6.1. Прочностные расчеты фрикционных передач и мальтийских механизмов
Основным критерием работоспособности и расчета фрикционных передач с металлическими роликами или дисками является их контактная прочность, которая зависит от значения контактных напряжений:
, (6.1)
где - приведенный модуль упругости; - приведенный радиус; - сила притяжения двух дисков; - радиусы кривизны в точках контакта; , - коэффициенты Пуассона материалов двух дисков; - модули упругости этих дисков; - ширина площадки контакта; - допускаемое контактное напряжение для менее прочного из материалов этих дисков.
Наиболее распространено сочетание материалов дисков (роликов): закаленная сталь по закаленной стали; текстолит (гетинакс) по стали, бронза или латунь по стали.
Для закаленных сталей МПа, для текстолита МПа, для латуни (бронзы) по стали МПа.
Для фрикционной передачи с гибкой связью наибольшего значения напряжения достигают в сечении ремня при набегании его на малый шкаф
, (6.2)
где - модуль упругости ремня ; - его толщина; - вращающий момент на валу, диаметром ; - площадь поперечного сечения гибкой связи; s0 =F0/S- напряжение предварительного натяжения, равное для резинотканевых s0 =1,8 МПа ремней, для синтетических s0 =10 МПа, для клиновых s0=1,2-1,5 МПа.
Модуль упругости равен МПа для резинотканевых, для капроновых МПа, для клиновых МПа.
Условие (65) используют для определения межосевого расстояния фрикционной передачи /2/:
(6.3)
Знак «плюс» ставится при внешнем контакте катков , а знак «минус» - при внутреннем, считая и , а ширина диска , где - коэффициент ширины ролика. При известном межосевом расстоянии диаметры катков находят из очевидных формул:
(6.4)
(6.5)
Уточнив геометрические параметры передачи, определяют и проверяют условие (6.1). Расчет на прочность мальтийского механизма проводят аналогично, рассматривая кривизну замков креста и кривошипа, и выбирая им соответствующие материалы.
6.2. Износостойкость механизма винт–гайка
Расчет сводится к определению фактического среднего контактного напряжения (давления) P между ветками винта и гайки и сравнению его с допускаемым [p].
Условие износостойкости в предложении равномерного распределения нагрузки по виткам резьбы равно
, (6.6)
где d2и h1 – средний диаметр и рабочая высота профиля резьбы; z – число витков; [p] – допускаемое контактное давление; Fa – осевая сила.
Допускаемые напряжения для пар материалов винт – гайка: закаленная сталь – бронза [p]=10-13 МПа, незакаленная сталь и бронза [p]=8-10 МПа. Для механизмов точных перемещений значение [p] принимает в 2-3 раза меньше, чем для механизмов общего назначения.
Заменив в приведенной выше формуле z на h/p2, где р1 – шаг резьбы, h – высота витка и обозначив jH=h/d2 – коэффициент высоты гайки, jh=h1/p – коэффициент рабочей высоты профиля резьбы, получим формулу для проектировочного расчета передачи
. (6.7)
Принимают jh=0,5 для трапецеидальной и jh=0,75 для упорной резьбы, jH=1,2 - 1,25 для целевых гаек и jH=2,5-3,5 для разъемных гаек. Длину винта выбирают конструктивно в зависимости от требуемого перемещения l. Наружный диаметр гайки D определяют из условия прочности ее тела на растяжение и кручение
, (6.8)
где k=1.25 для трапецеидальных и k=1.2 для прямоугольных и метрических резьб; [sp] – допускаемое напряжение на растяжение для бронзы равное 34¸44 МПа.
6.3. Расчет на прочность цилиндрических и конических зубчатых передач
Определение контактной прочности рабочих поверхностей зубьев производят в полюсе зацеплений П (рис. 9). Контакт зубьев рассматривают как контакт двух цилиндров с радиусами r1 и r2, а формулу (65) записывают в виде m1»m2»m:
, (6.9)
где для прямозубых передач нормальная нагрузка:
, (6.10)
где KИ, KH, KN – коэффициенты нагрузки учитывающие соответственно распределение нагрузки между зубьями (для прямозубых KИ = 1), неравномерность распределения нагрузки по ширине зубчатого венца и дополнительные динамические нагрузки; l – суммарная длина контактных линий, зависящая от коэффициентов торцевого перекрытия e и ширины венца колес b2(при однопарном зацеплении) и 2b2 (для двухпарного зацепления).
