русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Цель и задачи научно исследовательской работы студента


Дата добавления: 2014-09-29; просмотров: 13606; Нарушение авторских прав


 

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) – один из важнейших способов повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим образованием, которые способны творчески использовать в практической деятельности новейшие достижения научно-технического прогресса.

НИРС – это творческий, своеобразный процесс, который требует наличия и развития целого ряда способностей, умения и опыта, а именно: творческого мышления, глубокого проникновения в сущность фактов и явлений. Система НИРС была создана на основе интенсивного развития в вузах научной работы, расширения творческих связей с научно-исследовательскими институтами, предприятиями и организациями.

Переход к рыночной экономике в значительной степени меняет характер работы специалистов, а следовательно, требует соответствующих изменений в подготовке кадров. Необходимо развивать организационные навыки, умение направлять деятельность своего подразделения на совершенствование технического прогресса путем внедрения в практику новых достижений научной и технической мысли. Все это должно формироваться на студенческой скамье. Целью НИРС является развитие, использование творческого и трудового потенциала студентов для решения проблем в направлении их работы по будущей специальности. Перед НИРС ставятся следующие задачи:

· ознакомление студентов с основными направлениями развития рыночной экономики и научно-технического прогресса в отрасли, соответствующей профилю их обучения;

· овладение студентами научными методами познания, углубление и творческое усвоение изучаемого материала;

· изучение методики и способов самостоятельного решения научных технико-экономических проблем.

НИРС можно условно разделить на две составляющие:

· обязательную – подготовка рефератов и докладов, участие в научных семинарах и конференциях как в ВУЗе, так и на региональном и международном уровне, выполнение контрольных, курсовых, выпускных, дипломных и магистерских работ;



· рекомендательную – участие в научных исследованиях кафедры или преподавателей, работающих над диссертациями.

Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда ( трудов ), литературы по теме.

Курсовая работа – это самостоятельное учебно-научное исследование студента, проводимое по отдельной дисциплине или ее разделу. Она тесно связана с практическими потребностями определенной специальности. Основная цель курсовой работы – глубокое и творческое изучение одного из конкретных вопросов теории и практики профилирующей дисциплины.

Работа выполняется по заданию кафедры и направлена на совершенствование и развитие таких навыков и умений, как: поиск и отбор необходимой научной информации, анализ работы конкретного предприятия, логическое и аргументированное изложение своих мыслей, предложений, правильное оформление научно-исследовательского материала.

Выпускная работа - одна из форм обучения, направленного на развитие гибкого организационно-экономического и нестандартного мышления, умения обобщать и анализировать экономические и социальные явления, воспитания творческого исследовательского подхода при решении проблемы, которая существует в управлении организацией в рыночных условиях.

Дипломная работа – это квалификационное учебно-научное исследование студента. Оно выполняется на заключительном этапе его обучения в высшем учебном заведении, имеет комплексный характер и связана с использованием студентом знаний, умений и навыков по специальным дисциплинам.

Магистерская работа – это самостоятельная научно-исследовательская работа, которая выполняет квалификационную функцию получения научной степени магистра. Основная задача магистранта – продемонстрировать уровень своей научной квалификации, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задания.

Научно-исследовательские работы классифицируются по:

· источникам финансирования – госбюджетные и хоздоговорные с предприятиями и организациями;

· продолжительности разработки – долгосрочные (2-3 года) и краткосрочные (до 1 года);

· используемым методам исследования – теоретические, теоретико-экспериментальные и экспериментальные;

· сфере использования результатов исследования – фундаментальные и прикладные;

· стадии исследования – поисковые, научно-исследовательские и научно-производственные;

· системе исследовательских качеств объекта – комплексные и дифференцированные;

· месту проведения – лаборатория и производство;

· степени важности исследований – по заказу министерств, предприятий, организаций и по инициативе института или кафедры.

Научно-исследовательская работа студентов на кафедре выполняется во вне учебное время и включает следующие этапы.

