русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

РАСЧЕТ ЗАЦЕПЛЕНИЙ НА ПРОЧНОСТЬ


Дата добавления: 2014-09-29; просмотров: 1246; Нарушение авторских прав


 

6.1. Прочностные расчеты фрикционных передач и мальтийских механизмов

 



Основным критерием работоспособности и расчета фрикционных передач с металлическими роликами или дисками является их контактная прочность, которая зависит от значения контактных напряжений:

 



, (6.1)

 



где - приведенный модуль упругости; - приведенный радиус; - сила притяжения двух дисков; - радиусы кривизны в точках контакта; , - коэффициенты Пуассона материалов двух дисков; - модули упругости этих дисков; - ширина площадки контакта; - допускаемое контактное напряжение для менее прочного из материалов этих дисков.

Наиболее распространено сочетание материалов дисков (роликов): закаленная сталь по закаленной стали; текстолит (гетинакс) по стали, бронза или латунь по стали.

Для закаленных сталей МПа, для текстолита МПа, для латуни (бронзы) по стали МПа.

Для фрикционной передачи с гибкой связью наибольшего значения напряжения достигают в сечении ремня при набегании его на малый шкаф

 



, (6.2)

 



где - модуль упругости ремня ; - его толщина; - вращающий момент на валу, диаметром ; - площадь поперечного сечения гибкой связи; s0 =F0/S- напряжение предварительного натяжения, равное для резинотканевых s0 =1,8 МПа ремней, для синтетических s0 =10 МПа, для клиновых s0=1,2-1,5 МПа.

Модуль упругости равен МПа для резинотканевых, для капроновых МПа, для клиновых МПа.

Условие (65) используют для определения межосевого расстояния фрикционной передачи /2/:

 



(6.3)

 



Знак «плюс» ставится при внешнем контакте катков , а знак «минус» - при внутреннем, считая и , а ширина диска , где - коэффициент ширины ролика. При известном межосевом расстоянии диаметры катков находят из очевидных формул:

 



(6.4)

 



(6.5)

 



Уточнив геометрические параметры передачи, определяют и проверяют условие (6.1). Расчет на прочность мальтийского механизма проводят аналогично, рассматривая кривизну замков креста и кривошипа, и выбирая им соответствующие материалы.

 



6.2. Износостойкость механизма винт–гайка

 



Расчет сводится к определению фактического среднего контактного напряжения (давления) P между ветками винта и гайки и сравнению его с допускаемым [p].

Условие износостойкости в предложении равномерного распределения нагрузки по виткам резьбы равно

 



, (6.6)

 



где d2 и h1 – средний диаметр и рабочая высота профиля резьбы; z – число витков; [p] – допускаемое контактное давление; Fa – осевая сила.

Допускаемые напряжения для пар материалов винт – гайка: закаленная сталь – бронза [p]=10-13 МПа, незакаленная сталь и бронза [p]=8-10 МПа. Для механизмов точных перемещений значение [p] принимает в 2-3 раза меньше, чем для механизмов общего назначения.

Заменив в приведенной выше формуле z на h/p2, где р1 – шаг резьбы, h – высота витка и обозначив jH=h/d2 – коэффициент высоты гайки, jh=h1/p – коэффициент рабочей высоты профиля резьбы, получим формулу для проектировочного расчета передачи

 



. (6.7)

 



Принимают jh=0,5 для трапецеидальной и jh=0,75 для упорной резьбы, jH=1,2 - 1,25 для целевых гаек и jH=2,5-3,5 для разъемных гаек. Длину винта выбирают конструктивно в зависимости от требуемого перемещения l. Наружный диаметр гайки D определяют из условия прочности ее тела на растяжение и кручение

, (6.8)

 



где k=1.25 для трапецеидальных и k=1.2 для прямоугольных и метрических резьб; [sp] – допускаемое напряжение на растяжение для бронзы равное 34¸44 МПа.

 



6.3. Расчет на прочность цилиндрических и конических зубчатых передач

 



Определение контактной прочности рабочих поверхностей зубьев производят в полюсе зацеплений П (рис. 9). Контакт зубьев рассматривают как контакт двух цилиндров с радиусами r1 и r2, а формулу (65) записывают в виде m1»m2»m:

 



, (6.9)

 



где для прямозубых передач нормальная нагрузка:

 



, (6.10)

 



где KИ, KH, KN – коэффициенты нагрузки учитывающие соответственно распределение нагрузки между зубьями (для прямозубых KИ = 1), неравномерность распределения нагрузки по ширине зубчатого венца и дополнительные динамические нагрузки; l – суммарная длина контактных линий, зависящая от коэффициентов торцевого перекрытия e и ширины венца колес b2 (при однопарном зацеплении) и 2b2 (для двухпарного зацепления).

При расчете l определяют по формуле:

 



, где . (6.11)

 



Приведенный радиус кривизны:

 



, (6.12)

 



где r1=d1/2×sinaw и r2=d1×U/2×sinaw – радиусы эвольвентных профилей зубьев. Подставив значения q и rпр в формулу (6.12) и заменив sinaw×cosaw= sin2aw/2 получим:

 



 



, (6.13)

 



где ZM= – коэффициент, учитывающий механические свойства материала сопряженных зубчатых колес, для стальных равный ZM=275 H1/2 мм, ZH= – коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев в полюсе П, при aw=200, ZH=1,76; Z – коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий, для прямозубых передач Z»0,9.

Учитывая, что Ft=2T2/d2, где d2=2awu/(u+1) и заменив d1=d2/u1, K»1 получим формулу проверочного расчета прямозубых передач:

 



, (6.14)

 



где sN и [s N] – расчетное и допускаемые контактные напряжения, Н/мм2; Т – Н×мм; aw и b2мм.

Учитывая, что b2=jba× aw, получим формулу проектировочного расчета прямозубых передач

 



, (6.15)

 



Рассчитанные значения aw (мм) выбирают из ряда: 20; 30; 40; 50; 62; 80; 100; 125; 140; 160; 180; 200; 324; 250; 280; 315; 355; 400 и т.д.

Поскольку для зубчатых колес используют не только сталь, но и другие материалы выражение для aw принимает следующий вид

 



, (6.16)

 



где Eпр – приведенный модуль.

Обычно принимают значения KHV »1,25, KHP »1.

Далее, рассматривая зуб как консольную балку, определяют напряжение изгиба в опасном сечении по формуле /1,2/

 



, (6.17)

 



где sf и [sf] – расчетное и допускаемое напряжение изгиба, Н/мм; Ft – окружная сила; m – модуль, мм; Yf – коэффициент формы зуба, безразмерная величина, зависящая от числа зубьев Z; Kf, KfV – коэффициенты, учитывающие неравномерность распределения нагрузки по ширине зубчатого венца и дополнительной динамической нагрузки в зацеплении.

При твердости материала хотя бы одного из колес меньше 350 НВ и скорости V£15 м/с, что практически наблюдается для большинства зубчатых передач РЭС, принимают KN=1,0; Kf=1,0; KfV=1,4. Значения для зубчатых колес без смещения равны /7/ (табл. 6.1).

 



Таблица 6.1

Значения Yf

 



Z
Yf 4,27 4,07 3,98 3,92 3,88 3.8
Z >100
Yf 3,75 3,7 3,65 3,6 3,6 3,6

 

Из–за меньшего числа зубьев зуб шестерни у основания более тонкий, чем у колеса, что отражено в большем значении Yf. Для обеспечения примерно равной прочности зубьев шестерки и колеса на изгиб, шестерню делают из более прочного материала, чем колесо. Зубья шестерни и колеса будут иметь примерно равную прочность при условии: [sf]1/ Yf »[sf2]/ Yf2. Модуль зубьев m определяют расчетом на изгиб исходя из межосевого расстояния aw, полученного из условия контактной прочности. В этом случае, заменяя Ft=2T2/d2, где d2=2awu/(u+1), получим для модуля следующее выражение:

 



. (6.18)

 



В формулу (6.18) вместо [sf] подставляют меньшее из значений [sf1] и [sf2]. Полученное значение модуля округляют в большую сторону до стандартного. Формула (6.18) является основной для определения m прямозубых передач, рассчитываемых на контактную прочность. При этом обеспечивается примерно равная контактная и изгибная прочность зубьев.

Допускаемые контактные напряжения определяют по формуле (Н/мм2 или МПа)

 



, (6.19)

 



где sHO – предел контактной выносливости рабочих поверхностей зубьев, соответствующий базе испытаний (числу циклов перемены напряжений); [SH] – допускаемый коэффициент безопасности, равный [SH]=1,1 при однородной структуре материала (нормализация, улучшение, объемная закалка) и [SH]=1,2 при неоднородной структуре (поверхностная закалка, цементация, азотирование); KHl – коэффициент долговечности, учитывающий влияние срока службы и режима нагрузки:

 



, (6.20)

 



где N=60nt – расчетное число циклов нагружения на весь срок службы, n – частота вращения колес (об/мин), t – срок службы (ч).

Обычно при длительной работе передачи выбирают KHl»1. При расчете цилиндрических прямозубых передач в качестве допускаемого контактного напряжения [sH1], [sH2] принимают [sH] того зубчатого колеса, для которого оно меньше, как правило, это [sH2], т.е. [sH]= [sH2]. Допускаемое напряжение изгиба [sf], Н/мм2, определяют из соотношения:

 



, (6.21)

 



где sfo – предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий базе испытаний; [Sf] – допускаемый коэффициент безопасности , равный [Sf]=1,75 для колес, изготовленных из подковок и штамповок, [Sf]=2,3 из литых заготовок; KfC – коэффициент, учитывающий влияние приложения нагрузки, KfC=1 при одностороннем приложении нагрузки (передача не реверсная) и KfC=0,7¸0,8 при двустороннем приложении нагрузки (передача реверсная); Kfl – коэффициент долговечности; при твердости £350 НВ 1£ Kfl = <2,1; при твердости ³350 НВ его значение лежит в пределах 1£ Kfl £ 1,63; при длительно работающей передаче выбирают Kfl = 1.

Пределы контактной и изгибной выносливости зубьев определяют из табл. 6.2

 



Таблица 6.2

Значения sHO и sfo

 



Термообработка Марка сталей sHO, Н/мм2 sfo, Н/мм2
Нормализация, Улучшение 35;45; 40X; 40XH; 35XH 2HB + 70 1,8 HB
Закалка ТВЧ по Контуру зубьев 40X; 40XH; 35XМ; 45XЦ 17HRCэ +200
Закалка ТВЧ сквозная (m<3мм). Цементация и закалка.     20X;20XH2M; 18XГТ     23HRCэ  

 

Расчет на прочность начинают с выбора материала, условий термообработки и способов изготовления колес, а затем находят [sH1],[sH2], [sf1] [sf2], задаваясь наименьшим [sH] и [sf] определяют aw и m. Далее, округляя эти значения до стандартных awc и mc рассчитывают и проверяют условия прочности (6.14) и (6.17) для стандартных awc и mc.

Если условия прочности выполняются, то расчет закончен, если не выполняется, то изменяют материал и условия термообработки.

Допускаемые контактные напряжения для колес, изготовленных из латуней и бронз определяются выражениями [sH] » 0,9×sb, где sb – предел прочности на растяжение и [sf] = (0,20¸0,25)× sb.

При проверочном расчете конических прямозубых передач сначала определяют внешний делительный диаметр колеса по формуле /7/

 



. (6.22)

 



Значения d12 регламентированы ГОСТ 12289-76. При известном d12 формула проверочного расчета прямозубых конических передач на контактную прочность имеет вид

 



, (6.23)

 



где [sH] и sH – допустимое и расчетное контактное напряжения, Н/мм2; T2 – крутящий момент Н×мм, d12 – мм. Коэффициент динамической нагрузки при твердости поверхности зубьев колеса £ 350 НВ равен KHV=1,2 при ³ 650 НВ, значение KHV=1,1.

Коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине зубчатого венца KH составляет KH»1,01¸1,02 /7/. Внешний окружной модуль определяют расчетом на изгиб по формуле

 



, (6.24)

 



где vf – коэффициент вида конических колес, для прямозубых колес vf=0,85; Kr=1,0 для колес с прямыми зубьями; b – ширина зубчатого венца.

Полученное значение m можно округлить до стандартного.

Затем определяется эквивалентное число зубьев шестерни и колеса:

 



;

 



и для них находится коэффициент формы зуба Yf1 и Yf2 (табл. 4).

 



6.4. Расчет на прочность червячных передач

 



Расчет на контактную прочность зубьев червячного колеса проводят по аналогии с расчетом зубчатых передач по формуле (6.10), в которой величина нормальной нагрузки q на единицу длинны контактных линий колеса и червяка равна:

 



. (6.25)

 



В осевом сечении витки червяка имеют профиль прямообочной рейки с радиусом кривизны r1 = w, поэтому приведенный радиус кривизны rпр червячной пары равен кривизне профиля червячного колеса в полюсе зацепления и определяется выражением

 



. (6.26)

 



Приведенный модуль упругости Епр=2Е1×Е2/ Е12, где Е1=2,1×105 МПа – модуль упругости стального колеса и Е2=0,98×105 МПа – модуль упругости бронзового колеса. В связи с этим приведенный модуль равен Епр=1,33×105 МПа, принимая коэффициент Пуассона равным m1»m2=0,3. Подставив выражения для q, rпр, Eпр в формулу (6.10) после преобразования получают формулу проверочного расчета на контактную прочность /7/

 



, (6.27)

 



где sH2 и [sH2] – расчетное и допускаемое контактные напряжения в зубьях колес, Н/мм2; aw – межосевое расстояние, мм; T2 – вращающий момент на червячном колесе, Н×мм.