При расчете l определяют по формуле:
, где . (6.11)
Приведенный радиус кривизны:
, (6.12)
где r1=d1/2×sinaw и r2=d1×U/2×sinaw – радиусы эвольвентных профилей зубьев. Подставив значения q и rпр в формулу (6.12) и заменив sinaw×cosaw= sin2aw/2 получим:
, (6.13)
где ZM= – коэффициент, учитывающий механические свойства материала сопряженных зубчатых колес, для стальных равный ZM=275 H1/2 мм, ZH= – коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев в полюсе П, при aw=200, ZH=1,76; Z – коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий, для прямозубых передач Z»0,9.
Учитывая, что Ft=2T2/d2, где d2=2awu/(u+1) и заменив d1=d2/u1, K»1 получим формулу проверочного расчета прямозубых передач:
, (6.14)
где sN и [s N] – расчетное и допускаемые контактные напряжения, Н/мм2; Т – Н×мм; awи b2 – мм.
Учитывая, что b2=jba× aw, получим формулу проектировочного расчета прямозубых передач
, (6.15)
Рассчитанные значения aw (мм) выбирают из ряда: 20; 30; 40; 50; 62; 80; 100; 125; 140; 160; 180; 200; 324; 250; 280; 315; 355; 400 и т.д.
Поскольку для зубчатых колес используют не только сталь, но и другие материалы выражение для aw принимает следующий вид
, (6.16)
где Eпр – приведенный модуль.
Обычно принимают значения KHV »1,25, KHP »1.
Далее, рассматривая зуб как консольную балку, определяют напряжение изгиба в опасном сечении по формуле /1,2/
, (6.17)
где sf и [sf] – расчетное и допускаемое напряжение изгиба, Н/мм; Ft – окружная сила; m – модуль, мм; Yf – коэффициент формы зуба, безразмерная величина, зависящая от числа зубьев Z; Kf, KfV – коэффициенты, учитывающие неравномерность распределения нагрузки по ширине зубчатого венца и дополнительной динамической нагрузки в зацеплении.
При твердости материала хотя бы одного из колес меньше 350 НВ и скорости V£15 м/с, что практически наблюдается для большинства зубчатых передач РЭС, принимают KN=1,0; Kf=1,0; KfV=1,4. Значения для зубчатых колес без смещения равны /7/ (табл. 6.1).
Таблица 6.1
Значения Yf
Z
Yf
4,27
4,07
3,98
3,92
3,88
3.8
Z
>100
Yf
3,75
3,7
3,65
3,6
3,6
3,6
Из–за меньшего числа зубьев зуб шестерни у основания более тонкий, чем у колеса, что отражено в большем значении Yf. Для обеспечения примерно равной прочности зубьев шестерки и колеса на изгиб, шестерню делают из более прочного материала, чем колесо. Зубья шестерни и колеса будут иметь примерно равную прочность при условии: [sf]1/ Yf »[sf2]/ Yf2. Модуль зубьев m определяют расчетом на изгиб исходя из межосевого расстояния aw, полученного из условия контактной прочности. В этом случае, заменяя Ft=2T2/d2, где d2=2awu/(u+1), получим для модуля следующее выражение:
. (6.18)
В формулу (6.18) вместо [sf] подставляют меньшее из значений [sf1] и [sf2]. Полученное значение модуля округляют в большую сторону до стандартного. Формула (6.18) является основной для определения m прямозубых передач, рассчитываемых на контактную прочность. При этом обеспечивается примерно равная контактная и изгибная прочность зубьев.