Подготовительный - выбираются тема, объект, предмет и цель исследования, определяются его задачи. Это один из наиболее ответственных этапов всей работы. Тема должна быть увязана с основными направлениями развития отрасли и научными исследованиями, которые проводятся институтом (кафедрой). НИРС может выполняться одним или несколькими студентами. Желательно, чтобы исследования в конечном счете завершились магистерской работой, а в перспективе ее материалы были использованы при написании кандидатской диссертации.

Объект исследования – это вся совокупность отношений различных объектов теории и практики, служащая источником необходимой для исследователя информации. Это часть объективной реальности, которая на данном этапе становится предметом практической и теоретической деятельности людей.

Предмет исследования – те существенные связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, являются главными, определяющими для конкретного исследования. Это такой элемент, который включает совокупность особенностей и отношений объекта, опосредствованных субъектом (исследователем) в процессе выполнения работы с определенной целью, в конкретных условиях.

Цель работы должна быть тесно связана с названием ее темы и направлена на решение конкретного теоретического или практического вопроса, обеспечивающего повышение эффективности работы предприятия (организации).

Исходя из цели исследования, определяются его задач, которые могут включать такие составляющие:

· решение определенных теоретических вопросов, которые входят в обычную проблему исследования (например, определение сущности понятия, явления, процесса, дальнейшее их усовершенствование);

· изучение признаков, уровня функционирования, критериев эффективности, принципов и условий применения результатов исследования;

· всестороннее (включая и экспериментальное) изучение практики решения данной проблемы, установление ее типичного состояния, недостатков и трудностей, их причин, передового опыта;

· обоснование необходимых систем мероприятий для решения данной проблемы;

· экспериментальная проверка предложенной системы мероприятий относительно принятых критериев оптимальности;

· разработка методических рекомендаций и предложений для использования результатов исследований в практической работе соответствующих предприятий (организаций).

При изучении и конспектировании литературы по выбранной теме каждая цитата, пример, цифровой материал должны сопровождаться точным обозначением его автора, источника, места издания, страницы. Вся информация вносится в базу данных ПК или выписывается на одной стороне отдельных листов бумаги стандартного размера, что поможет проще ориентироваться в накапливаемом материале, его систематизации по темам и проблемам. при чтении научной литературы необходимо стремиться выделить главные положения по рассматриваемому вопросу.

В процессе систематизация собранного материала и составление плана работы выделяются отдельные разделы, посвященные самостоятельным вопросам, и подразделы, рассматривающие отдельные части каждого вопроса. Более глубокая рубрикация бывает не всегда оправдана, так как она может оказаться менее содержательной. Следует отметить, что процесс уточнения структуры научного исследования сложный и может происходить на протяжении всей работы.

Затем следует непосредственная исследовательская работа по теме, получение результатов и подтверждение их достоверности. При этом применяются различные методы исследования, комплексное использование которых может привести к наилучшим научным результатам.

Заключительный этап предусматривает корректировку введения, редактирование текста с учетом замечаний, высказанных в процессе обсуждения работы, оформление списка использованной литературы, подготовку её к защите.

При корректировке введения дополнительно обосновывается актуальность темы исследования, ее практическая значимость, уточняются объект, предмет, цель и задачи исследования, приводятся методы, с помощью которых оно проводилось, раскрываются структура работы и ее основное содержание.

Последовательность выполнения научно-исследовательской работы приведена на рис. 1.1.

 

Выбор темы исследования, формулирование целей и задач
Выбор объекта исследования
 
Разработка рабочей гипотезы
 
Установление методики проведения исследования
 
Организация сбора материалов
 
Обработка и анализ собранных материалов
 
Обоснование выводов и рекомендаций
 
Оформление результатов исследований
 
Обсуждение и рецензирование результатов исследования
 
Внедрение результатов исследований в практику
 
Расчет фактической эффективности

 

Рис.1.1. Алгоритм выполнения научно-исследовательской работы

 

Научно-исследовательская работа студентов предусматривает систематизацию, закрепление, расширение теоретических и практических знаний по специальности и использование их при решении конкретных научных, производственных и других задач. Она должна выполняться на актуальную тему, иметь достаточный теоретический уровень, носить исследовательский характер.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организация учебного процесса в высшем учебном заведении | Содержание и основные этапы подготовки выпускной и дипломной работ


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 1.035 сек.