Труд как сфера человеческой деятельности вызван сначала борьбой за выживание, а затем – стремлением к комфорту. Это только один из двигателей прогресса. Когда первые (материальные) потребности человека удовлетворены (а может быть, и ранее), просыпается второй двигатель (духовный) – любопытство и любознательность, интерес к самому себе и обществу, к окружающей природе.
Материальная (трудовая) деятельность человека направлена на производство и переработку ресурсов с целью обеспечения его существования (питанием, одеждой, жильем, транспортом) и повышения комфорта (соответствующими техническими средствами, способствующими улучшению жизнедеятельности).
К духовной сфере деятельности относятся искусство и наука, обеспечивающие интеллектуальное богатство общества. Искусство – это творческое отображение действительности. Наука – отображение действительности в количественных отношениях, математических моделях и в виде теории. Главное требование к науке – точность и однозначность отображения действительности независимо от личности, которая этим занимается.
Об особенностях и взаимоотношениях науки и искусства Виктор Гюго писал: «Наука непосредственно продвигается вперед, перечеркивая самое себя… Наука – лестница. Поэзия – взмах крыльев. Шедевр искусства рождается навеки. Данте не перечеркивает Гомера».
История развития науки насчитывает много тысячелетий. Ее первые элементы возникли еще до новой эры в связи с потребностями общественной практики и носили полуфилософский характер без деления на отдельные обособленные отрасли. В V столетии до нашей эры из системы античных наук выделяются математика, затем астрономия. Самостоятельными научными дисциплинами становятся логика и психология, зоология и ботаника, минералогия и география, эстетика, этика и политика. С развитием научных знаний и потребностей общественного производства происходит дифференциация наук.
Использование в широких масштабах сил природы, машин и механизмов в производстве превращает науку в самостоятельный фактор производственного процесса. Практические потребности общества обусловили развитие технических наук. Через технику наука стала все больше влиять на производство и превращаться в отрасль общественного производства, которая добывает для общества новую информацию, а ускоренное воспроизводство этой информации характеризует эпоху научно-технической революции.
Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний о действительности. Это одна из форм общественного сознания, включающая как деятельность по получению знаний, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира.
Непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов [6 ).
Наука – это непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов природы, общества и мышления, получаемых и превращаемых в непосредственную производительную силу общества в результате специальной деятельности людей.
Наука – это сфера непосредственного развития человеческой деятельности, основным признаком и главной функцией которой является открытие, изучение и теоретическая систематизация объективных законов об объективной деятельности с целью их практического использования.
Наука раскрывает новые явления в природе и обществе с целью использования их в практической деятельности людей. Она представляет собой:
· специфическую форму общественного мышления, основу которой составляет система знаний;
· процесс познания закономерностей объективного мира, единства эмпирических и теоретических знаний;
· отдельный вид общественного разделения труда;
· специфическую отрасль профессиональной деятельности людей, коллективов и организаций, форму «интеллектуального производства»;
· один из важнейших факторов общественного развития;
· систему знаний, которая способствует рациональной организации производственных отношений и использованию производительных сил;
· систему понятий и принципов, фактов и моделей, законов и теорий;
· систему знаний, которая развивается под влиянием законов общественной практики и внутренних законов познания;
· систему знаний объективных законов природы, общества и мышления, которые получаются и преобразуются в непосредственную производительную силу общества в результате специальной деятельности людей;
· способ предвидения последствий человеческой деятельности и определения методики принятия решений относительно этой деятельности.
Наука в современных условиях выполняет ряд конкретных функций:
- познавательную – удовлетворение потребностей людей в познании законов природы, общества и мышления;
- культурно-воспитательную – развитие культуры, гуманизация воспитания и формирование интеллекта человека;
- практически-действующую – совершенствование производства и системы социальных отношений.
Совокупность отдельных, конкретных функций формирует основную функцию науки – развитие системы знаний, которые содействуют сознанию рациональных общественных отношений и использованию производительных сил в интересах всех членов общества.
