исходя из того, что существует определённая связь между состоянием экономики в целом (темпами экономического роста, уровнем безработицы. Инфляцией и т. п.) и количеством денег в обращении, доказывают, что регулировать ход экономических процессов возможно, изменяя массу денег, выпуск которых является прерогативой государства. Таким образом, монетаристы сводят роль государства в экономике к регулированию массы денег в обращении.
Западногерманский неолиберализм– направление экономической мысли, сторонники которого считают недопустимым вмешательство государства в экономику. Они развивают тезис о том, что только свободное предпринимательство способно обеспечить эффективное развитие экономики, централизованное же планирование в какой бы то ни было форме, не может быть эффективным, так как нарушает принцип свободного ценообразования - условие и предпосылку рационального хозяйствования. Огосударствление экономики, по мнению неолибералов, подрывает рыночную конкуренцию, что, в конечном счёте, ведёт к установлению тоталитарного строя.
В 70-е гг. ХХ в. была выдвинута теория рациональных ожиданий,согласно которой все субъекты экономических отношений понимают, как функционирует экономика, и поэтому могут оценить последствия предстоящих политических или иных изменений. Сторонники теории рациональных ожиданий исходят из того, что экономические агенты строят свою линию поведения рационально, принимая всегда наиболее выгодные для себя решения. Отсюда следует вывод о том, что, все экономические процессы являются следствием поведения рационального экономического агента, стремящегося к максимизации полезности в условиях определённых ограничений.
Сегодня весьма широкое распространение имеет институционально-социологическое направление,сторонники которого рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием не только экономических, но и внеэкономических факторов (правовых, социальных, политических, психологических и др.), среди которых определяющую роль играют институты. Под институтами рассматриваемая теория понимает фирмы, профсоюзы, государство. Согласно институционализму в развитии общества первостепенную роль играют технико-экономические факторы, которые ведут к преодолению социальных противоречий и к эволюции общества от индустриального к постиндустриальному (неоиндустриальному или информационному), целью развития которого становится человек и его потребности.
1.3.Потребности и ресурсы
Потребности –это выражение надобности в чём-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом. Именно потребности побуждают людей к производству, к экономической деятельности.
Потребности формируются под влиянием многочисленных факторов. На потребности влияют биологическая природа человека, его духовный мир, социально-экономические условия его жизни, научно-технический прогресс, природно-климатическая среда и т. д.
Существует множество вариантов группировки, классификации потребностей. Можно выделить следующие потребности:
-первичные(потребность в средствах существования, которые не могут быть ничем не заменены, - питание, одежда, жильё) и вторичные(потребности выбора – автомобиль, развлечения, путешествия);
-материальные(в пище) и духовные( в чтении книг);
-личные(образование) и общественные(обороноспособность страны, охрана окружающей среды).
При характеристики потребностей и отнесении их к той или иной группе надо иметь в виду условный (относительный) характер той или иной группировки. Границы между видами потребностей довольно зыбки. Например, в высокоразвитых странах потребность в умении читать, писать относится к первичным потребностям, а в остальных странах – к потребностям вторичным.
Широко известная классификация потребностей, разработанная американским учёным А.Маслоу. В предложенной им системе все потребности представлены в виде пирамиды, в основании которой – физиологические потребности. Над ними возвышаются потребности человека как социальной личности, рисунок 1.1.
Потребность в
саморазвитии
Потребность в уважении
Потребность в социальных контактах
Потребности в безопасности
Физиологические потребности
Рисунок 1.1 Пирамида потребностей А.Маслоу
Согласно А.Маслоу, первые две нижние группы потребностей – это потребности низшего порядка, и пока они не удовлетворены, потребности высшего порядка неактуальны (три верхние группы потребностей).
По мере развития общества потребности людей постоянно расширяются и усложняются, при этом возрастает доля духовных, интеллектуальных потребностей. Возрастание потребностей создаёт постоянный стимул к производительному труду.
Потребности людей удовлетворяются с помощью благ.
Благо– это всё, что обладает полезностью для человека и удовлетворяет его потребности. Блага могут иметь вещную форму (материальный объект) или выступать в виде услуги. Услуга – нематериальное благо, имеющее форму полезной деятельности. Услуги не могут накапливаться, так как процессы их создания и потребления совпадают.
Все блага, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности, подразделяются на безграничные)воздух, солнечный свет, воды океана) и ограниченные (экономические),большая часть которых создаётся в процессе производства.
Ограниченность экономических благ означает что:
- их недостаточно для удовлетворения всех потребностей людей;
- объём благ может быть увеличен лишь путём затрат факторов производства;
- блага приходится тем или иным образом распределять.
Экономические блага подразделяются на две большие группы:
- потребительские блага,непосредственно удовлетворяющие потребности людей (пища, одежда, жильё и т. п.);
Далее, все блага можно подразделить на долговременные,предполагающие многократное пользование, и краткосрочные,предназначенные для однократного применения.
