В ряде случаев необходимо знать характер изменения не только момента, но и мощности на валу рабочей машины и электродвигателя. Рассмотрим те же самые частные случаи (рис.1. 3).
1) х = 0.
Тогда Р = МН= а.
Значение мощности на валу рабочей машины изменяется
линейно от частоты вращения.
2) х = 1. В этом случае РМ = М= = К1.
Таким образом, мощность увеличивается пропорционально квадрату частоты вращения.
3) х = - 1.
Следовательно, с ростом частоты вращения мощность на валу рабочей машины остается постоянной.
3) х = 2.
Мощность, потребляемая рабочей машиной, растет пропорционально кубу частоты вращения. Такая зависимость характерна для вентиляторов и центробежных насосов.
Следует отметить, что квадратичная зависимость момента и кубическая зависимость мощности от скорости справедливы при постоянстве КПД вентилятора или насоса. А это наблюдается при небольших изменениях частоты вращения. В случае существенного изменения частоты вращения эта зависимость нарушается и рост мощности, потребляемой рабочей машиной, будет несколько ниже.
У реальных машин зависимость Р = f() может иметь разнообразные виды, не поддающиеся аппроксимации. В тех случаях, когда механическая характеристика рабочей машины не подходит к рассмотренным частным случаям, эту характеристику разбивают на несколько отрезков, на которых х будет равен 0; 1; -1; 2. Последовательно меняя х и пределы изменения частоты вращения, можно проводить аналитические исследования энергетики электропривода.
Рис.1.3. Зависимость мощности рабочей машины от угловой скорости: 1 – вентилятора; 2 - зерновой нории ; 3 – конвейера;
4 – генератора постоянного тока.
Из курса электрических машин известны следующие соотношения между напряжением сети, ЭДС Е, частотой вращения , током I в установившемся режиме работы электрической машины:
U = E + Ir (2.1); E = cФ(2.2); r = rя + Rдоб (2.3)
Выражение (2.4) называется электромеханической (или скоростной) характеристикой двигателя.
Если в процессе работы электрической машины значения напряжения, потока возбуждения и сопротивления остаются неизменными, то
(2.5)
где - частота вращения идеального холостого хода двигателя при I = 0; i - коэффициент жесткости электромеханической характеристики, = U/сФ;
i = (rя + Rдоб)/cФ. (2.6)
Электромеханическая характеристика - это прямая линия 1, которая проходит через две точки (рис.2.1):
координаты первой точки: частота вращения равна нулю, ток равен пусковому .
координаты второй точки: ток равен нулю, частота вращения =о. Из курса электрических машин известно, что значение электромагнитного момента
М = сФI. (2.7)
Подставим значение тока из выражения (2.7) в (2.4):
= U/сФ - (rя + Rдоб)М/(сФ)2. ( 2.8 )
Рис.2.1.Электромеханические - 1, 2 и механические – 3, 4 характеристики двигателя постоянного тока параллельного возбуждения.
Это выражение представляет механическую, характеристику двигателя. При постоянстве U, ФU и Rдоб , уравнение (2.8) можно записать в виде
=о - МM. (2.9)
где М - жесткость механической характеристики,
М = ( rя + Rдоб)/(cФ)2
График механической характеристики 3 представлен на рис 2.1.
В области значительных нагрузок (I > IH) в электрической машине начинает проявляться реакция якоря, и график 2 реальной электромеханической характеристики будет иной. При учете реакции якоря и механические характеристики двигателя несколько изменяются [4].
Механическая и электромеханическая характеристики являются естественными, если U = UHДВ; Rдоб = 0: Ф = ФНОМ . Их. уравнения имеют следующий вид:
(2.10)
(2.11)
На практике необходимо знать характер изменения частоты вращения на валу от момента двигателя. График изменения частоты вращения и момента строят следующим образом [18]. Вначале определяют номинальный момент на валу, соответствующий номинальной частоте вращения:
. (2.12)
Номинальный электромагнитный момент равен
(2.13)
Разность Мнэ и Мнв дает момент холостого хода. Этот момент обусловлен потерями самого двигателя на перемагничивание стали якоря, вентиляцию и на трение в подшипниках:
Мхх = Мнэ - Мнв . (2.14)
Если подставим значение в выражение (2.11), получим частоту вращения холостого хода. При работе на естественной характеристике частота вращения двигателя обычно изменяется незначительно, следовательно, Мхх можно считать постоянным.
Рис.2.2. Зависимость угловой скорости двигателя постоянного тока независимого возбуждения от электромагнитного момента и
момента на его валу.
Соединив точки (Мнв и ) и (М = 0, и ), получим график изменения частоты вращения на валу двигателя от момента (рис.2.2). Для построения естественных электромеханической и механической характеристик двигателя постоянного тока независимого (параллельного) возбуждения необходимы
РH - номинальная мощность двигателя, кВт;
UH - номинальное напряжение двигателя, В;
IH - номинальный ток двигателя, А;
- номинальная частота вращения вала, .
Иногда в паспортных данных отсутствует значение номинального тока двигателя, дается номинальный КПД двигателя .
Для практических целей обычно строится не вся механическая характеристика, а часть, соответствующая изменению момента от нуля до Мном (иногда до 2,5 Мном) В этой части механическая характеристика линейна. Для ее построения достаточно двух точек с координатами:
При расчете координат этих точек последовательно определяем
1) номинальный КПД двигателя
(2.15)
если известен к.п.д., определяем ток:
2) сопротивление якорной цепи
3) номинальную угловую частоту вращения
4)постоянный коэффициент
;
5)координаты первой точки
6) координаты второй точки
МНЭ = сФHIHMНВ = РН103/ ;
7) момент холостого хода
МХХ = МНЭ - МНВ;
8) уравнение естественной характеристики для
электромагнитного момента
= UН/сФН - МrЯ/(сФн)2.
Приравниваем М = МХХ и определяем
= UН/сФН - rЯ М / (сФн)2 МВ = 0
По данным пунктов 5 и б строим график = f(MЭ), а пунктов б и 9 - график = f(Мв) (рис.2.2). График = f(Мв) можно получить сразу после построения = f(MЭ), не проводя вычислений по пунктам 7, 8, 9. Для этого необходимо отложить М при номинальной частоте вращения и через полученную точку провести прямую, параллельную графику электромагнитного момента. Пересечение вновь построенной прямой с осью частоты вращения дает ХХ.
При необходимости исследовать характер изменения момента двигателя на всем диапазоне изменения частоты вращения от нуля до , то координаты третьей точки: