В зависимости от способа соединения с материалом верха прокладочные материалы делятся на:
- материалы без клеевого покрытия;
- материалы с клеевым покрытием;
Однако такое деление является достаточно условным, так как материалы без клеевого покрытия являются основой для получения клеевых материалов, а их свойства определяют такие основные свойства материалов, как прочность, массу, способность к формообразованию, усадку.
Ассортимент материалов без клеевого покрытия
Включают в себя:
- ткани различного волокнистого состава, а именно льняные, полульняные, хлопчатобумажные и полушерстяные;
- бортовые ткани, предназначенные для изготовления бортовой прокладки и ее элементов. Вырабатываются полотняными переплетениями (чаще всего).
- прокладочные ткани, используемые для придания формы мелким деталям, предохранения от растяжения и упрочнения деталей верха.
Бортовые ткани
По волокнистому составу могут быть:
- чистольняными;
- полульняными;
- хлопчатобумажными;
- с добавлением химических волокон;
- полушерстяными;
- волосяные ткани.
Свойства бортовых тканей
Свойства бортовых тканей в значительной степени зависят от их волокнистого состава
Чистольняные ткани
Чистольняные ткани имеют повышенную поверхностную плотность - 230 – 300 г/м², усадку по основе - до 5% (иногда до 7 %), по утку – до 2% (иногда до 3,5%), т.е. они тяжелые, сильно усадочные, темного цвета.
Для снижения усадки их подвергают малоусадочным отделкам.
Полульняные ткани
Полульняные ткани вырабатывают:
- а) в основе – х/б пряжа; в утке – льняная пряжа;
- б) в основе и утке – льнолавсановая пряжа с различным содержанием полиэфирного волокна: 15%; 25% и 33%.
Они значительно легче, чем чистольняные,
= 190-210 г/м²; значительно светлее и имеет меньшую усадку, особенно льнолавсановые.
Хлопчатобумажные бортовые ткани
Хлопчатобумажные бортовые ткани вырабатываются из кардной х/б пряжи с жесткой отделкой, =180-225 г/м².
По свойствам аналогичны льнохлопковым бортовым тканям.
Применяются для тех же целей.
Полушерстяные ткани
Полушерстяные ткани наиболее часто вырабатывают с полушерстяным утком, то есть в основе – х/б крученая кардная пряжа, а в утке – полушерстяная пряжа (грубая шерсть + полиэфирное полотно), скрученная с комплексной капроновой нитью. Могут вырабатываться из полушерстяной пряжи в основе и утке. Имеет жесткую пропитку. =226-268 г/м², толщина от 0,69 до 0,82 мм, усадка от 2 до 2,8 % (относятся к малоусадочным тканям).
По формоустойчивости превосходят другие бортовые ткани, поэтому используются в изделиях высокого качества и дорогостоящих. Являются лучшими по качеству бортовыми тканями,
Бортовые ткани с добавлением химических волокон
Бортовые ткани с добавлением химических волокон по волокнистому составу могут быть:
- льнокапроновыми,
- льновискозными,
- льновискозолавсановыми,
- хлопкополиэфирными,
имеют поверхностную плотность 220-226 г/м², усадку до 1% (практически безусадочны).
Волосяные ткани
Волосяные ткани применяют для прокладки в области груди при изготовлении бортовой прокладки в мужской верхней одежде. По волокнистому составу могут быть натуральными и искусственными. В основе те и другие имеют х/б пряжу, в утке: натуральные волосяные ткани имеют конский волос, а искусственные – полиамидную мононить (капроновую жилку).
Натуральные волосяные ткани лучше по качеству, имеют повышенную упругость, хорошо держат форму, но дороже. Используются в изделиях повышенного качества.
Искусственные волосяные ткани имеют повышенную жесткость, их качество ниже: х/б основа скользит по капроновым жилкам и сильно сдвигается; срезы жилок могут прокалывать материал верха и выходить на поверхность изделия, поэтому срезы необходимо окантовывать плотной тканью с предварительным оплавлением.
Многозональная бортовая прокладка
Современной бортовой тканью является многозональная бортовая прокладка, которая имеет 3 зоны с различной жесткостью, достигаемой за счет различной плотности.
Использование многозональной бортовой прокладки позволяет избежать изготовления многослойной бортовой прокладки, а значит снизить трудоемкость изготовления изделия.
Основной тканью, используемой для придания формы мелким деталям, предохранения от растяжения и упрочнения материала верха, является: коленкор – х/б ткань (миткаль) с лощеной отделкой, окрашенная в черный или темно-серый цвет.
Из-за темного цвета его нельзя использовать в изделиях из светлых материалов, поэтому, при необходимости, вместо коленкора используют отбеленные ткани: бязь или мадаполам. Кроме того, при необходимости, могут применяться ситец, батист, шифон и другие х/б ткани в зависимости от требуемой толщины, массы, жесткости и других свойств.
В изделиях из прозрачных материалов в качестве прокладочного может использоваться сам материал верха.