Многие экономические блага связаны между собой: они могут либо замещать друг друга, либо дополнять друг друга. В связи с эти различают:
- взаимозаменяемые блага (блага-субституты)– блага, обладающие способностью удовлетворять потребности за счёт друг друга (нефть – газ, маргарин – масло, дерево - кирпич и т. п.);
- взаимодополняющие (комплементарные) блага– блага, удовлетворяющие потребности людей лишь в комплексе друг с другом (магнитофон и кассета, фотоаппарат и плёнка, автомобиль и бензин и т.п.).
Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ имеет большое значение для анализа поведения хозяйствующих субъектов и закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики.
Для того, чтобы произвести какие-либо блага, необходимы ресурсы. Ресурсы, участвующие в производстве товаров и услуг, называются факторами производства.
Основные факторы производства:
Труд (L)– целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. Это затраты физической и умственной энергии, позволяющие создать полезные для общества товары и услуги.
Земля (Т)все природные ресурсы, которые используются в производстве (пахотные и другие земли, леса, полезные ископаемые, вода).
Капитал (С)– блага длительного пользования, используемые для производства других благ: здания, сооружения, станки, оборудование и другие средства производства.
Предпринимательская деятельность (Е)– целесообразная деятельность людей, направленная на получение прибыли. Функции предпринимателя в производстве:
- соединение факторов производства в одном производственном процессе;
- нахождение наиболее эффективных вариантов соединения этих факторов;
- принятие на себя риска (предприниматель рискует своим капиталом, деньгами, авторитетом и т. п.).
Все факторы производства можно рассматривать как вещественные, или имущественные (земля, капитал) и личные (труд и предпринимательская деятельность).
Личные факторы производства воплощают в себе как врождённые способности людей, так и приобретённые ими в процессе обучения и практической деятельности знания, умения, навыки. Это интеллектуальные способности и практические навыки, образуют человеческий капитал.Вложения в человеческий капитал (образование, переподготовку), повышение квалификации кадров) приобретает особое значение в современном мире. Отдача от вложений в человеческий капитал превышает отдачу от вложений в вещественные факторы производства, поэтому темпы роста вложений в личные факторы производства сегодня превышают темпы роста вложений в вещественные факторы производства.
Сразу необходимо обратить внимание на то, что деньги не являются фактором производства. Из денег нельзя ничего сделать, но они являются необходимым условием приобретения факторов производства. Денежные средства используются для покупки факторов производства у их владельцев, и тем самым обеспечивается реальная возможность соединить ресурсы в едином производственном процессе.
Проблема производства состоит в том, что человеческие потребности практически не ограничены, тогда как в любом обществе имеется ограниченное количество ресурсов.Ограниченность ресурсов – объективный факт, диктующий необходимость соответствующего хозяйственного поведения людей. В каждый момент жёстко фиксировано количество трудовых, природных, капитально-технических ресурсов, которые могут принимать участие в производстве. Ограниченность всех экономических ресурсов остаётся и даже возрастает по мере развития общества. Это обусловлено не только истощением природных ресурсов, но и тем, что потребности постоянно возрастают, давая импульс производству новых товаров и услуг, требующих новых ресурсов.
Следствием ограниченности ресурсов становятся:
- необходимость решать вопрос о предпочтительности того или иного направления применения ресурсов;
- конкуренция, соперничество, состязательность за доступ к более эффективным ресурсам;
- необходимость эффективного и по возможности полного использования ресурсов общества;
- возможность возникновения уравнительного распределения ресурсов (рационирование).
1.4 Общественное производство и экономические отношения
Большинство экономических благ создаётся в процессе производства. Производство –это процесс создания экономического блага и сопутствующее ему преобразование ресурсов. (Ресурсы – это всё то, что затрачивается на производство благ).
Поскольку каждый ресурс представлен его собственником, то производство приобретает характер общественного процесса,становится результатом отношений между собственниками факторов производства (в роли собственников могут выступать индивиды, их группы и социальные институты).
Таким образом, производство есть взаимоотношение различных экономических субъектов(или соответствующих форм собственности – индивидуальной, коллективной, государственной).
Всё общественное производство принято делить на две сферы:
- сферу материального производства,включающую производство благ в материально-вещественной форме (уголь, обувь, станки, ткани и т. п.) и оказание услуг материального характера (транспорт, почта, химчистка, прачечная и т. п.);
- непроизводственную сферу,включающую духовную, интеллектуальную деятельность, результатом которой являются нематериальные блага (научные открытия, изобретения, книги, картины), и оказание услуг нематериального характера (просвещение), здравоохранение, культура и т. п.).
Схематично структуру общественного производства можно представить следующим образом , рисунок 1.2.
ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Сфера материального производства
Непроизводственная сфера
Производство продукта в материально-вещественной форме (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.)
Оказание услуг материального характера (транспорт, связь, бытовое обслуживание)
Оказание услуг нематериального характера (просвещение, здравоохранение, искусство и т. п.)
Духовная, интеллектуальная деятельность, результатом которой являются нематериальные блага (научные открытия, изобретения, книги, картины)