Допускаемые контактные напряжения определяют по формуле (Н/мм2 или МПа)
, (6.19)
где sHO – предел контактной выносливости рабочих поверхностей зубьев, соответствующий базе испытаний (числу циклов перемены напряжений); [SH] – допускаемый коэффициент безопасности, равный [SH]=1,1 при однородной структуре материала (нормализация, улучшение, объемная закалка) и [SH]=1,2 при неоднородной структуре (поверхностная закалка, цементация, азотирование); KHl – коэффициент долговечности, учитывающий влияние срока службы и режима нагрузки:
, (6.20)
где N=60nt – расчетное число циклов нагружения на весь срок службы, n – частота вращения колес (об/мин), t – срок службы (ч).
Обычно при длительной работе передачи выбирают KHl»1. При расчете цилиндрических прямозубых передач в качестве допускаемого контактного напряжения [sH1], [sH2] принимают [sH] того зубчатого колеса, для которого оно меньше, как правило, это [sH2], т.е. [sH]= [sH2]. Допускаемое напряжение изгиба [sf], Н/мм2, определяют из соотношения:
, (6.21)
где sfo – предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий базе испытаний; [Sf] – допускаемый коэффициент безопасности , равный [Sf]=1,75 для колес, изготовленных из подковок и штамповок, [Sf]=2,3 из литых заготовок; KfC – коэффициент, учитывающий влияние приложения нагрузки, KfC=1 при одностороннем приложении нагрузки (передача не реверсная) и KfC=0,7¸0,8 при двустороннем приложении нагрузки (передача реверсная); Kfl– коэффициент долговечности; при твердости £350 НВ 1£ Kfl = <2,1; при твердости ³350 НВ его значение лежит в пределах 1£ Kfl £ 1,63; при длительно работающей передаче выбирают Kfl = 1.
Пределы контактной и изгибной выносливости зубьев определяют из табл. 6.2
Таблица 6.2
Значения sHO и sfo
Термообработка
Марка сталей
sHO, Н/мм2
sfo, Н/мм2
Нормализация,
Улучшение
35;45; 40X; 40XH;
35XH
2HB + 70
1,8 HB
Закалка ТВЧ по
Контуру зубьев
40X; 40XH; 35XМ;
45XЦ
17HRCэ +200
Закалка ТВЧ сквозная (m<3мм).
Цементация и закалка.
20X;20XH2M;
18XГТ
23HRCэ
Расчет на прочность начинают с выбора материала, условий термообработки и способов изготовления колес, а затем находят [sH1],[sH2], [sf1] [sf2], задаваясь наименьшим [sH] и [sf] определяют aw и m. Далее, округляя эти значения до стандартных awc и mc рассчитывают и проверяют условия прочности (6.14) и (6.17) для стандартных awc и mc.
Если условия прочности выполняются, то расчет закончен, если не выполняется, то изменяют материал и условия термообработки.
Допускаемые контактные напряжения для колес, изготовленных из латуней и бронз определяются выражениями [sH] » 0,9×sb, где sb – предел прочности на растяжение и [sf] = (0,20¸0,25)× sb.
При проверочном расчете конических прямозубых передач сначала определяют внешний делительный диаметр колеса по формуле /7/
. (6.22)
Значения d12 регламентированы ГОСТ 12289-76. При известном d12 формула проверочного расчета прямозубых конических передач на контактную прочность имеет вид
, (6.23)
где [sH] и sH – допустимое и расчетное контактное напряжения, Н/мм2; T2 – крутящий момент Н×мм, d12 – мм. Коэффициент динамической нагрузки при твердости поверхности зубьев колеса £ 350 НВ равен KHV=1,2 при ³ 650 НВ, значение KHV=1,1.
Коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине зубчатого венца KHсоставляет KH»1,01¸1,02 /7/. Внешний окружной модуль определяют расчетом на изгиб по формуле
, (6.24)
где vf– коэффициент вида конических колес, для прямозубых колес vf=0,85; Kr=1,0 для колес с прямыми зубьями; b – ширина зубчатого венца.
Полученное значение m можно округлить до стандартного.
Затем определяется эквивалентное число зубьев шестерни и колеса:
;
и для них находится коэффициент формы зуба Yf1и Yf2 (табл. 4).