Решив это уравнение относительно aw получаем формулу проектировочного расчета червячных передач

 



 



, (6.28)

 



где KH=K×KV, величина К – коэффициент концентрации нагрузки, близкой к единице К»1,0; КV ­– коэффициент динамической нагрузки, зависящий от окружной скорости червячного колеса 2. Окружную скорость 2 рассчитывают по формуле

 



, (6.29)

 



где n1 – частота вращения червяка; U – передаточное число; d2 – делительный диаметр колеса.

Для окружной скорости червячного колеса V2£ 3 м/с принимают КV=1, а при V2>3 м/с принимают КV=1,1¸1,3. Далее определяют прочность зубьев червячного колеса на изгиб

 



, (6.30)

 



где коэффициент формы зуба Yf2 выбирают в зависимости от эквивалентного числа зубьев колеса zv2=z2/cos3g

Таблица 6.3

Значения параметра Yf2

 



  zv2
  Yf2 1,8 1,76 1,71 1,64 1,61 1,56
zv2 >100
Yf2 1,48 1,45 1,4 1,34 1,3 1,3

 

Коэффициент нагрузки равен Кf»1,0.Допускаемые контактные напряжения для колес из оловянных бронз (Бр010Ф1 и др.) определяют из условия

 



, (6.31)

 



где [sH0] =0,9b – допускаемое контактное напряжение при числе циклов перемены напряжений NH=107; sb – предел прочности бронзы при растяжении; Cv­ – коэффициент износа зубьев колеса зависит от скорости скольжения

 



(м /с):(6.32)

 



 



Таблица 6.4

Значения скорости Cv

 



Vs, м/с…£ ³8
Cv 1.33 1.21 1.11 1.02 0.95 0.88 0.82 0.8

 

 



KHl – коэффициент долговечности равный , если N2>25×107, то KHl=0,67. Обычно при полном ресурсе службы t=20000 ч. n1»100 об/мин, KHl=0,76.

Допускаемые контактные напряжения для колес из оловянных бронз, латуней (БрА9ЖЗЛ, ЛЦ23А6Ж3Мц2) рассчитывают sH2=300-25×Vs (для бронз) и sH2=375-25×Vs (для латуней), они зависят от скорости скольжения Vs. Допускаемые напряжения изгиба при нереверсивной передаче (зубья работают одной стороной) для всех марок бронз и латуней

 



, (6.33)

 



где sТ – предел текучести; sb – предел прочности; – коэффициент долговечности при расчете на изгиб, Nz2 – число циклов нагружения зубьев колеса.

Если Nz2=106, то Kfl=1,0; при Nz2=9×107, Kfl=0,61. Обычно значение Кf1 выбирают равному последнему значению. При реверсивной передаче (зубья работают обеими сторонами) – [sf]=0,8[sf]2.

Контрольные вопросы

 



1. От чего зависит величина контактной прочности

фрикционных передач с жесткими дисками?

2. Как определяются максимальные напряжения для

фрикционных передач с гибкой связью?

3. От чего зависят приведенный радиус и приведеный

модуль при расчете контактных напряжений?

4. Объясните методику расчета на контактную и

изгибную прочность цилиндрических прямозубых передач?

5. Как производится расчет на контактную и

изгибную прочность конических зубчатых передач?

6. Чем отличается расчет контактных напряжений

для червячных механизмов и для прямозубчатых передач?

7. Как производится расчет на контактную и

изгибную прочность червячных зубчатых механизмов?

8. Каким образом определяются допускаемые

контактные и изгибные напряжения для зубчатых стальных колес?

9. Как рассчитываются допускаемые контактные и

изгибные напряжения для червячной зубчатой передачи?

10. От чего зависит скорость скольжения червячного

колеса и как она влияет на величину контактных напряжений?

11. Каким образом определяются допускаемые

контактные и изгибные напряжения для зубчатых колес, изготовленных из латуни, алюминиевых сплавов и пластмасс?

12. Как определяется коэффициент долговечности в

зависимости от твердости стальных зубчатых колес?

13. Каким образом рассчитываются пределы

контактной и изгибной выносливости и как влияет термообработка на значение этих величин?

 





<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
СИЛОВОЙ РАСЧЕТ МЕХАНИЗМОВ | РАСЧЕТ НА ПРОЧНОСТЬ ВАЛОВ И ОСЕЙ МЕХАНИЗМА


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.015 сек.