2. области и формы взаимодействия и конкуренции различных видов транспорта
3. органы регулирования
4. методы регулирования
1. Основные принципы регулирования
Цель развития транспорта: формирование грузопроводящей и пассажирообслуживающей системы перевозок, обеспечивающей полное удовлетворение в потребностях перевозок и отвечающей требованиям безопасности, экологичности и экономичности.
Задачи:
- формирование рынка транспортных услуг на основе конкуренции и взаимодействия транспортных предприятий разных форм собственности;
- техническое перевооружение транспорта и внедрение высокоэффективных транспортных технологий;
- интеграция транспортного комплекса России в мировую транспортную систему.
Принципы:
1. транспорт – приоритетная отрасль и должна развиваться в первую очередь, так как влияет на развитие экономики;
2. равенство всех субъектов рынка при транспортном обслуживании;
3. государственное и экономическое регулирование:
- организация рынка транспортных услуг и контроль за допуском предприятий на рынок;
- регулирование ценообразования;
- налоговое регулирование;
- инвестиционный контроль.
4. делегирование полномочий региональных систем управления
2. Области и формы взаимодействия и конкуренции различных видов транспорта
Для лучшего удовлетворения потребностей в транспортных услугах и повышения эффективности необходимо исполнение различных форм и методов взаимодействия и конкуренции различных видов транспорта.
Специфика различных видов транспорта предопределяет возможности использования и конкуренции, и взаимодействия.
Формы и методы взаимодействия и координации различных видов транспорта реализуются в различных областях:
1) техническая:
- согласование пропускной и перерабатывающей способности систем и устройств на линиях и в транспортных узлах, по которым следуют потоки грузов и пассажиров смешенного сообщения;
- учет взаимных требований и увязка параметров подвижного состава и контейнеров по габаритам, грузоподъемности, вместимости для лучшего использования перегрузочных средств.
2) технологическая – организация комплексной системы эксплуатации различных видов транспорта;
3) организационная область координации (управленческая и информационные области):
- разработка единой системы транспорта (его управление);
- разработка нормативных документов;
- оперативное информирование и регулирование подачи судов и т.д.
4) экономическая область взаимодействия:
- разработка и согласование планов прогнозов на разные услуги;
- определение объема смешанных перевозок (в районах Крайнего Севера и по регионам);
- разработка стратегии развития транспортной системы.
5) правовая:
- решение юридических, правовых вопросов, которые касаются взаимоотношений между различными видами транспорта, между транспортом и клиентом.
3. Органы регулирования
- Минтранс – исполнительный орган на уровне Правительства;
- Федеральные службы и органы «Федерального агентства»;
- Ространснадзор;
- временные комиссии (при необходимости);
- Министерство транспорта Свердловской области (региональный уровень);
- Межрегиональные системы;
- Федеральная антимонопольная служба (ФАС);
- Федеральная служба по тарифам.
4. Методы регулирования
1) через утверждение нормативно-правовых актов;
2) проведение контроля за соблюдением нормативно-правовых актов (Ространснадзор);
3) лицензирование отдельных видов деятельности на транспорте;
4) проведение сертификации и стандартизации технических средств и отдельных работ.