Цель науки – познание законов развития природы и общества, их влия-
ния на происходящие природные и общественные процессы на базе использо
вания накопленных знаний для получения полезных обществу результатов.
До открытия этих законы человек может только описывать явления, собирать, систематизировать факты, но ничего не может объяснить и предсказать.
Развитие науки идет от сбора фактов, их изучения и систематизации, обобщения и раскрытия отдельных закономерностей к созданию связанной, логически стройной системы научных знаний, которая позволяет объяснить уже известные факты и предсказать новые.
Формой развития науки являются научные исследования, т. е. изучение явлений и процессов, анализ влияния обслуживающих их факторов, а также изучение взаимодействия между явлениями и процессами с целью получения убедительно обоснованных и полезных для науки и практики решений. Научные исследования имеют объект, предмет, цель, на изучение которых они направлены.
Объектом исследования могут быть предмет материального мира, явление, качество, а также связи между ними.
Цель исследования – познание законов развития природы и общества и использование их для достижения результатов, полезных для общества.
Различаются фундаментальные и прикладные исследования.
Задачей фундаментальных исследований является познание законов, действующих в природе и обществе. Во многих случаях они приводят к формированию глубоких концепций, важность которых выходит далеко за пределы чисто теоретических интересов. В то же время их трудно планировать, результаты не всегда приносят непосредственную прибыль, а их внедрение может затянуться на многие десятилетия. В условиях рыночной экономики вопросы развития фундаментальных работ и внедрения результатов приобретают особую остроту.
Непосредственной целью прикладных исследований является применение результатов фундаментального характера для решения практических задач, возникающих в общественной и производственной практике. Эти исследования лучше поддаются планированию, быстрее внедряются в производство и приносят экономический эффект.
Связь и последовательность развития прикладных и фундаментальных исследований неоднозначна. Решение сложных технических проблем микроэлектроники, информатики, биотехнологии и др., имеющих прикладное значение, способствует тому, что они приобретают фундаментальный характер.
Развитие науки привело к тому, что первоначально единая область знаний разделилась на ряд специализированных областей. Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки в Украине разработана и утверждена классификация областей наук:
13.Медицинские.
14.Фармацевтические.
15.Ветеринарные.
16.Искусствоведение.
17.Архитектура.
18.Психологические.
19.Военные.
20.Национальной безопасности.
21.Социологические.
22.Политические.
23.Физическое воспитание и спорт.
24.Государственное управление и др.
Отдельные области науки образуют дисциплины, которые условно можно разделить на три большие группы (подсистемы), различающиеся по предметам и методам исследования:
· естественные (физика, химия, биология и т. д.),
· общественные (философия, история, экономика, право и др.),
· технические (радиотехника, микроэлектроника, машиностроение и др.).
Каждая из этих наук имеет несколько групп. Так, в технические науки включен, например, подраздел 05.13.00. – Информатика, вычислительная техника и автоматизация, внутри которого содержится специализация – системы и процессы управления, автоматизированные системы управления и прогрессивные информационные технологии и др. Экономические науки имеют подраздел 08.03.00. – численные методы в экономике (статистика, экономико-математическое моделирование и т. д.).
Развитие науки приводит к изменению ее структуры в направлениях интеграции и дифференциации, к появлению новых направлений.
Классификация наук имеет большое научное значение. Опираясь на предметные и методические связи научных дисциплин и их групп, она способствует направленному движению наук от эмпирического увеличения знаний к уровню теоретического синтеза, системного подхода к научным проблемам.
Классификация наук – теоретическая основа для многих сторон практической деятельности общества: организации и структуры научных организаций и их взаимоотношений; планирования научно-исследовательских работ и их взаимосвязей, особенно тех работ, которые носят комплексный характер; взаимосвязей между теоретическими исследованиями и практическими задачами общественного производства.
Важным требованием к научным исследованиям является достоверность результатов, проверяемость и повторяемость, что требует глубины и теоретической обоснованности результатов научных исследований.