Научные исследования, особенно прикладного характера, выполняются с целью разработки новых технологий, техники, организации производства и труда и получения на этой основе снижения материальных и трудовых затрат, повышения качества выпускаемой продукции и услуг, увеличения прибыли предпринимателей.
Переход экономики на рыночные отношения формирует социальную потребность в новейших достижениях науки, так как они в основном обеспечивают повышение производительности труда и увеличение объема конкурентоспособной продукции.
Производственники начинают понимать, что в новых социально-экономических условиях могут выжить только те предприятия, которые создают лучшие условия для развития науки и быстро осваивают ее достижения в производственной практике. Поэтому понятие «внедрение научных исследований» постепенно наполняется новым смыслом. Оно классифицируется по двум признакам: форме материального внедрения и рабочей функции внедряемого объекта.
Внедрение – это передача в производство или использование научной продукции, которая обеспечивает технический, экономический или социальный эффект. Этот процесс состоит из этапов: исследовательско-производственного внедрения и серийного производства.
Первый обусловлен тем, что как бы тщательно ни были проработаны рекомендации научно-исследовательских работ, они не могут учесть разные, в том числе и случайные, факторы, которые действуют в фактических условиях производства вообще и на конкретном предприятии в частности. В такой же степени это относится к новым материалам и технологическим процесса. Этап внедрения требует больших финансовых затрат, он весьма трудоемок при изготовлении исследовательских образцов, которые часто требуют доработки и переработки.
На основе результатов исследовательской производственной проверки оценивается технико-экономическая эффективность внедряемых образцов. При этом особое внимание уделяется эксплуатационным показателям их качества, надежности, долговечности, себестоимости, технологичности изготовления и эксплуатации, необходимости переоборудования производственных предприятий и возможности серийного производства. Результаты испытаний оформляются актом.
После завершения первого этапа начинается второй – серийное производство.
Государственная система внедрения включает три уровня: государственный, отраслевой, производственных организаций.
На государственном уровне разрабатываются законодательные акты по использованию результатов НИР и охране прав творцов новой техники, технологии, материалов, осуществляется регистрация открытий и изобретений как в стране, так и за рубежом, решается вопрос продления лицензий и патентов.
Отраслевые министерства и ведомства выполняют роль планирующих и контролирующих органов за работой отраслевых НИИ, лабораторий, внедренческих организаций и отделов на предприятиях.
Функционируют научно-производственные объединения и учебно-исследовательско-производственные комплексы, в основу деятельности которых положен программно-целевой метод организации и планирования НИР по схеме: проблемы – цели – программы – ресурсы – конечный результат.
Для ускорения практического использования результатов научно-исследовательских работ разработчики заключают с организациями и предприятиями хозяйственные договоры на их внедрение, обеспечивают авторский надзор, участие разработчиков в конструкторской и технологической доработке.
По данным некоторых зарубежных исследователей, из ста фундаментальных разработок явно положительным результатом заканчивается одна десятая часть работ, из поисковых – половина, из прикладных и проектно-конструкторских – не более 20 %. Тем не менее вложения (инновации) в науку примерно в три раза эффективнее инвестирования в простое воспроизводство.
Различают экономический, научно-технический, оборонный и социальный эффект от внедрения научно-исследовательских работ.
Экономический характеризуется выраженной в стоимостных показателях экономией живого и овеществленного труда в общественном производстве, которая получена от внедрения результатов НИР, по сравнению с затратами на выполнение исследований.
Под научно-техническим эффектом понимается расширение знаний об окружающей среде: выявление новых фактов, связей, закономерностей, открытие законов, разработка новых материалов, оборудования, технологий, которые способствуют дальнейшему развитию науки и техники.
Оборонный эффект – создание новых технических, технологических и организационных систем, которые повышают безопасность государства.
Социальный эффект проявляется в изменении содержания, характера и условий труда, повышении уровня и качества жизни народа, его общеобразовательного и профессионального уровня, в развитии культуры, науки, охраны здоровья и труда, техники безопасности, улучшении экологических условий и т.п.
Для прикладных наук, как правило, определяющим является экономический эффект, который определяется уменьшением совокупных затрат на производство продукции в той отрасли, где внедряется завершенное научное исследование.
В зависимости от стадии выполнения работы различают следующие виды экономического эффекта
· предшествующий – на стадии технико-экономического обоснования целесообразности исследования. Он рассчитывается в общих показателях на определенный объем внедрения;
· ожидаемый – на стадии проведения научного исследования. Он рассчитывается на основании прогнозирования времени внедрения полученных результатов в производство на период использования полученных результатов (до 10 лет от начала их внедрения);
· фактический – после внедрения научных результатов в производство и имеет конкретный результат. Его расчет ведется по фактическим затратам на исследование и внедрение с учетом экономических показателей работы отрасли, где эти научные разработки будут внедрены.
Потенциальный экономический эффект определяется по общим показателям на возможный объем внедрения. Он служит информацией и обоснованием целесообразности широкого внедрения результатов в производство.
Ожидаемый экономический эффект рассчитывается при выборе перспективности темы исследований математическим и экспертным методами [6].
Математический метод основывается на использовании системы показателей, которые определяют перспективность исследования. В прикладных темах ожидаемый экономический эффект рассчитывается по формуле:
, (4.1)
где V – объем продукции после внедрения результатов темы;
С – стоимость единицы продукции, грн.;
Рн– вероятность научного успеха в разработке темы;
Рв – вероятность внедрения научной разработки;
Т – продолжительность производственного внедрения в годах;
Зн, Зд, З р – затраты соответственно на научное исследование, на исследовательское и промышленное освоение, ежегодные затраты на производство продукции, грн.
Показатель перспективности научной темы может быть определен и по формуле
, (4.2)
где Ео – общий ожидаемый экономический эффект, грн.;
Рр – вероятность риска.
Величины Рн, Рв, Рр устанавливаются на основе прогнозирования.
Фундаментальные исследования начинают давать эффект только через определенный период после начала работ. Их результат может быть использован в различных отраслях общественного производства, даже в тех, где и не ожидалось получение эффекта. Поэтому оценка фундаментальных исследований производится на основе качественных показателей:
· возможности широкого использования результатов исследования в различных отраслях общественного производства;
· новизны явлений, которая содействует проведению принципиально актуальных исследований;
· вклада в безопасность, обороноспособность страны;
· сохранения окружающей среды;
· приоритета отечественной науки и ее международного признания.
При проведении научных исследований экономический эффект рассчитывается по таким направлениям:
· создание новых технологий, средств производства, комплекса машин для отраслей общественного производства;
· совершенствование уровня организации, управления и производства;
· изучение социальных проблем.
Большое значение при определении эффекта научных исследований имеет фактор времени – от их начала до использования результатов в производстве.
Для оценки эффективности научных исследований необходима система показателей, которая включает:
· репрезентативность (представительность) – количество показателей должно быть достаточным для описания научной деятельности, и каждый из них должен наиболее полно отражать работу в этом направлении;
· аддитивность – показатели должны быть непротиворечивыми один другому и взаимонезависимыми;
· однозначность – показатели должны быть выражены так, чтобы не допускать двойного толкования и уменьшать вероятность возникновения ошибок;
· сопоставимость – показатели должны обеспечивать возможность объективного их сопоставления во времени и с показателями других научных подразделений;
· контролируемость – показатели должны рассчитываться по статистическим данным, которые подвергаются контролю.
Эффективность научно-исследовательской работы, коллектива (НИИ, КБ, отдела, кафедры вуза) может оцениваться:
§ количеством внедренных научных тем;
§ количеством полученных авторских свидетельств и патентов;
§ количеством проданных лицензий и объемом выручки от них;
§ производительностью труда, определяемой из отношения стоимости НИР за год к среднесписочной численности работников основного и вспомогательного персонала.
Одним из показателей оценки эффективности научных работ и авторов, особенно на Западе, является их цитируемость, т.е. число ссылок на эти работы и их авторов в работах других исследователей. У нас этот показатель используется весьма редко, но в перспективе он должен стать одним из основных, так как характеризует полученный результат, даже если он отрицательный.
Большой вклад в научные исследования должны и могут внести научно-педагогические работники вузов III и IV уровней аккредитации, в которых сосредоточено в настоящее время более двух третей всего научного персонала страны. Выполняя научно-исследовательские работы за счет госбюджетного или хоздоговорного финансирования, они не только способны успешно решать крупные научные проблемы, но и использовать их в учебном процессе, привлекать к этой работе студентов старших курсов, прививая интерес и развивая способности к научным исследованиям, готовя себе смену.
Эффективность научных исследований в значительной степени зависит от профессиональной подготовки научных работников и оптимальной их расстановки по темам выполняемых НИР. Поэтому периодически должны проводиться переаттестации научных работников с целью установления степени соответствия фактического уровня профессиональных качеств требованиям, обусловливаемым занимаемой должностью. Для этого создается специальная комиссия, которая работает по четко разработанным критериям оценки труда аттестуемых.