6.4. Расчет на прочность червячных передач
Расчет на контактную прочность зубьев червячного колеса проводят по аналогии с расчетом зубчатых передач по формуле (6.10), в которой величина нормальной нагрузки q на единицу длинны контактных линий колеса и червяка равна:
. (6.25)
В осевом сечении витки червяка имеют профиль прямообочной рейки с радиусом кривизны r1 = w, поэтому приведенный радиус кривизны rпр червячной пары равен кривизне профиля червячного колеса в полюсе зацепления и определяется выражением
. (6.26)
Приведенный модуль упругости Епр=2Е1×Е2/ Е1+Е2, где Е1=2,1×105МПа – модуль упругости стального колеса и Е2=0,98×105МПа – модуль упругости бронзового колеса. В связи с этим приведенный модуль равен Епр=1,33×105МПа, принимая коэффициент Пуассона равным m1»m2=0,3. Подставив выражения для q, rпр, Eпр в формулу (6.10) после преобразования получают формулу проверочного расчета на контактную прочность /7/
, (6.27)
где sH2 и [sH2] – расчетное и допускаемое контактные напряжения в зубьях колес, Н/мм2; aw – межосевое расстояние, мм; T2 – вращающий момент на червячном колесе, Н×мм.
Решив это уравнение относительно aw получаем формулу проектировочного расчета червячных передач
, (6.28)
где KH=K×KV, величина К – коэффициент концентрации нагрузки, близкой к единице К»1,0; КV – коэффициент динамической нагрузки, зависящий от окружной скорости червячного колеса V2. Окружную скорость V2 рассчитывают по формуле
, (6.29)
где n1 – частота вращения червяка; U – передаточное число; d2 – делительный диаметр колеса.
Для окружной скорости червячного колеса V2£ 3 м/с принимают КV=1, а при V2>3 м/с принимают КV=1,1¸1,3. Далее определяют прочность зубьев червячного колеса на изгиб
, (6.30)
где коэффициент формы зуба Yf2 выбирают в зависимости от эквивалентного числа зубьев колеса zv2=z2/cos3g
Таблица 6.3
Значения параметра Yf2
zv2
Yf2
1,8
1,76
1,71
1,64
1,61
1,56
zv2
>100
Yf2
1,48
1,45
1,4
1,34
1,3
1,3
Коэффициент нагрузки равен Кf»1,0.Допускаемые контактные напряжения для колес из оловянных бронз (Бр010Ф1 и др.) определяют из условия
, (6.31)
где [sH0] =0,9b – допускаемое контактное напряжение при числе циклов перемены напряжений NH=107; sb – предел прочности бронзы при растяжении; Cv – коэффициент износа зубьев колеса зависит от скорости скольжения
(м /с):(6.32)
Таблица 6.4
Значения скорости Cv
Vs, м/с…£
³8
Cv
1.33
1.21
1.11
1.02
0.95
0.88
0.82
0.8
KHl – коэффициент долговечности равный , если N2>25×107, то KHl=0,67. Обычно при полном ресурсе службы t=20000 ч. n1»100 об/мин, KHl=0,76.
Допускаемые контактные напряжения для колес из оловянных бронз, латуней (БрА9ЖЗЛ, ЛЦ23А6Ж3Мц2) рассчитывают sH2=300-25×Vs (для бронз) и sH2=375-25×Vs (для латуней), они зависят от скорости скольжения Vs. Допускаемые напряжения изгиба при нереверсивной передаче (зубья работают одной стороной) для всех марок бронз и латуней
, (6.33)
где sТ – предел текучести; sb – предел прочности; – коэффициент долговечности при расчете на изгиб, Nz2 – число циклов нагружения зубьев колеса.
Если Nz2=106, то Kfl=1,0; при Nz2=9×107, Kfl=0,61. Обычно значение Кf1 выбирают равному последнему значению. При реверсивной передаче (зубья работают обеими сторонами) – [sf]=0,8[sf]2.
Контрольные вопросы
1. От чего зависит величина контактной прочности
фрикционных передач с жесткими дисками?
2. Как определяются максимальные напряжения для
фрикционных передач с гибкой связью?
3. От чего зависят приведенный радиус и приведеный